МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в ДОУ и архивном деле

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план46_03_02_ДиА-2-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 66
самостоятельная работа 123
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 123 123 123 123
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Щетинина А.С.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в ДОУ и архивном деле

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1) изучение теоретических основ и приобретение практических навыков применения информационных технологий в ДОУ и архивном деле;
2) изучение нормативно-правовых основ применения информационных технологий в ДОУ и архивном деле;
3) изучение технического и прикладного программного обеспечения, применяющегося в ДОУ и архивном деле;
4) изучение информационных систем, и информационных ресурсов, применяющихся в ДОУ и архивном деле.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 владение навыками использования компьютерной техники и информационных технологий в поиске источников и литературы, использовании правовых баз данных, составлении библиографических и архивных обзоров
ОПК-6 способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-6 способность анализировать ситуацию на рынке информационных продуктов и услуг, давать экспертную оценку современным системам электронного документооборота и ведения электронного архива
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1. Историю автоматизации и механизации ДОУ и архивного дела;
2. Современное состояние и перспективные направления информатизации ДОУ и архивного дела;
3. Возможности решения типовых задач делопроизводства в среде корпоративной ИС, технологии коммуникаций, поддерживаемых в корпоративных информационных системах.
3.2.Уметь:
3.2.1.1. Использовать современные информационные технологии создания, обработки и хранения документов;
2. Совершенствовать применяемые в ДОУ и архивном деле технологии с применением средств автоматизации;
3. Ориентироваться на рынке информационных продуктов и услуг, применяющихся в организации ДОУ и архивного дела.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1. Современными информационными технологиями создания, обработки и хранения документов;
2. Офисными приложениями и специализированным программным обеспечением, применяемым в сфере ДОУ и архивного дела;
3. Современной офисной компьютерной техникой.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Организация применения современных информационных технологий в ДОУ и работе архива
1.1. Предмет, задачи, основные понятия и термины курса Лекции 6 2 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.2. История механизации и автоматизации ДОУ и архивного дела в нашей стране и за рубежом Лекции 6 6 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.3. Законодательная и нормативно-методическая база информатизации ДОУ и архивного дела Лекции 6 4 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.4. Технологии подготовки документов в офисных пакетах Практические 6 4 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.5. Шаблоны документов в MS Word. Разработка бланков документов на основе ГОСТ 6.30-2003 Практические 6 2 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.6. Шаблоны документов в MS Word. Разработка бланков документов на основе ГОСТ 6.30-2003 Практические 6 4 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.7. Применение электронных таблиц для обработки и управления документами Практические 6 2 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.8. Применение электронных таблиц для обработки и управления документами Сам. работа 6 24 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.9. Подготовка серийных писем в MS Word Практические 6 4 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.10. Управление электронной почтой с помощью MS Outlook Сам. работа 6 18 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.11. Средства групповой работы в среде MS Word Сам. работа 6 12 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.12. Автоматизация обработки документов в MS Word Лекции 6 2 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.13. Автоматизация обработки документов в MS Word Практические 6 4 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.14. Базы данных в информационном обеспечении управления и архивном деле Лекции 6 4 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.15. Базы данных в информационном обеспечении управления и архивном деле Сам. работа 6 16 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.16. Проектирование офисной системы регистрации документов в MS Access Практические 6 2 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.17. Разработка таблиц, запросов и форм офисной системы регистрации документов в MS Access Сам. работа 6 18 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.18. Технологии сканирования и оцифровки документов Практические 6 2 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Информационные ресурсы Интернета в области документоведения и архивного дела
2.1. Интернет-технологии и информационные ресурсы, используемые в ДОУ и архивном деле Лекции 6 4 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л2.1, Л1.1
2.2. Интернет-технологии и информационные ресурсы, используемые в ДОУ и архивном деле Практические 6 2 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Электронные документы. Управление электронными документами.
3.1. Форматы электронных документов, применяемых в ДОУ Лекции 6 2 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л2.1, Л1.1
3.2. Форматы электронных документов, применяемых в ДОУ Практические 6 2 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л2.1, Л1.1
3.3. Форматы электронных документов, применяемых в ДОУ Сам. работа 6 30 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л2.1, Л1.1
3.4. Корпоративные информационные системы. Системы электронного документооборота (СЭД) Лекции 6 6 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л2.1, Л1.1
3.5. Корпоративные информационные системы. Системы электронного документооборота (СЭД) Практические 6 2 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л2.1, Л1.1
3.6. Новые разработки в области систем электронного документооборота (поиск в Интернет) Лекции 6 6 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л2.1, Л1.1
3.7. Новые разработки в области систем электронного документооборота (поиск в Интернет) Сам. работа 6 5 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л2.1, Л1.1
3.8. Экзамен 6 27 ОПК-4, ОПК-6, ПК-6 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Стили как средство унификации оформления документов и ускорения их подго-товки (на примере MS Word).
2. Шаблоны приложений MS Office как средство унификации оформления докумен-тов и ускорения их подготовки.
3. Серийные письма и их подготовка в MS Word.
4. Инструментарий MS Word для разработки документов-бланков.
5. Проектирование запросов в СУБД MS Access.
6. Сканирование и распознавание документов: аппаратные и программные средства.
7. Понятие и классификация информационных технологий.
8. Информатизация, механизация, автоматизация, компьютеризация: сходство и разли-чие.
9. Основные факторы и периоды механизации, автоматизации и компьютеризации отечественного ДОУ и архивного дела.
10. Основные направления информатизации и компьютеризации отечественного ДОУ и архивного дела.
11. Механизация и автоматизация ДОУ и архивного дела за рубежом.
12. Общие принципы и подходы к созданию служебных документов на компьютере в среде MS Office.
13. Общая характеристика законодательной и нормативно-методической базы инфор-матизации и компьютеризации ДОУ и архивного дела.
14. Федеральные законы, связанные с информатизацией ДОУ и архивного дела.
15. Постановления и распоряжения правительства, связанные с информатизацией ДОУ и архивного дела.
16. ГОСТы, связанные с информатизацией ДОУ и архивного дела.
17. Правовые акты нормативного и инструктивного характера, связанные с инфор-матизацией ДОУ и архивного дела.
18. Хранение электронных документов на современном этапе.
19. Системы электронного документооборота.
20. Электронные архивы.
21. Информационные системы в архивном деле.
22. Основные проблемы информатизации ДОУ и архивного дела и перспективы их решения.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Особенности российского делопроизводства и их влияние на выбор и внедрение СЭД в организациях, учреждениях, предприятиях.
2. Проблемы и трудности при внедрении и использовании СЭД на современном этапе в работе государственных и негосударственных организаций, учреждений, предприя-тий (сравнить).
3. Проблемы взаимодействия организаций, учреждений, предприятий, использующих разные СЭД.
4. Основные функции современных СЭД.
5. Ознакомиться с материалами на сайте корпорации ЭЛАР. Написать письменную ра-боту, ответив ней на следующие вопросы:
- основные направления, по которым корпорация осуществляет автоматизацию ар-хивной отрасли;
- основные решения и проекты для архивной отрасли;
- что представляет собой автоматизация архивной деятельности в целом;
- структура АИС АРХИВ (компоненты, модули, их краткое описание);
- АС для работы читальных залов: описание, структура, особенности работы, примеры реализованных проектов.
6. Основные направления, цели и задачи информатизации ДОУ.
7. Основные направления, цели и задачи информатизации архивного дела.
8. Особенности отечественного делопроизводства и их влияние на внедрение инфор-мационных технологий в ДОУ.
Полный перечень заданий см. в ЭУМК по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2510
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС представлен в приложении.
Конкретные примерны практических заданий, письменных работ размещен на Едином образователньом портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2510

