Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.03. Антропология и этнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_03_АиЭ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 48 | 48 | 48 | 48 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин
1.1. | Целью освоения дисциплины является формирование четких представлений об особенностях психологии у разных народов планеты, а также о культурных особенностях народов, связанных с ментальными установками. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ПК-2 | способностью использовать базовые знания в области теории и методологии антропологии и этнологии |
ПК-5 | владением специальными знаниями, полученными в рамках профилированной подготовки (языки народов Российской Федерации, иностранные языки, методики работы с антропологическими материалами, полевыми этнографическими материалами) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Особенности этнических, конфессиональных и культурных различий народов мира Основные понятия и термины этнологической и психологической наук |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Толерантно воспринимать социальные, этнические и конфессиональные различия Использовать базовые антропологические знания при изучении этнопсихологии народов |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Работы в коллективе и опыт изучения этнопсихологических особенностей народов Владеть методиками работы с антропологическим и этнопсихологическим материалом |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет и задачи этнопсихологии | ||||||
1.1. | Этнопсихологичесие знания в отраслях и направлениях психологии. Этнопсихология как раздел социальной психологии | Лекции | 8 | 8 | ОК-6, ПК-2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.2. | Этническая культура как совокупность моделей поведения. Этнопсихология и теория взаимодействия групп. Этнопсихология и теория защитных механизмов этноса. Пределы социально-психологической интерпретации этнокультурных явлений. | Сам. работа | 8 | 16 | ОК-6, ПК-2 | Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Этнопсихология в системе этнологического знания. Этнопсихология и политология. Этнопсихология и структурно-функциональная социология. Этнопсихология и конфликтология | Практические | 8 | 12 | ОК-6, ПК-2 | Л2.1, Л2.2 |
1.4. | История этнопсихологии | Лекции | 8 | 8 | ОК-6, ПК-2 | Л2.1 |
1.5. | Изучение картины мира (Р. Редфильд). Психологическая антропология в 60–70 е годы (Ф. Хсю, Дж. Хонигман) | Сам. работа | 8 | 16 | ОК-6, ПК-2 | Л2.1 |
1.6. | Исследования национального характера: личностно-центрированный подход и культуро-центрированный подход (М. Мид, Р. Бенедикт, Г. Горер). Ценностный подход | Практические | 8 | 12 | ОК-6, ПК-2, ПК-5 | Л2.1 |
1.7. | Когнитивная антропология как часть этнопсихологии. Проблемы значимых систем, культурных схем и сценариев | Лекции | 8 | 8 | ОК-6, ПК-2, ПК-5 | Л2.1 |
1.8. | Психоаналитическая антропология. Антропология развития. Культура и ее связь с психологией | Практические | 8 | 12 | ОК-6, ПК-2, ПК-5 | Л2.1 |
1.9. | Культурная психология как часть этнопсихологии. Российская культурно-историческая школа (Выготский, Лурия, Леонтьев). Развитие в рамках культурной психологии теории артефактов, теории социализации, теории восприятия. Зависимость коммуникации от культурного контекста. | Сам. работа | 8 | 16 | ОК-6, ПК-2, ПК-5 | Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы: 1. Этнопсихология как раздел социальной психологии. 2. Этнопсихология в системе этнологического знания. 3. Этнопсихология в социологии, конфликтологии, политологии. 4. Культурная антропология и этнопсихология. 5. Методы сравнительно-культурных исследований. 6. Исследования социального характера (Э. Фромм). 7. Исследования национального характера: личностно-центрированный подход и культуро-центрированный подход (М. Мид, Р. Бенедикт, Г. Горер). 8. Ценностный подход (К. Клакхон, Ф. Клакхон, Р. Стродбек). 9. Изучение картины мира (Р. Редфильд). 10. Психологическая антропология в 1960–70 е годы (Ф. Хсю, Дж. Хонигман). 11. Когнитивная антропология как часть этнопсихологии. 12. Концепция К. Гирца. 13. Опытно-процессуальная модель культуры Т. Шварца. 14. Концепция Р. Д’Андрада. 15. Теория «конструирования миров» Р. Шведера. 16. Российская культурно-историческая школа. 18. Культурная психология. 19. Классификация психологических методов. 20. Особенности проведения этнопсихологических исследований и интерпретации данных. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы: 1. Этнос как социально-психологическая группа. 2. Механизмы социального контроля. 3. Теория защитных механизмов этноса. 4. Социально-психологическая интерпретации этнокультурных явлений. 5. Культурная обусловленность восприятия памяти. 6. Этнические культуры. 7. Межкультурные различия. 8. Вина и стыд как механизмы социального контроля. Рефераты: 1. Этнопсихология как раздел социальной психологии. 2. Этнопсихология в системе этнологического знания. 3. Этнопсихология и конфликтология. 4. Этнопсихология и политология. 5. Антропология развития. 6. Культурная психология. 7. Российская культурно-историческая школа. 8. Когнитивная антропология. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Практические задания: 1. Внимательно изучение работу Кочеткова В.В. Психология культурных различий (М., 2009). Составьте на основе прочитанного таблицу основных культурных архетипов, разделив ее на две колонки с указанием народов и архетипов. 2. Выберите один из российских малых народов и составьте его психологический портрет. При выполнении задания нужно указать ключевые психологические характеристики (1–5). В заключении укажите список использованной литературы и источников. 3. Подготовьте анализ иллюстрированного учебника (Мандель, Б.Р. Этнопсихология : иллюстрированный учебник / Б.Р. Мандель. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 412 с. : ил. - Библиогр.: с. 369-372. - ISBN 978-5-4475-4022-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275613 (05.09.2016).) Используйте следующий план работы: 1) Библиографическое описание издания 2) Основные результаты исследования и выводы (0,5-1 страница) 3) Общая характеристика использованных источников и иллюстраций 4) Оценка значения издания |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Лебедева Н.М. | ЭТНОПСИХОЛОГИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ермаков В. А. | Психология и педагогика: Учебное пособие | Евразийский открытый институт, 2011 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Мандель, Б.Р. | Современные и традиционные технологии педагогического мастерства: учебное пособие для магистрантов | Директ-Медиа, 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364342 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ] | |||
Э2 | Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER/ ] | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с логикой содержания дисциплины. При изучении разделов курса студенты должны ознакомиться с особенностями этнических, конфессиональных и культурных различий народов мира и основными понятиями и терминами этнологической и психологической наук; толерантно воспринимать социальные, этнические и конфессиональные различия, использовать базовые антропологические знания при изучении этнопсихологии народов; усвоить навыками работы в коллективе и опыт изучения этнопсихологических особенностей народов, методики работы с антропологическим и этнопсихологическим материалом. Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при под-готовке к зачету. Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к экзамену. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее. Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. Результаты самостоятельной работы проверяются на зачете. По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме (письменная работа, реферат) преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу. К зачету допускаются студенты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Зачет призван оценить освоение студентом дисциплины «Этнопсихология», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, уме-ние логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки. В зачетный билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут. Оценивание ответа на зачетном занятии опирается на установленные критерии. «Зачтено» получает студент, который дал полный, логически последовательный, развернутый ответ, в котором он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы дисциплины. «Не зачтено» получает студент, который не дал ответа или дал ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области и компетенции оказались, таким образом, не сформированы в необходимом объеме учебной программы дисциплины. |