Закреплена за кафедрой | НЕТ (реорганизована) 4 |
---|---|
Направление подготовки | 46.04.01. История |
Профиль | Исторические знания в современном обществе |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 46_04_01_ИЗвСО-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 74 | 74 | 74 | 74 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НЕТ (реорганизована) 4
Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Владимиров Владимир Николаевич
1.1. | - сформировать у студентов основные представления о развитии «учетного дела» в России досоветского периода: причинах и специфике проведения различных видов учета населения, об основных принципах и методах сбора информации, выработать навыки критического анализа источников; - показать причины эволюции форм и содержания российских источников(материалов фискального, административного, церковного учета населения)в различные периоды отечественной истории. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-1 | способность к подготовке и проведению научно-исследователських работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры |
ПК-5 | способность к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные разновидности источников по учету населения; базовые понятия и показатели, которыми оперирует дисциплина; основные методы анализа информации истоячников по учету населения; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | критически оценивать информацию источников по учету населения и использовать ее в дальнейшей научной работе; работать с базовыми показателями; готовить научные публикации, опираясь на критический анализ документов |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками ориентации в источниковой базе российской истории; методикой работы со статистическими таблицами; навыками применения особого подхода к различным разновидностям исторических источников; навыками подготовки научных публикаций, опираясь на критический анализ документов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Предмет, место и значение курса. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.1 |
Раздел 2. Раздел 2. Особенности учета населения в допетровскую эпоху. Учет населения в XVIII – начале XX вв. | ||||||
2.1. | Особенности учета населения в допетровскую эпоху. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1 |
2.2. | Церковный учет населения XVIII – начала XX века в России. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Православные метрические книги, исповедные росписи: история введения и развития документов. Эволюция формуляра источников. Церковный учет населения других конфессий. | Практические | 3 | 4 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Учет населения в фискальных целях. История проведения ревизий населения. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1 |
2.5. | Формуляр ревизских сказок. Результаты обобщения сведений ревизских сказок в целях налогообложения: перечневые ведомости, окладные книги, генеральные табели. Достоверность материалов ревизий населения. | Практические | 3 | 4 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1 |
2.6. | Особенности административно-полицейского учета населения. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1 |
2.7. | История появления и развития, документальная основа учета. Значение Сената и ЦСК в организации учета населения. | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1 |
2.8. | История формирования и развития системы учета чиновничества. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1 |
2.9. | Характеристика формулярного списка чиновника. | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1 |
2.10. | Система учета сельскохозяйственного производства и экономического состояния крестьянских хозяйств. Характеристика подворных описей крестьянских хозяйств, проблемы их изучения. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1 |
2.11. | Характеристика подворных описей крестьянских хозяйств, проблемы их изучения. | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1 |
2.12. | Учет промышленного производства. | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.1 |
2.13. | Материалы церковного, ревизского и административно-полицейского учета в научных исследованиях (методики исследования, результаты). | Практические | 3 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.14. | Изучение правовых актов и литературы по разделам курса. Подготовка к практическим занятиям. | Сам. работа | 3 | 74 | ПК-1, ПК-5 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Определение понятия «исторический источник» и научно-исторические задачи изучения источников. Понятие «критика источника» в российской исторической науке. 2. Особенности учета населения в допетровскую эпоху. 3. Церковный учет населения XVIII – начала XX века в России. История введения и развития документов. Эволюция формуляра источников. Церковный учет населения других конфессий. 4. Учет населения в фискальных целях. История проведения ревизий населения. 5. Формуляр ревизских сказок. Результаты обобщения сведений ревизских сказок в целях налогообложения: перечневые ведомости, окладные книги, генеральные табели. Достоверность материалов ревизий населения. 6. Особенности административно-полицейского учета населения. История появления и развития, документальная основа учета. Значение Сената и ЦСК в организации учета населения. 7. История формирования и развития системы учета чиновничества. Характеристика формулярного списка чиновника. 