МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Клиническая психология сексуальных расстройств

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 15
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 15 15 15 15
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Юсупов Павел Рафаэльевич

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Клиническая психология сексуальных расстройств

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2016-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Знание и понимание форм сексуальных расстройств
Знание о норме и патологии сексуального влечения
Знание о различных методологиях изучения и классификации сексуальныз расстройств
Знание способов психологического вмешательства при сексуальных расстройствах
Знание о неблагоприятных факторах, обусловливающих развитие сексуальных расстройств

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью прогнозировать изменения, комплексно воздействовать на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи с использованием традиционных и инновационных методов и технологий
ПСК-2 оказание психологического сопровождения и психологической помощи различным категориям людей, попавшим в трудную жизненную ситуацию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- иметь представления о классификации сексуальных расстройств
- знать о причинах развития сексуальных рассройств
- иметь представление о мужских и женских сексуальных расстройствах
- знать о психологических способах работы с сексуальными дисфункциями
3.2.Уметь:
3.2.1.- уметь реализовать психологический анализ поведения при сексуальном расстройстве
- уметь применить знания о факторах развития сексуальных расстройств в контексте психологического вмешательства
- уметь применить знания о сексуальных дисфункциях в психологическом вмешательстве
- уметь сопоставить факторы различной природы в возникновении и развитии сексуальных расстройств
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владеть методами диагностики сексуальных расстройств
- владеть способами оценки поведения при сексуальном расстройстве
- владеть способами написания отчета по результатам вмешательства при сексуальных расстройствах
- владеть методами психологической оценки и диагностики в работе с сексуальными расстройствами

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сексуальные расстройства: подходы, классификации
1.1. Понятие сексуального расстройства Лекции 4 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.2. Этиология сексуальных расстройств Лекции 4 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.3. Сексуальная функция как личностная ценность человека Лекции 4 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.4. Причины сексуальных расстройств Лекции 4 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.5. Понятие и подходы к изучению сексуальных перверсий Лекции 4 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Сексуальные расстройства у мужчин
2.1. Сексуальное расстройство отсутствия или потери полового влечения Практические 4 2 ПК-9, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.2. Сексуальное расстройство нарушения эрекции Практические 4 2 ПК-9, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.3. Мужская диспареуния. Причины, методы и цели психологического вмешательства Практические 4 2 ПК-9, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.4. Нарушения оргазма: оргазмическая ангедония, психогенное анэякуляторное расстройство, затруднённая эякуляция Практические 4 2 ПК-9, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.5. Расстройство преждевременной эякуляции Практические 4 2 ПК-9, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.6. Синдром тревожного ожидания сексуальной неудачи Практические 4 1 ПК-9, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.7. Психологические подходы к пониманию перверсий в мужской сексопатологии Сам. работа 4 2 ПК-9, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 3. Сексуальные расстройства у женщин
3.1. Половая холодность (фригидность). Факторы возникновения, методы психологического вмешательства Практические 4 1 ПК-9, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.2. Функциональный болевой (алгический) синдром. Факторы возникновения, методы психологического вмешательства Практические 4 1 ПК-9, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.3. Вагинизм. Факторы возникновения, методы психологического вмешательства Практические 4 1 ПК-9, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.4. Нимфомания. Факторы возникновения, методы психологического вмешательства Практические 4 1 ПК-9, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.5. Мастурбация и онанизм у женщин Сам. работа 4 2 ПК-9, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.6. Психологические подходы к пониманию перверсий в женской сексопатологии Сам. работа 4 2 ПК-9, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.7. Парафилии: категории Практические 4 1 ПК-9, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.8. Педофилия, культурно-исторический контекст Практические 4 1 ПК-9, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.9. Фроттаж, Эксгибиционизм, Вуайеризм Практические 4 1 ПК-9, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.10. Трансвестизм, трансгендеризм Практические 4 1 ПК-9, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.11. Садизм, Мазохизм: патология или альтернативная форма сексуальности Практические 4 1 ПК-9, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.12. Рассмотрение категорий парафилий Сам. работа 4 1 ПК-9, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.13. Культурно-исторический анализ педофилии как перверсии сексуального влечения Сам. работа 4 2 ПК-9, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.14. Рассмотрение фроттажа, вуайеризма, эксгибицонизма Сам. работа 4 2 ПК-9, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.15. Изучение трансвестизма и трансгендеризма Сам. работа 4 1 ПК-9, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.16. Методы психологического вмешательства при сексуальных расстройствах Сам. работа 4 2 ПК-9, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.17. Семья и проблемы сексуальной жизни Сам. работа 4 1 ПК-9, ПСК-2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.18. Экзамен Экзамен 4 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Дать определение понятию сексуального расстройства
2. Сформулировать основные причины сексуальных расстройств.
3. Сформулировать психологические причины развития сексуальных расстройств
4. Определить существующие классификации и подходы к изучению сексуальных расстройств.
5. Определить причины и картину расстройства нарушения эрекции у мужчин.
6. Определить причины и картину диспареунии у мужчин.
7. Определить причины и картину оргазмической ангедонии у мужчин.
8. Сформулировать причины и картину психогенного анэякуляторного расстройства у мужчин.
9. Определить причины и формы затруднённой эякуляции у мужчин.
10. Объяснить синдром тревожного ожидания сексуальной неудачи.
11. Дать определение понятию сексуальная перверсия. Назвать типы сексуальных перверсий.
12. Сформулировать причины и картину половой холодности (фригидности) у женщин.
13. Определить причины функционального болевого (алгического) синдрома.
14. Сформулировать факторы возникновения, методы психологического вмешательства при алгическом синдроме у женщин.
15. Объяснить основную симптоматику вагинизма у женщин.
16. Сформулировать факторы возникновения вагинизма у женщин.
17. Проанализиолвать картину симптомов при нимфомании.
18. Сформулировать возможные психологические факторы нимфомании.
19. Рассмотреть психологические факторы эректильной дисфункции.
20. Расстройства половой идентификации.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Семья и проблемы сексуальной жизни.
2. Понятие сексуальной травмы.
3. Норма и сексуальное влечение.
4. Психологическое вмешательство при сексуальных расстройствах.
5. Сексуальные перверсии. Классификации, этиология.
6. Сексуальное влечение как компонент личности.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение




