Закреплена за кафедрой | Кафедра информатики |
---|---|
Направление подготовки | 01.03.02. Прикладная математика и информатика |
Профиль | Математическое моделирование и информационные технологии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 01_03_02_ПМиИ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра информатики
Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Жариков А.В., к.ф.-м.н., доцент
1.1. | Целями освоения дисциплины являются: - систематизация и актуализация знаний школьного курса информатики; - изучение базовых понятий и терминов информатики; - формирование базовых знаний в области основ алгоритмизации; - выработка навыков решения типичных задач с использованием ЭВМ. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-4 | способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
ПК-2 | способностью понимать, совершенствовать и применять современный математический аппарат |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные понятия и термины науки информатики - основные понятия в области алгоритмизации, свойства алгоритмов; - нормативно-правовые документы и стандарты в области информационных систем и технологий |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применять полученные знания при решении прикладных задач; - осуществлять целенаправленный поиск информации с использованием сети Интернет; - использовать нормативно-правовые документы, международные и отечественные стандарты в области информационных систем и технологий; - решать стандартные задачи с применением информационно-коммуникационных технологий |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - работы с компьютером как со средством управления информацией; - работы с компьютером как со средством обработки информации; - приемами чтения, построения и записи алгоритмов; - поиска информации для решения задач профессиональной деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Определение информатики как науки. Информация и ее свойства. | ||||||
1.1. | Место информатики в системе наук. Информация и ее свойства. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.2. | Основы работы с ОС и файловой системой FAR Manager. | Лабораторные | 1 | 6 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.3. | Программное обеспечение ЭВМ. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.4. | Кодирование информации. Представление информации. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.5. | Виды информации. | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.6. | Количество и единицы измерения информации | Лекции | 1 | 4 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.7. | Вероятностный подход к измерению информации. Формула Хартли. Формула Шеннона. Алфавитный подход. | Лабораторные | 1 | 4 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.8. | Вероятностный подход. Понятие вероятности. | Сам. работа | 1 | 5 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. Теория алгоритмов. | ||||||
2.1. | Алгоритм, его свойства. Виды алгоритмов. | Лекции | 1 | 4 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
2.2. | Формы представления алгоритмов | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.3. | Составление алгоритмов. Решение задач. | Лабораторные | 1 | 4 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 3. Логические основы компьютера | ||||||
3.1. | Высказывание, высказываетльная форма. Формула. Основные законы алгебры логики. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.2. | Таблица истинности. Упрощение формул. | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.3. | Решение задач. Упрощение формул. | Лабораторные | 1 | 4 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 4. Арифметические основы компьютера | ||||||
4.1. | Системы счисления. Свернутая и развернутая формы записи числа. Перевод чисел в различных системах счисления. | Лекции | 1 | 4 | ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.2. | Перевод целы и дробных чисел в р-ичных системах счисления. Арифметические операции над числами в р-ичных системах счисления. | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.3. | Сложение, вычитание, умножение и деление в р-ичных системах счисления. | Лабораторные | 1 | 2 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.4. | Перевод чисел. Перевод бесконечных периодических дробей в р-ичных системах счисления. | Лабораторные | 1 | 4 | ОПК-4, ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Грошев А. С. | Информатика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Директ-Медиа, 2015 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Ю. А. Алябышева, Н. С. Бабкина, Ю. Б. Лямкина | Теоретические основы информатики : учеб. пособие | - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ю. А. Алябышева | Основы информатики : практикум | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Толстяков Р.Р., Забавникова Т.Ю., Попова Т.В. | Информатика: Учебные пособия | Издательство "ФЛИНТА", 2012 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Windows; MS Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
207Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц |
106Л | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки |
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания Лабораторные работы, где студенты максимально активно участвуют в практическом приложении изучаемого материала дисциплины. - Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения решения, поставленных задач, не просто читайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Задания практического характера: продумайте план их выполнения или решения . - При возникновении трудностей в процессе работы взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. |