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гринберг, А.С., Н.Н. Горбачев ; О.А. Мухаметшина Документационное обеспечение управления: Москва : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рогожин, М. Ю. Документационное обеспечение управления: , 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральное архивное агенство. Портал «Архивы России. www.rusarchives.ru
Э2 Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела. www.vniidad.ru
Э3 Гильдия управляющих документацией. www.gdm.ru
Э4 Сайт«ДелоПресс» (издательство «Бизнес-Арсенал»). www.delo-press.ru
Э5 «Независимый портал о СЭД». www.doc-online.ru
Э6 Сайт «DocFlow». www.docflow.ru
Э7 Курс в Moodle "Информационные технологиии в ДОУ и архивном деле" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из разделов, подразумевающих изучение основных информационных технологий в ДОУ и архивном деле, их внедрение, применение и нормативное регулирование. Каждый раздел включает лекционный теоретический материал, практические задания для проверки усвоения теории и задания для самостоятельной работы. Для самостоятельной подготовки к занятиям обучающимся предоставляется литература и источники по темам занятий и по дисциплине в целом.
С лекциями обучающиеся знакомятся на аудиторном занятии. В ходе лекции рекомендуется составлять конспект. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
* внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия;
* найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
* продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
* продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
При самостоятельной подготовке необходимо использовать современную нормативно-методическую базу и опираться на учебную литературу и статьи исследователей.
Самостоятельная работа студентов является важной частью данного курса. Самостоятельная работа осуществляется под руководством преподавателя и протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий.
Практическая и/или самостоятельная работа обучающихся осуществляется с использованием ЭУМКД по адресу:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2510
Задания, представленные в ЭУМКД, выполняются обучающимися самостоятельно и индивидуально после освоения каждой из тем на аудиторном занятии и/или в качестве задания на дом. Функциональное предназначение самостоятельной работы студента по овладению специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определенной информации. Цель и планирование самостоятельной работы определяется преподавателем. Если студент не посещает аудиторные занятия, то для допуска к экзамену необходимо выполнить ВСЕ практические задания и задания для самостоятельной работы.
При подготовке к занятиям следует внимательно ознакомиться с их описанием и требованиями к ответу, а также с критериями оценивания, представленными в каждом задании. При устных ответах запрещается читать с экранов мобильных телефонов, планшетов и т.п. Устные и письменные ответы на теоретические вопросы заданий должны содержать самостоятельные суждения, анализ и выводы.
Для успешного выполнения контрольных работ по дисциплине необходимо предварительно повторить теоретический материал, а также рекомендуется составить краткий конспект ответов на практических занятиях. При подготовке к контрольным работам следует обратить особое внимание на даты важнейших (ключевых) событий, персоналии и терминологию. Вопросы и задания контрольных работ отражают материал лекций, практических занятий и заданий для самостоятельной работы. Контрольная работа выполняется на аудиторном занятии в течении 90 мин.
Устный экзамен проводится по билетам, включающим вопросы по темам из разделов курса. Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий. На подготовку к ответу отводится 40 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.