Закреплена за кафедрой | НЕТ (реорганизована) 4 |
---|---|
Направление подготовки | 46.04.02. Документоведение и архивоведение |
Профиль | Документационные системы и архивы в региональной системе управления |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 7 ЗЕТ |
Учебный план | 46_04_02_ДСиА-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Практические | 40 | 40 | 40 | 40 |
Сам. работа | 161 | 161 | 161 | 161 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 252 | 252 | 252 | 252 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НЕТ (реорганизована) 4
Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.
1.1. | Целью дисциплины является комплексное освоение студентами основных теоретических и практических подходов к организации управления документами. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-2 | готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения |
ОПК-3 | способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности |
ОПК-5 | способность применять знания в области психологии управления коллективом |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | законодательные, нормативно-методические акты в области управления документами, основные отечественные и зарубежные концепции организации управления документами, направления развития информационных технологий в области управления документами. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | организовать создание, использование и хранение документов в организациях и архивах; разработать нормативные акты по управлению документами в системе менеджмента качества организации. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | применения профессиональной терминологии в области делопроизводства и архивного дела, практической работы как с оперативными, так и с архивными документами, в том числе в информационных системах организации или архива. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теория и правовые основы управления документами | ||||||
1.1. | Терминологические проблемы сферы работы с документами | Лекции | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-3, ОПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Терминологические проблемы сферы работы с документами | Практические | 1 | 4 | ОК-2, ОПК-3, ОПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Нормативная база делопроизводства и архивного дела | Лекции | 1 | 4 | ОК-2, ОПК-3, ОПК-5 | Л1.1 |
1.4. | Нормативная база делопроизводства и архивного дела | Практические | 1 | 4 | ОК-2, ОПК-3, ОПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Управление оперативными документами | ||||||
2.1. | Системы документации. Система официальных документов | Лекции | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-3, ОПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Системы документации. Система официальных документов | Практические | 1 | 4 | ОК-2, ОПК-3, ОПК-5 | Л1.1 |
2.3. | Жизненный цикл документа и документооборот | Лекции | 1 | 4 | ОК-2, ОПК-3, ОПК-5 | Л1.1 |
2.4. | Жизненный цикл документа и документооборот | Практические | 1 | 6 | ОК-2, ОПК-3, ОПК-5 | Л1.1 |
Раздел 3. Управление архивными документами | ||||||
3.1. | Управление архивным делом. Система архивных учреждений | Лекции | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-3, ОПК-5 | Л1.1 |
3.2. | Управление архивным делом. Система архивных учреждений | Практические | 1 | 4 | ОК-2, ОПК-3, ОПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Этапы бытования архивного документа | Лекции | 1 | 4 | ОК-2, ОПК-3, ОПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Этапы бытования архивного документа | Практические | 1 | 6 | ОК-2, ОПК-3, ОПК-5 | Л1.1 |
Раздел 4. Информационные технологии в управлении документами | ||||||
4.1. | Электронный документ: теория и практика применения | Лекции | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-3, ОПК-5 | Л1.1 |
4.2. | Электронный документ в системе управления информационным обществом | Лекции | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-3, ОПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Электронный документ: теория и практика применения | Практические | 1 | 4 | ОК-2, ОПК-3, ОПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
4.4. | Электронный документ в системе управления информационным обществом | Практические | 1 | 4 | ОК-2, ОПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Управление документами как элемент системы менеджмента качества организации | ||||||
5.1. | Этапы разработки процедуры управления документацией | Лекции | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-3, ОПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Этапы разработки процедуры управления документацией | Практические | 1 | 4 | ОК-2, ОПК-3, ОПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
5.3. | Изучение литературы и источников по курсу. Подготовка к аттестации. | Сам. работа | 1 | 161 | ОК-2, ОПК-3, ОПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
5.4. | Экзамен | 1 | 27 | ОК-2, ОПК-3, ОПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к экзамену: 1. Проблемы определения термина документ (данные, информация): история и современности 2. Терминологические проблемы «управления документами»: зарубежный и отечественный опыт 3. Профессиональные сообщества и блоги документоведов и архивистов в сети интернет 4. Системы документации. Система организационно-распорядительных документов. 5. Жизненный цикл документа и документооборот 6. Архивный документ и архивный фонд 7. Управление архивным делом. Система архивных учреждений 8. Электронный документ или электронная копия документа: понятие и правовые основы 9. Использование электронных документов в организации. Что хранят архивы? 10. Управление документами как элемент системы менеджмента качества организации |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Обзор нормативной базы в области управления документами: зарубежные и отечественные тенденции 2. Профессиональные интернет-ресурсы документоведов и архивистов 3. Движение документов в организации. Оперограммы 4. Негосударственные архивы в России 5. Архивный документ как информационный ресурс и исторический источник 6. Электронные документы в управлении и архивах 7. Современная технология управления документами и информационные системы 8. Сайты государственных и муниципальных органов как информационные ресурсы 9. Электронные документы и историко-культурное наследие России: актуальные вопросы 10. Документирование процесса управления в системе менеджмента качества Полный перечень письменных заданий представлен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1428 |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Полный перечень заданий представлен в ФОС по дисциплине (см. приложение) и ЭУМКД: https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=1428 |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Брюханова Е.А. | Управление документами: | АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шульгина М. В. | Архивоведение: | ИД САФУ, 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.termika.ru - Консалтинговая группа «Термика» | |||
