МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Языковая семантика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильОтечественная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ОФ-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент Доронина С.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор Трубникова Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Языковая семантика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №947)

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 ФИЛОЛОГИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чернышова Т.В., д.ф.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Чернышова Т.В., д.ф.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина имеет целью ознакомить студентов с базовыми теоретическими сведениями и современными разработками в области лингвистической семантики; дать представление об особенностях содержательной стороны различных языковых единиц и ее лексикографической репрезентации в словарях разных типов.
Задачи дисциплины:
1) определить место семантики в кругу лингвистических дисциплин;
2) рассмотреть основные понятия семантики: значение, смысл, семантический метаязык и др.;
3) сформировать представление об особенностях содержательной стороны
языковых единиц разных уровней, прежде всего слова и предложения, а также о тех общих закономерностях, которые определяют правила передачи и получения информации с помощью языковых средств;
4) охарактеризовать основные направления и школы современной лингвистической семантики;
5) показать возможности метаязыкового представления значения и смысла.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 владением базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста
ПК-1 способностью применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об особенностях теории и методологии семантики, иметь представление об основных этапах становления семантической теории и семантического анализа, а также деятельность ведущих школ.

3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания в научно-исследовательской, педагогической, проектной деятельности.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть системой терминов языковой семантики, навыками семантического анализа языковых знаков, сопоставления подходов и аспектов изучения значений лексических единиц.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Семантика как лингвистическая дисциплина
1.1. Предмет семантики. Уровни языковой системы и разделы семанти- ки. Семантика и лексикография. Методы семантики. Лекции 8 4 ОПК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Предмет семантики. Уровни языковой системы и разделы семанти- ки. Практические 8 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Семантика и лексикография. Методы семантики. Метаязык. Словарь метаязыка. Синтаксис метаязыка. Практические 8 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Лексическая семантика
2.1. Компоненты лексического значения и лексико-семантической информации (денотативный, сигнификативный, прагматический, синтаксический) Лекции 8 4 ОПК-4, ПК-1 Л2.1
2.2. Представление денотативного и сигнификативного компонентов лекси- ческого значения. Формы представления значения. Компонентный анализ и его разновидности. Практические 8 2 ОПК-4, ПК-1 Л2.1
2.3. Язык семантических примитивов. Описание значения в рамках теории прототипов. Теория фреймов. Семантическое представление (модель «Смысл - Текст»). Московская семантическая школа. Практические 8 2 ОПК-4, ПК-1 Л2.1
2.4. Концепция универсального (интегрального) словаря. Основные положения системной лексикографии. Толкование. Типы информации в толковании: лингвистическое/экстралингвистическое, обыденное/научное. Требования к толкованиям. Типы толкований. Практические 8 2 ОПК-4, ПК-1 Л2.1
Раздел 3. Синтаксическая семантика
3.1. Предложение как объект семантического исследования. Понятие пропо- зиции. Эксплицитное и имплицитное в содержании предложения. Ассерция, пресуппозиция, импликация. Лекции 8 6 ОПК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.2. Эксплицитное и имплицитное в содержании предложения. Ассерция, пресуппозиция, импликация. Практические 8 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.3. Предложение как объект семантического исследования. Понятие пропо- зиции. Событийные и логические пропозиции. Способы выражения пропози- ций. Практические 8 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Способы представления лексического значения слова в современной лингвистической семантике
4.1. Сам. работа 8 44 ОПК-4, ПК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. прикрепленный файл
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не запланированы
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. прикрепленный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чурилина Л.Н. Актуальные проблемы современной лингвистики: М.: Флинта, 2011 // ЭБС «Лань», 2012, 2011 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кронгауз М.А. Семантика: учебное пособие М. : Академия, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://ruscorpora.ru Национальный корпус русского языка
Э2 http://slovari.ru Справочно-информационная система «Словари.ru»
Э3 http://tolkslovar.ru/ Общий толковый словарь русского языка (поисковая система объединяет самые популярные толковые словари русского языка).
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендуется активная работа на лекциях, освоение основной проблематики дисциплины в межлекционный период и при подготовке к семинарским и практическим занятиям. Семинарские и практические занятия направлены на овладение студентами основными категориями и понятиями дисциплины, приобретение умений ставить и решать теоретические и практические задачи в изучаемой области. Для более продуктивной самостоятельной работы по дисциплине могут использоваться консультации преподавателя, которые проводятся еженедельно.