МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русская устная разговорная речь

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_РЯЛ-12-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 120
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 120 120 120 120
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент Доронина С.В.

Рецензент(ы):
доктор филологических наук , профессор Трубникова Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Русская устная разговорная речь

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н. профессор Т.В. Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.н. профессор Т.В. Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс является дисциплиной по выбору основной профессиональной образовательной программы.
Учебный курс нацелен на формирование и развитие комплексной практической компетенции на русском языке, представляющей собой совокупность знаний, умений, способностей личности, необходимых для устного общения в повседневной жизни и включающей умение аудирования и беглой устной речи на изучаемом языке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии
ПК-1 владением навыками самостоятельного проведения научных исследований в области системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные фонетические, лексические, грамматические, словообразовательные явления и закономерности функционирования русского языка в соответствии с требованиями сертификационного уровня В2
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать грамматику в беглой устной речи на бытовые темы, понимать тексты естественной устной речи, вычленять единицы речевой структуры
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками сбора и анализа/интерпретации языковых фактов устной разговорной речи

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Язык устной разговорной речи
1.1. Синтаксис разговорного стиля Лекции 1 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Разговорная лексика русского языка Лекции 1 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Язык устной разговорной речи Сам. работа 1 32 ОПК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Актуальные темы устной разговорной речи
2.1. Проблемы современной молодой семьи Практические 1 2 ОПК-4 Л1.2, Л2.1
2.2. проблемы современной молодой семьи Сам. работа 1 20 ОПК-4 Л1.2, Л2.1
2.3. Жизнь в городе Практические 1 2 ОПК-4 Л1.2, Л2.1
2.4. Жизнь в городе Сам. работа 1 20 ОПК-4 Л1.2, Л2.1
2.5. Проблемы здоровья Практические 1 4 ОПК-4 Л1.2, Л2.1
2.6. Проблемы здоровья Сам. работа 1 10 ОПК-4 Л1.2, Л2.1
2.7. О путешествиях Практические 1 4 ОПК-4 Л1.2, Л2.1
2.8. О путешествиях Сам. работа 1 18 ОПК-4 Л1.2, Л2.1
2.9. кухня разных стран Практические 1 4 ОПК-4 Л1.2, Л2.1
2.10. кухня разных стран Сам. работа 1 10 ОПК-4 Л1.2, Л2.1
2.11. Богатые и бедные Практические 1 4 ОПК-4 Л1.2, Л2.1
2.12. Богатые и бедные Сам. работа 1 10 ОПК-4 Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. прилагаемый файл
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. прилагаемый файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Стрельчук Е.Н. Русский язык и культура речи в иностранной аудитории: теория и практика. Учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта, 20116 // ЭБС «Лань», 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Н. В. Баско Обсуждаем глобальные проблемы, повторяем русскую грамматику: учеб. пособие по рус. яз. для иностр. учащихся М.: Русский язык. Курсы, 2013
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Богомолов А.Н. Новости из России. Русский язык в средствах массовой информации:: учебное пособие для изучающих русский язык как иностранный М.: Русский язык. Курсы, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык» содержит нормативные документы по русскому языку, орфографический словарь, толковый словарь, словарь трудностей ударения и произношения, имен собственных. Статьи по разным разделам лингвистики. www.gramota.ru
Э2 Информационно-справочная система «Корпус русского языка», основанная на собрании русских текстов в электронной форме (общим объемом более 500 млн. слов) Корпус предназначен для профессиональных лингвистов, преподавателей языка, школьников и студентов, иностранцев, изучающих русский язык. www.ruscorpora.ru
Э3 Справочно-информационный Интернет-портал, содержащий наиболее популярные толковые и культурологические словари, снабженные системой интерактивного поиска www.slovari.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Предусмотрено контрольное тестирование по каждому разделу курса. Тестирование проводится в аудитории под контролем преподавателя. К тестированию не допускаются студенты, не выполнившие задания обучающего характера.
Итоговая аттестация осуществляется автоматически по результатам выполнения заданий, предусмотренных формами аттестации по разделам курса.
- Аттестационные испытания проводятся преподавателем, ведущим лекционные занятия по данной дисциплине, или преподавателями, ведущими практические и лабораторные занятия (кроме устного экзамена). Присутствие посторонних лиц в ходе проведения аттестационных испытаний без разрешения ректора или проректора не допускается (за исключением работников университета, выполняющих контролирующие функции в соответствии со своими должностными обязанностями). В случае отсутствия ведущего преподавателя аттестационные испытания проводятся преподавателем, назначенным письменным распоряжением по кафедре (структурному подразделению).
- Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, допускаются на аттестационные испытания в сопровождении ассистентов-сопровождающих.
- Во время аттестационных испытаний обучающиеся могут пользоваться программой учебной дисциплины, а также с разрешения преподавателя справочной и нормативной литературой, калькуляторами.
- Время подготовки ответа при сдаче зачета/экзамена в устной форме должно составлять не менее 40 минут (по желанию обучающегося ответ может быть досрочным). Время ответа – не более 15 минут.
- При подготовке к устному экзамену экзаменуемый, как правило, ведет записи в листе устного ответа.
- Оценка результатов устного аттестационного испытания объявляется обучающимся в день его проведения. При проведении письменных аттестационных испытаний или компьютерного тестирования – в день их проведения или не позднее следующего рабочего дня после их проведения.
- Результаты выполнения аттестационных испытаний, проводимых в письменной форме, форме итоговой контрольной работы или компьютерного тестирования, должны быть объявлены обучающимся и выставлены в зачётные книжки не позднее следующего рабочего дня после их проведения.

Зачет проводится в конце семестра. Зачет включает устранение задолженностей, возникших в результате неудовлетворительной аттестации по разделам курса.