МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по решению школьных задач по информатике и робототехнике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере информатики и робототехники
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план44_04_01_ИиР-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 3
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н, профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Практикум по решению школьных задач по информатике и робототехнике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №126)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна, д.п.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна, д.п.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение методикой решения школьных задач по информатике и робототехнике;
формирование умений конструировать различные типы школьных задач по информатике и робототехнике;
развитие у будущих педагогов школьного и дополнительного образования профессионального мышления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ОПК-8 Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований
ПК-1 Способен организовывать и осуществлять обучение по информатике и робототехнике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования в сфере информатики и робототехники
ПК-3 Способен осуществлять развивающую деятельность в образовательном процессе в организациях основного общего, среднего общего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современные проблемы инфорамционного общества и педагогического образования, их ценностный потенциал для решения профессиональных задач;
межпредметные связи, необходимые для решения школьных задач по информатике и робототехнике;
типы школьных задач по информатике и робототехнике;
общие способы решения конкретных задач по информатике и робототехнике;
алгоритмы решения задач базового и повышенного уровня сложности;
способы решения задач информатике и робототехнике в условиях ОГЭ и ЕГЭ;
способы конструирования школьных задач по информатике и робототехнике.
3.2.Уметь:
3.2.1.решать задачи по информатике и робототехнике, используя различные алгоритмы решения;
устанавливать взаимосвязи между разнообразными явлениями живой и неживой природы, моделировать изучаемые процессы;
делать обобщение и систематизировать полученные знания;
применять знания в новых и измененных ситуациях;
использовать знание различных типов школьных задач для их конструирования;
применять современные методики и технологии для решения и конструирования школьных задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования знания современных проблем информационного общества и педагогического образования при решении профессиональных задач;
применения современных методик и технологий для решения различных типов школьных задач по информатике и робототехнике;
применение современных методик и технологий для конструирования различных типов школьных задач по информатике и робототехнике.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Реализация задачного подхода в обучении школьников информатике и робототехнике в условиях компетентностной модели образования
1.1. Задачное структурирование образовательного материала по информатике и робототехнике Лабораторные 4 2 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1
1.2. Задачное структурирование образовательного материала по информатике и робототехнике Сам. работа 4 4 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1
1.3. Типы школьных задач по информатике и робототехнике Лабораторные 4 2 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1
1.4. Типы школьных задач по информатике и робототехнике Сам. работа 4 4 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1
1.5. Общие подходы к методике решения и технологии конструирования школьных задач по информатике и робототехнике Лабораторные 4 4 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1
Раздел 2. Опыт решения и конструирования школьных задач по информатике и робототехнике
2.1. Технология конструирования школьных задач по информатике Лабораторные 4 4 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1
2.2. Технология конструирования школьных задач по информатике Сам. работа 4 4 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1
2.3. Технология конструирования школьных задач по робототехнике Лабораторные 4 4 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1
2.4. Технология конструирования школьных задач по робототехнике Сам. работа 4 4 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1
2.5. Методика решения школьных задач по информатике Лабораторные 4 4 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1
2.6. Методика решения школьных задач по информатике Сам. работа 4 4 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1
2.7. Методика решения школьных задач по роботехнике Лабораторные 4 4 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1
2.8. Методика решения школьных задач по роботехнике Сам. работа 4 4 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1
Раздел 3. Методика решения школьных задач по информатике и роботехнике высокого уровня сложности
3.1. Методика решения олимпиадных задач информатике и роботехнике Лабораторные 4 4 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1
3.2. Методика решения олимпиадных задач информатике и роботехнике Сам. работа 4 4 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1
3.3. Методика решения задач по информатике и роботехнике в условиях ОГЭ Лабораторные 4 4 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1
3.4. Методика решения задач по информатике и роботехнике в условиях ОГЭ Сам. работа 4 4 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1
3.5. Методика решения задач информатике и роботехнике в условиях ЕГЭ Лабораторные 4 4 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1
3.6. Методика решения задач информатике и роботехнике в условиях ЕГЭ Сам. работа 4 4 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 [Л.С. Подымова и др.]; под ред. В.А. Сластенина Психолого-педагогический практикум: учебное пособие для вузов М.: Академия, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Умение учителя успешно решать школьные задачи по информатике и робототехнике - важная предпосылка т.н. "перехода учителя в ученика", когда умения педагога становятся умениями школьников.
Прежде всего будущие учителя должны понять, что учебная задача имеет форму, структуру и содержание. Рассматривая различные типологии школьных задач (терминологические, ситуационные и др.), важно осознать что в основе комплексной типологии школьных задач по информатике и робототехнике задач лежит принцип их системного конструирования, согласно которому задачи могут быть типологизированы по разным основаниям. Особое внимание следует обратить на решение творческих познавательных задач, задач проблемного характера. В проблемной задаче обнажены противоречия между приведенными утверждениями или между утверждением и известной информацией. Возникающая при этом информационная конфликтность создает стимул для активизации познавательного поиска и вместе с тем определяет предмет и границы этого поиска.
Умение решать школьные задачи по информатике и робототехнике требует от студентов развитого владения основными мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение. Вместе с тем важнейшими характеристиками мышления при этом должны выступать системность, диалектичность, гибкость, варитивность и др.
Основной формой подготовки к семинарским занятиям является самостоятельная работа студента. Эта форма учебной работы предполагает усвоение студентами основных понятий и категорий науки; ознакомление с дискуссионными проблемами; развитие у студентов умения выражать и обосновывать свою позицию по актуальным проблемам изучаемой научной дисциплины. Перед практическим занятием необходимо проработать теоретический материал и уметь быть готовым к промежуточному контролю и к ответу на вопросы. Читать не только обязательную литературу, рекомендуемую к теме, но и дополнительную в соответствии с предложенным перечнем. При подготовке к ответам на вопросы практического занятия уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить. При выполнении индивидуального задания аргументируйте свои предложения и высказывания. При выполнении практической работы внимательно читайте методичку и после получения результатов оформите работу по следующему плану: тема, цель, ход, результаты, выводы. В конце каждой темы отвечать на поставленные вопросы и решать предлагаемые задания.