1. Коллоквиум - форма контроля, разновидность устного экзамена, массового опроса, позволяющая преподавателю в сравнительно небольшой срок выяснить уровень знаний студентов по данной теме дисциплины. Коллоквиум проходит обычно в форме дискуссии, в ходе которой обучающимся предоставляется возможность высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему, учиться обосновывать и защищать ее. Аргу-ментируя и отстаивая свое мнение, студент в то же время демонстрирует, насколько глу-боко и осознанно он усвоил изученный материал.

Вопросы для коллоквиума по теме 1.1.
1. Исторический обзор концепций и представлений о сексуальной норме и патоло-гии.
2. Отличия и особенности сексуальных расстройств.
3. Понятие сексуальной патологии и нормы
4. Этиология сексуальных расстройств.
5. Сексуальная функция как ценность человеческого существования.
6. Сексуальные расстройства у мужчин.
7. Сексуальное расстройство отсутствия или потери полового влечения у мужчин.
8. Сексуальное расстройство нарушения эрекции у мужчин.
9. Биологические, органические, психические и социальные факторы сексуальных расстройств.

Вопросы для коллоквиума по теме 1.2.

1. Мужская диспареуния. Причины, методы и цели психологического вмешатель-ства.
2. Нарушения оргазма: оргазмическая ангедония, психогенное анэякуляторное рас-стройство, затруднённая эякуляция.
3. Психологические подходы к пониманию перверсий в мужской сексопатологии.
4. Расстройство преждевременной эякуляции.
5. Синдром тревожного ожидания сексуальной неудачи.
6. Сексуальные расстройства у женщин.
7. Половая холодность (фригидность). Факторы возникновения, методы психологи-ческого вмешательства.

Вопросы для коллоквиума по теме 1.3.

1. Рождение психологической клиники. Формирование идеи о том, психическая па-тология по аналогии с соматическими болезнями должна получать лечение в спе-циальном месте, учреждении.
2. Функциональный болевой (алгический) синдром. Факторы возникновения, мето-ды психологического вмешательства.
3. Вагинизм. Факторы возникновения, методы психологического вмешательства.
4. Нимфомания. Факторы возникновения, методы психологического вмешательства.
5. Мастурбация и онанизм у женщин.
6. Психологические подходы к пониманию перверсий в женской сексопатологии