Э2 | http://archives.ru - Официальный сайт Федерального архивного агентства | |||
Э3 | http://www.rusarchives.ru - Портал «Архивы России» | |||
Э4 | www.eos.ru - Компания Электронные офисные системы | |||
Э5 | http://culture22.ru -Управления Алтайского края по культуре и архивному делу | |||
Э6 | http://www.archiv.ab.ru - Краевого государственного казенного учреждения «Государственный архив Алтайского края» | |||
Э7 | http://www.garant.ru/ – ГАРАНТ. Информационно-правовой портал | |||
Э8 | http://www.consultant.ru/ – Официальный сайт компании «Консультант Плюс» | |||
Э9 | http://www.gdm.ru/ – Гильдия Управляющих Документацией | |||
Э10 | http://e.lanbook.com - Электронная библиотечная система "ЛАНЬ | |||
Э11 | http://www.biblioclub.ru - Университеская библиотека online | |||
Э12 | http://www2.termika.ru/issao - Информационная система архивистов России | |||
Э13 | Курс в Moodle "Управление документами" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Целью дисциплины является комплексное освоение студентами основных теоретических и практических подходов к организации управления документами. Изучение дисциплины направлено на получение теоретических знаний и практических навыков подготовки, оформления и организации работы с документами в делопроизводственных службах, архивах, а также в системах электронного документооборота. Обучающимся предлагается традиционная форма обучения в виде лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также возможность дистанционного выполнения некоторых видов заданий и итогового контроля в рамках ЭУМКД. Курс включает 5 разделов. В первом разделе необходимо обратить внимание на наличие нескольких терминов, обозначающих сферу работы с документами, а также разную трактовку этих терминов в нормативных документах. При изучении данной темы рекомендуется изучить дискуссии по применению базовых терминов, представленных в статьях Е.С. Белоус, А.Н. Соковой, а также изучить ГОСТы в области терминологической базы управления документами, делопроизводства и архивного дела. При изучении нормативно-правовой базы следует рассматривать не только федеральные законы, регулирующие сферу делопроизводства, например, «Об архивном деле в Российской Федерации», «Об информации, информационных технологиях и защите информации», «О порядке рассмотрения обращений граждан», но и ГОСТы в области менеджмента качества и управления документами, определяющие актуальные подходы к организации работы с документами на предприятиях. В рамках практических заданий магистранты получают навыки анализа нормативно-правовых актов, в том числе в области управления документами. При изучении второго раздела обучающимся следует рассмотреть существующие в современном делопроизводстве системы документации, их структуру и состав документов. Кроме того, на основе изучения научной литературы (В.П. Козлов, М.В. Ларин) и ГОСТов по управлению документами необходимо изучить этапы жизненного цикла документа. В ходе практических занятий студенты учатся планировать этапы жизненного цикла разных видов документов на основе оперограмм. Третий раздел посвящен управлению архивными документами. Работа с архивными документами в контексте системы управления документами является наименее «стандартизированной», т.е. по этому направлению работы с документами не представлены российские стандарты серии 15489 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу» и серии 30301 «Информация и документация». Тем не менее, в стандартах представлен порядок проведения экспертизы ценности документов и определения сроков их хранения в контексте управления документов, на что следует обратить внимание обучающимся. На практических занятиях магистранты сравнивают принципы и подходы проведения ЭЦД по требованиям современного архивного дела и в концепции управления документами. В четвертом разделе учащимся следует обратить внимание на то, что современная сфера работы с документами ориентирована на создание и функционирование электронных систем, в том числе систем управления документами. В рамках лекционных и практических занятий магистрантам необходимо изучить принципы построения электронной системы делопроизводства и ее различные варианты, основы придания юридической силы электронным документам, возможности долговременного хранения электронных документов и возможные проблемы их сохранности. В пятом разделе учащимся необходимо рассмотреть управление документами как элемент системы менеджмента качества, а именно изучить характеристики систем управления документами, основные этапы разработки и внедрения систем управления документами (планирование, внедрение, мониторинг и аудит), риски для документных процессов и систем. В рамках выполнения практического задания магистранты получают навыки планирования и документирования системы управления документами как элемента системы менеджмента качества организации. При самостоятельной работе необходимо внимательно изучать нормативно-методическую базу в области управления документами, а также делопроизводства и архивного дела, обращать внимание на даты и сроки действия нормативно-методических документов. Помимо нормативно-методической базы, при подготовке к занятиям и итоговому контрою рекомендуется также использовать научные публикации специалистов в области управления документами, делопроизводства и архивного дела, представленные в учебных, научных и периодических изданиях соответствующей сферы. Дополнительные материалы можно также найти в ЭУМКД. Рекомендуемые к изучению нормативно-методические документы, статьи, содержащие актуальные исследования или дискуссионные моменты управления документами, делопроизводства или архивного дела, а также задания к практическим занятиям представлены в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1428. К экзамену допускаются студенты, выполнившие практические задания на 71% или выше. Экзамен может проводиться в форме теста или устно по билетам. Порядок оценивания практических заданий, а также проведения экзамена представлен в Фонде оценочных средств. |