МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Документы учета населения в исторической ретроспективе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические знания в современном обществе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_ИЗвСО-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 74
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 74 74 74 74
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Сарафанов Д.Е.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Документы учета населения в исторической ретроспективе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.04.01 ИСТОРИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1300)

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров Владимир Николаевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Владимиров Владимир Николаевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- сформировать у студентов основные представления о развитии «учетного дела» в России досоветского периода: причинах и специфике проведения различных видов учета населения, об основных принципах и методах сбора информации, выработать навыки критического анализа источников;
- показать причины эволюции форм и содержания российских источников(материалов фискального, административного, церковного учета населения)в различные периоды отечественной истории.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность к подготовке и проведению научно-исследователських работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры
ПК-5 способность к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные разновидности источников по учету населения;
базовые понятия и показатели, которыми оперирует дисциплина;
основные методы анализа информации истоячников по учету населения;
3.2.Уметь:
3.2.1.критически оценивать информацию источников по учету населения и использовать ее в дальнейшей научной работе;
работать с базовыми показателями;
готовить научные публикации, опираясь на критический анализ документов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками ориентации в источниковой базе российской истории;
методикой работы со статистическими таблицами;
навыками применения особого подхода к различным разновидностям исторических источников;
навыками подготовки научных публикаций, опираясь на критический анализ документов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение
1.1. Предмет, место и значение курса. Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Особенности учета населения в допетровскую эпоху. Учет населения в XVIII – начале XX вв.
2.1. Особенности учета населения в допетровскую эпоху. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1
2.2. Церковный учет населения XVIII – начала XX века в России. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.3. Православные метрические книги, исповедные росписи: история введения и развития документов. Эволюция формуляра источников. Церковный учет населения других конфессий. Практические 3 4 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.4. Учет населения в фискальных целях. История проведения ревизий населения. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1
2.5. Формуляр ревизских сказок. Результаты обобщения сведений ревизских сказок в целях налогообложения: перечневые ведомости, окладные книги, генеральные табели. Достоверность материалов ревизий населения. Практические 3 4 ПК-1, ПК-5 Л1.1
2.6. Особенности административно-полицейского учета населения. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1
2.7. История появления и развития, документальная основа учета. Значение Сената и ЦСК в организации учета населения. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1
2.8. История формирования и развития системы учета чиновничества. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1
2.9. Характеристика формулярного списка чиновника. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1
2.10. Система учета сельскохозяйственного производства и экономического состояния крестьянских хозяйств. Характеристика подворных описей крестьянских хозяйств, проблемы их изучения. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1
2.11. Характеристика подворных описей крестьянских хозяйств, проблемы их изучения. Практические 3 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1
2.12. Учет промышленного производства. Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1
2.13. Материалы церковного, ревизского и административно-полицейского учета в научных исследованиях (методики исследования, результаты). Практические 3 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.14. Изучение правовых актов и литературы по разделам курса. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 3 74 ПК-1, ПК-5 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Определение понятия «исторический источник» и научно-исторические задачи изучения источников. Понятие «критика источника» в российской исторической науке.
2. Особенности учета населения в допетровскую эпоху.
3. Церковный учет населения XVIII – начала XX века в России. История введения и развития документов. Эволюция формуляра источников. Церковный учет населения других конфессий.
4. Учет населения в фискальных целях. История проведения ревизий населения.
5. Формуляр ревизских сказок. Результаты обобщения сведений ревизских сказок в целях налогообложения: перечневые ведомости, окладные книги, генеральные табели. Достоверность материалов ревизий населения.
6. Особенности административно-полицейского учета населения. История появления и развития, документальная основа учета. Значение Сената и ЦСК в организации учета населения.
7. История формирования и развития системы учета чиновничества. Характеристика формулярного списка чиновника.
8. Система учета сельскохозяйственного производства и экономического состояния крестьянских хозяйств. Характеристика подворных описей крестьянских хозяйств, проблемы их изучения.
9. Учет промышленного производства.
10. Материалы церковного, ревизского и административно-полицейского учета в научных исследованиях (методики исследования, результаты).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Определение понятия «исторический источник» и научно-исторические задачи изучения источников.
2. Понятие «критика источника» в российской исторической науке. Содержание и методы внешней и внутренней критики источника.
3. Ревизии податного населения Российской империи. Достоверность материалов ревизий.
4. Документы церковного учета православного населения России. Эволюция формуляра источников. Церковный учет населения других конфессий.
5. Особенности административно-полицейского учета населения. История появления и развития, документальная основа учета.
6. Материалы церковного, ревизского и административно-полицейского учета в научных исследованиях (методики исследования, результаты).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Смотреть ФОС в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.Н. Данилевский, Д.А. Добровольский, Р.Б. Казаков и др. Источниковедение: учебное пособие Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2015 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Н. Владимиров, Д. Е. Сарафанов; АлтГУ Информационные технологии в изучении метрических книг (население Барнаула в конце XVIII - начале ХХ в.): монография Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э3 ДЕМОСКОП WEEKLY www.demoscope.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
ДЕМОСКОП WEEKLY(http://www.demoscope.ru)