2. Реферат – продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой крат-кое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа опре-деленной научной темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Примерные темы для рефератов по теме 1.3.
1. Семья и проблемы сексуальной жизни.
2. Понятие сексуальной травмы.
3. Норма и сексуальное влечение.
4. Психологическое вмешательство при сексуальных расстройствах.
5. Сексуальные перверсии. Классификации, этиология.
6. Сексуальное влечение как компонент личности.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ключко О.И. Гендерная психология и педагогика: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2020 Заменить ссылку на: https://biblio-online.ru/book/711A80CA-3E33-4F12-B3B1-DB8587A778A6
Л1.2 Ключко О.И. - отв. ред. ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Сорокоумова Е. А., Талакова Е. А. ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Я-КОНЦЕПЦИЯ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ключко О. И. Гендерный подход в социальном познании и образовании: Научные монографии Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
офисные приложения (текстовые редакторы, электронные таблицы)
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации студентам для выполнения заданий текущего контроля
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется обратиться к преподавателю для уточнения индивидуальной формулировки задания. Студенту предлагается форма отчетности в виде: письменного конспекта, выступления на практическом занятии с докладом, выполнения конспекта-схемы и пр. Письменное индивидуальное контрольное задание студентом сдается преподавателю заблаговременно до окончания дисциплины или в установленные сроки. Устное индивидуальное контрольное задание рекомендуется выполнить при выступлении с докладом (сообщением) на практическом занятии по соответствующей работе теме.


Методические указания студентам для выполнения самостоятель-ной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обес-печивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии в качественном декларировании докладов, сообщений, выпол-нении индивидуальных контрольных работ и текущих тестовых заданий.

Для формирования представлений и навыков качественного ответа по предложенным темам студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литерату-рой по курсу аномалии личности, составлять развернутый конспект рас-сматриваемых тем.
Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомен-дуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. При успешном решении 90-100% заданий студент может заключить о своей ка-чественной подготовке по конкретному разделу дисциплины.
Перечисленные ниже проблематики тем контролируемой самостоя-тельной работы студента направлены на углубленное изучение и закреп-ление знаний студента в области аномалий личности, на формирование навыков анализа диагностики личностных расстройств.

На практических занятиях по предмету «Клиническая психология сексуальных растройств» рассматриваются концепции и представления о норме и патологии сексуального поведения, вопросы психологической диагностики и психологического вмешательства при сексуальных расстройствах. Практическая работа студентов на занятиях направлена на развитие самостоятельности, приобретение и закрепление умений и навыков понимания особенностей сексуальных расстройств, анализа подходов к рассмотрению психической нормы и патологии. Поэтому при подготовке к практическим занятиям студенту рекомендуется составлять конспект предложенных текстов по рассматриваемой проблематике, выделять важные и второстепенные признаки исследуемых явлений.
На практических занятиях, посвященных рассмотрению концепций сексуальных расстройств, студентам необходимо выслушивать доклады одногруппников, формулировать и задавать вопросы по проблемным аспектам теории, предлагать варианты их методологических решений.
На практических занятиях, посвященных анализу патологического сексуального поведения студентам предлагается провести анализ отдельных симптомов и признаков сексуального поведения.
К каждому практическому занятию студенты получают возможность сделать доклад по предложенным темам. На самом занятии они должны слушать и анализировать доклады сокурсников для участия в последующем обсуждении проблемы.
По итогам заслушанных выступлений студентам выставляются баллы, которые при необходимости трансформируются в оценки. Так за качественный и полный ответ, с примерами, выделением четких особенностей концепций выставляется 75 – 100 баллов (оценка «отлично»).
При достаточно содержательном ответе, но без примеров, либо с присутствием путаницы при дифференцировании основных понятий и принципов выставляется от 50 до 74 баллов (оценка «хорошо»).
А при плохом знакомстве с материалом предложенных тестов, при некачественно подготовленном выступлении, не выделении четких принципов той или иной концепции идентичности, а также неумении сформулировать вывод по содержанию своего выступления - выставляется от 25 до 49 баллов (оценка «удовлетворительно»).

Методические указания для подготовки к экзамену
При подготовке к прохождению экзаменационного контроля студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, выполнить индивидуальное контрольное задание.
При выборе письменного индивидуального контрольного задания сдать его преподавателю заранее до экзамена, при выполнении устного индивидуального контрольного задания студенту рекомендуется сделать выступление на практическом занятии по соответствующей работе теме.

Критерии получения оценки на экзамене:
Оценка «отлично» - высокая посещаемость лекционных и практических занятий, наличие индивидуальных конспектов лекций, законспектированных материалов для подготовки к практическим занятиям, успешно и своевременное выполнение индивидуального контрольного задания, решение тестовых заданий от 75% до 100%.
Оценка «хорошо» - посещаемость двух третей лекционных и практических занятий, наличие индивидуальных конспектов лекций, законспектированных материалов для подготовки к практическим занятиям, успешно и своевременное выполнение индивидуального контрольного задания, решение тестовых заданий от 51% до 74%.
Оценка «удовлетворительно» - посещаемость двух третей лекционных и практических занятий, законспектированных материалов для подготовки к содержанию лекционных и практических занятий, предоставление законспектированных материалов по выполнению индивидуального контрольного задания на экзамене преподавателю, решение тестовых заданий от 30% до 50%.