8. Система учета сельскохозяйственного производства и экономического состояния крестьянских хозяйств. Характеристика подворных описей крестьянских хозяйств, проблемы их изучения. 9. Учет промышленного производства. 10. Материалы церковного, ревизского и административно-полицейского учета в научных исследованиях (методики исследования, результаты). |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Определение понятия «исторический источник» и научно-исторические задачи изучения источников. 2. Понятие «критика источника» в российской исторической науке. Содержание и методы внешней и внутренней критики источника. 3. Ревизии податного населения Российской империи. Достоверность материалов ревизий. 4. Документы церковного учета православного населения России. Эволюция формуляра источников. Церковный учет населения других конфессий. 5. Особенности административно-полицейского учета населения. История появления и развития, документальная основа учета. 6. Материалы церковного, ревизского и административно-полицейского учета в научных исследованиях (методики исследования, результаты). |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Смотреть ФОС в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И.Н. Данилевский, Д.А. Добровольский, Р.Б. Казаков и др. | Источниковедение: учебное пособие | Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2015 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В. Н. Владимиров, Д. Е. Сарафанов; АлтГУ | Информационные технологии в изучении метрических книг (население Барнаула в конце XVIII - начале ХХ в.): монография | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э2 | Университеская библиотека online | www.biblioclub.ru | ||
Э3 | ДЕМОСКОП WEEKLY | www.demoscope.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). ДЕМОСКОП WEEKLY(http://www.demoscope.ru) Базы данных, разработанные преподавателями АлтГУ: БД «Население Барнаула второй половины XVIII – начала XX вв. по материалам метрических книг»; БД «Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX – начала XX веков (по материалам всероссийской переписи населения 1897 года»); БД «Историческое профессиоведение (российский вариант международной классификации исторических профессий)»; |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Курс «Документы учета населения в исторической ретроспективе» состоит из введения и основного раздела, включающего 7 тем. При освоении вводной части дисциплины студенты должны обратить внимание на изучение понятийного аппарата, историографических аспектов. Также происходит знакомство обучающихся с предметом, источниками и методами курса. При изучении основной (содержательной) части дисциплины следует сосредоточиться на вопросах, посвященных особенностям проведения различных видов учета населения, основным принципам и методам сбора информации, эволюции форм и содержания источников(материалов фискального, административного, церковного учета населения). Студенты должны уметь использовать полученные знания для более глубокого понимания и изучения специфики жизнедеятельности тех или иных социальных групп в современной России. В процессе работы над курсом используются: графические и наглядные материалы, демонстрирующие процесс организации сбора исторической информации и результаты ее обработки (метрические книги, ревизские сказки и др.); сравнительно-исторические данные, демонстрирующие демографические тенденции в прошлом. Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекций, практических занятий, индивидуальных самостоятельных занятий. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо: • посещать лекции (на лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал); • принимать активное участие в работе на практическом занятии; • выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. На основе изучения курса осуществляется формирование компетенций (ПК-1: способность к подготовке и проведению научно-исследовательских работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры; ПК-5: способность к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций). В ходе конспектирования изучаемого на лекциях материала и последующего ознакомления с ним у обучающихся формируются знания о развитии «учетного дела» в России досоветского периода; базовых понятиях, которыми оперирует дисциплина. В ходе активной работы на практических занятиях, выполнения индивидуальных самостоятельных занятий формируются умения использования извлеченных сведений в научных целях; умения работы с базовыми понятиями курса. Помимо указанных, формируются навыки критического анализа источников и методики научно-исследовательской работы. В конце семестра необходимо пройти тестирование по всем разделам курса. Выполнение теста ограничено по времени. При подготовке к тестированию студенту необходимо проработать информационный материал по дисциплине. Вопросы теста отражают материал лекций, практических занятий и заданий для самостоятельной работы. При выполнении теста, следует внимательно и до конца прочитать вопрос/задание и предлагаемые варианты ответов в соответствии с ними. Выбрать правильные (их может быть несколько). Желательно оставить время для проверки ответов. К устному экзамену не допускаются студенты, имеющие задолженности по практическим занятиям и набравшие по результатам тестирования менее 50% правленых ответов (см. табл. «Оценивание выполнения тестов»). В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. Критерии оценивания устного экзамена указаны в таблице «Оценивание ответа на экзамене». |