Базы данных, разработанные преподавателями АлтГУ:
БД «Население Барнаула второй половины XVIII – начала XX вв. по материалам метрических книг»;
БД «Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX – начала XX веков (по материалам всероссийской переписи населения 1897 года»);
БД «Историческое профессиоведение (российский вариант международной классификации исторических профессий)»;

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Документы учета населения в исторической ретроспективе» состоит из введения и основного раздела, включающего 7 тем. При освоении вводной части дисциплины студенты должны обратить внимание на изучение понятийного аппарата, историографических аспектов. Также происходит знакомство обучающихся с предметом, источниками и методами курса.
При изучении основной (содержательной) части дисциплины следует сосредоточиться на вопросах, посвященных особенностям проведения различных видов учета населения, основным принципам и методам сбора информации, эволюции форм и содержания источников(материалов фискального, административного, церковного учета населения). Студенты должны уметь использовать полученные знания для более глубокого понимания и изучения специфики жизнедеятельности тех или иных социальных групп в современной России.
В процессе работы над курсом используются: графические и наглядные материалы, демонстрирующие процесс организации сбора исторической информации и результаты ее обработки (метрические книги, ревизские сказки и др.); сравнительно-исторические данные, демонстрирующие демографические тенденции в прошлом.
Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекций, практических занятий, индивидуальных самостоятельных занятий.
Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо:
• посещать лекции (на лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал);
• принимать активное участие в работе на практическом занятии;
• выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
На основе изучения курса осуществляется формирование компетенций (ПК-1: способность к подготовке и проведению научно-исследовательских работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры; ПК-5: способность к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций).
В ходе конспектирования изучаемого на лекциях материала и последующего ознакомления с ним у обучающихся формируются знания о развитии «учетного дела» в России досоветского периода; базовых понятиях, которыми оперирует дисциплина.
В ходе активной работы на практических занятиях, выполнения индивидуальных самостоятельных занятий формируются умения использования извлеченных сведений в научных целях; умения работы с базовыми понятиями курса. Помимо указанных, формируются навыки критического анализа источников и методики научно-исследовательской работы.
В конце семестра необходимо пройти тестирование по всем разделам курса. Выполнение теста ограничено по времени. При подготовке к тестированию студенту необходимо проработать информационный материал по дисциплине. Вопросы теста отражают материал лекций, практических занятий и заданий для самостоятельной работы. При выполнении теста, следует внимательно и до конца прочитать вопрос/задание и предлагаемые варианты ответов в соответствии с ними. Выбрать правильные (их может быть несколько). Желательно оставить время для проверки ответов.
К устному экзамену не допускаются студенты, имеющие задолженности по практическим занятиям и набравшие по результатам тестирования менее 50% правленых ответов (см. табл. «Оценивание выполнения тестов»). В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. Критерии оценивания устного экзамена указаны в таблице «Оценивание ответа на экзамене».