МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этнопсихология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_АиЭ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н, профессор, В.В. Горбунов

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, И.И. Назаров

Рабочая программа дисциплины
Этнопсихология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.03 «Антропология и этнология», утвержденный приказом Министерства науки и образования Российской Федерации от 7 августа 2014 г. №948.

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является формирование четких представлений об особенностях психологии у разных народов планеты, а также о культурных особенностях народов, связанных с ментальными установками.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-2 способностью использовать базовые знания в области теории и методологии антропологии и этнологии
ПК-5 владением специальными знаниями, полученными в рамках профилированной подготовки (языки народов Российской Федерации, иностранные языки, методики работы с антропологическими материалами, полевыми этнографическими материалами)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Особенности этнических, конфессиональных и культурных различий народов мира
Основные понятия и термины этнологической и психологической наук
3.2.Уметь:
3.2.1.Толерантно воспринимать социальные, этнические и конфессиональные различия
Использовать базовые антропологические знания при изучении этнопсихологии народов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Работы в коллективе и опыт изучения этнопсихологических особенностей народов
Владеть методиками работы с антропологическим и этнопсихологическим материалом

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи этнопсихологии
1.1. Этнопсихологичесие знания в отраслях и направлениях психологии. Этнопсихология как раздел социальной психологии Лекции 8 8 ОК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Этническая культура как совокупность моделей поведения. Этнопсихология и теория взаимодействия групп. Этнопсихология и теория защитных механизмов этноса. Пределы социально-психологической интерпретации этнокультурных явлений. Сам. работа 8 16 ОК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2
1.3. Этнопсихология в системе этнологического знания. Этнопсихология и политология. Этнопсихология и структурно-функциональная социология. Этнопсихология и конфликтология Практические 8 12 ОК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2
1.4. История этнопсихологии Лекции 8 8 ОК-6, ПК-2 Л2.1
1.5. Изучение картины мира (Р. Редфильд). Психологическая антропология в 60–70 е годы (Ф. Хсю, Дж. Хонигман) Сам. работа 8 16 ОК-6, ПК-2 Л2.1
1.6. Исследования национального характера: личностно-центрированный подход и культуро-центрированный подход (М. Мид, Р. Бенедикт, Г. Горер). Ценностный подход Практические 8 12 ОК-6, ПК-2, ПК-5 Л2.1
1.7. Когнитивная антропология как часть этнопсихологии. Проблемы значимых систем, культурных схем и сценариев Лекции 8 8 ОК-6, ПК-2, ПК-5 Л2.1
1.8. Психоаналитическая антропология. Антропология развития. Культура и ее связь с психологией Практические 8 12 ОК-6, ПК-2, ПК-5 Л2.1
1.9. Культурная психология как часть этнопсихологии. Российская культурно-историческая школа (Выготский, Лурия, Леонтьев). Развитие в рамках культурной психологии теории артефактов, теории социализации, теории восприятия. Зависимость коммуникации от культурного контекста. Сам. работа 8 16 ОК-6, ПК-2, ПК-5 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы:
1. Этнопсихология как раздел социальной психологии.
2. Этнопсихология в системе этнологического знания.
3. Этнопсихология в социологии, конфликтологии, политологии.
4. Культурная антропология и этнопсихология.
5. Методы сравнительно-культурных исследований.
6. Исследования социального характера (Э. Фромм).
7. Исследования национального характера: личностно-центрированный подход и культуро-центрированный подход (М. Мид, Р. Бенедикт, Г. Горер).
8. Ценностный подход (К. Клакхон, Ф. Клакхон, Р. Стродбек).
9. Изучение картины мира (Р. Редфильд).
10. Психологическая антропология в 1960–70 е годы (Ф. Хсю, Дж. Хонигман).
11. Когнитивная антропология как часть этнопсихологии.
12. Концепция К. Гирца.
13. Опытно-процессуальная модель культуры Т. Шварца.
14. Концепция Р. Д’Андрада.
15. Теория «конструирования миров» Р. Шведера.
16. Российская культурно-историческая школа.
18. Культурная психология.
19. Классификация психологических методов.
20. Особенности проведения этнопсихологических исследований и интерпретации данных.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы:
1. Этнос как социально-психологическая группа.
2. Механизмы социального контроля.
3. Теория защитных механизмов этноса.
4. Социально-психологическая интерпретации этнокультурных явлений.
5. Культурная обусловленность восприятия памяти.
6. Этнические культуры.
7. Межкультурные различия.
8. Вина и стыд как механизмы социального контроля.
Рефераты:
1. Этнопсихология как раздел социальной психологии.
2. Этнопсихология в системе этнологического знания.
3. Этнопсихология и конфликтология.
4. Этнопсихология и политология.
5. Антропология развития.
6. Культурная психология.
7. Российская культурно-историческая школа.
8. Когнитивная антропология.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Практические задания:
1. Внимательно изучение работу Кочеткова В.В. Психология культурных различий (М., 2009). Составьте на основе прочитанного таблицу основных культурных архетипов, разделив ее на две колонки с указанием народов и архетипов.
2. Выберите один из российских малых народов и составьте его психологический портрет. При выполнении задания нужно указать ключевые психологические характеристики (1–5). В заключении укажите список использованной литературы и источников.
3. Подготовьте анализ иллюстрированного учебника (Мандель, Б.Р. Этнопсихология : иллюстрированный учебник / Б.Р. Мандель. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 412 с. : ил. - Библиогр.: с. 369-372. - ISBN 978-5-4475-4022-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275613 (05.09.2016).) Используйте следующий план работы:
1) Библиографическое описание издания
2) Основные результаты исследования и выводы (0,5-1 страница)
3) Общая характеристика использованных источников и иллюстраций
4) Оценка значения издания

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лебедева Н.М. ЭТНОПСИХОЛОГИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ермаков В. А. Психология и педагогика: Учебное пособие Евразийский открытый институт, 2011 biblioclub.ru
Л2.2 Мандель, Б.Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства: учебное пособие для магистрантов Директ-Медиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364342
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Э2 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER/ ]
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с логикой содержания дисциплины. При изучении разделов курса студенты должны ознакомиться с особенностями этнических, конфессиональных и культурных различий народов мира и основными понятиями и терминами этнологической и психологической наук; толерантно воспринимать социальные, этнические и конфессиональные различия, использовать базовые антропологические знания при изучении этнопсихологии народов; усвоить навыками работы в коллективе и опыт изучения этнопсихологических особенностей народов, методики работы с антропологическим и этнопсихологическим материалом.
Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при под-готовке к зачету.
Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к экзамену. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее.
Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. Результаты самостоятельной работы проверяются на зачете.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме (письменная работа, реферат) преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
К зачету допускаются студенты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Зачет призван оценить освоение студентом дисциплины «Этнопсихология», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, уме-ние логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.
В зачетный билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут.
Оценивание ответа на зачетном занятии опирается на установленные критерии. «Зачтено» получает студент, который дал полный, логически последовательный, развернутый ответ, в котором он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы дисциплины. «Не зачтено» получает студент, который не дал ответа или дал ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области и компетенции оказались, таким образом, не сформированы в необходимом объеме учебной программы дисциплины.