МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Тестовые экспертные системы в управлении и бизнесе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_03_01_ПС-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.соц.наук, доцент каф.общей и прикладной психологии, Янова Наталья Геннадьевна

Рецензент(ы):
д.псих.наук, зав.каф. общей и прикладной психологии, Каширский Дмитрий Валерьевич

Рабочая программа дисциплины
Тестовые экспертные системы в управлении и бизнесе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Каширский Дмитрий Валерьевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой Каширский Дмитрий Валерьевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс направлен на формирование цифровой культуры в области прикладной тестологии для решения задач, связанных с измерением и прогнозированием в управлении и бизнесе. Курс ориентирован на базовые компетентности в области компьютерного софтинга с применением экспертных систем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий
ПК-14 способностью к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы разработки и применения экспертных систем в психологии, иметь представление о месте психологического инжиниринга в секторе R&D и перспективах развития компьютерного софтинга в прикладной тестологии
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в когнитивной инженерии и компьютерной психодиагностике для решения прикладных задач в области психологии управления и психологии бизнеса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.элементарными навыками пользователя экспертных систем с интерфейсом математического моделирования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Прикладной статус инженерной психологии.
1.1. Проблемы использования математики и компьютерного софта в психологии. Лекции 6 1 ПК-3 Л1.3
1.2. Развитие инжиниринга в тестологии и психометрике Лекции 6 1 ПК-3 Л3.1, Л1.3
1.3. Экспертные системы в психологии и когнитивных науках. Лекции 6 2 ПК-3 Л1.2
Раздел 2. Анализ обратной связи: когнитивная теория и инженерия.
2.1. Понятие «обратной связи». Когнитивные и инженерные науки в изучении обратной связи. Лекции 6 2 ПК-3 Л1.2
2.2. Вычислительная парадигма в когнитивном анализе. Идеи «новой арифметики» (теория нечеткой логики, мягких вычислений, вербальных вычислений и представлений). Лекции 6 2 ПК-3 Л2.4, Л1.2
2.3. Теория и методы измерения ментального отклика. Лекции 6 2 ПК-3 Л1.1
Раздел 3. Новые методы обработки информации в психологии
3.1. Задачи и методы измерения и прогнозирования в психологии Лекции 6 2 ПК-3 Л3.3, Л1.1
3.2. Измерение комплиментарности, партиципации и других эффектов группового поведения и взаимодействия Практические 6 2 ПК-3, ПК-14 Л3.2, Л2.3, Л2.1
3.3. Исследования скрытой социальной когниции и мотивации. Практические 6 2 ПК-3 Л2.3, Л2.1
3.4. Исследования потребительских ожиданий и прогноз поведения. Практические 6 2 ПК-3 Л2.3, Л2.1
3.5. Исследования схем принятия решений. Практические 6 2 ПК-3 Л2.2
3.6. Исследования ментального отклика и ментальных рисков. Практические 6 2 ПК-3, ПК-14 Л1.4
Раздел 4. Компьютерные системы для диагностики, анализа и прогнозирования.
4.1. Проблемно-ориентированные системы в психологии Сам. работа 6 4 ПК-3 Л1.1
4.2. Прецедентные системы. Сам. работа 6 4 ПК-3 Л1.1
4.3. Системы семантического моделирования Сам. работа 6 4 ПК-3 Л1.1
4.4. Тестовые экспертные системы. Лекции 6 2 ПК-3 Л2.5
Раздел 5. Экспертные системы в психологии: области приложений.
5.1. Концепция «извлечения экспертных знаний» в инженерной психологии. Сам. работа 6 3 ПК-3
5.2. Тестовые экспертные системы в маркетинге и рекламе. Практические 6 1 ПК-3 Л1.4
5.3. Тестовые экспертные системы в маркетинге и рекламе. Сам. работа 6 8 ПК-3
5.4. Тестовые экспертные системы в менеджменте и управлении персоналом. Практические 6 1 ПК-3, ПК-14 Л1.4
5.5. Тестовые экспертные системы в менеджменте и управлении персоналом. Сам. работа 6 8 ПК-3, ПК-14
5.6. Экспертные системы в спортивной психологии. Практические 6 1 ПК-3, ПК-14 Л1.4
5.7. Экспертные системы в спортивной психологии. Сам. работа 6 8 ПК-3, ПК-14
5.8. Экспертные системы в педагогике и образовании. Практические 6 1 ПК-3, ПК-14 Л2.4
5.9. Экспертные системы в педагогике и образовании. Сам. работа 6 6 ПК-3, ПК-14 Л2.4
5.10. Тестовые экспертные системы анализа языка и речи. Практические 6 2 ПК-3, ПК-14 Л1.4
5.11. Тестовые экспертные системы анализа языка и речи. Сам. работа 6 6 ПК-3, ПК-14 Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Вопросы к экзамену.

1. Проблемы использования математики и компьютерного софта в психологии.
2. Развитие инжиниринга в тестологии и психометрике.
3. Экспертные системы в психологии и когнитивных науках.
4. Когнитивные и инженерные науки в изучении обратной связи.
5. Вычислительная парадигма в когнитивном анализе.
6. Идеи «новой арифметики» (нечеткой логики, мягких вычислений, вербальных вычислений и представлений).
7. Теория и методы измерения ментального отклика.
8. Задачи и методы измерения и прогнозирования в психологии.
9. Измерение эффектов группового поведения и взаимодействия.
10. Исследования скрытой социальной когниции и мотивации.
11. Исследования потребительских ожиданий и поведения.
12. Исследования схем принятия решений.
13. Исследования ментального отклика и ментальных рисков.
14. Проблемно-ориентированные системы в психологии.
15. Прецедентные системы.
16. Системы семантического анализа и моделирования.
17. Тестовые и экспертные системы.
18. Системы оценки и принятия решений.
19. Концепция «извлечения экспертных знаний» в инженерной психологии.
20. Экспертные системы в маркетинге.
21. Экспертные системы в рекламе.
22. Экспертные системы в инновационном менеджменте.
23. Экспертные системы в спортивной психологии.
24. Экспертные системы в педагогике и образовании.
25. Экспертные системы анализа языка и речи.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов.
1. Современный статус инженерной психологии.
2. Компьютерная психодиагностика и тестология.
3. Когнитивные науки в изучении обратной связи.
4. Инженерные науки в изучении человеческого фактора и обратной связи.
5. Вычислительная парадигма в когнитивном анализе.
6. Проблема измерения и прогнозирования в экспертных системах.
7. Виды экспертных систем и их приложения.
8. Новые методы обработки информации в психологии.
9. Исследования механизмов группового взаимодействия.
10. Исследования механизмов группового решения.
11. Исследования скрытой социальной когниции и мотивации.
12. Исследования потребительских ожиданий и поведения.
13. Исследования схем принятия решений.
14. Исследования ментального отклика и ментальных рисков.
15. Тестовые и экспертные системы в психодиагностике.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Станкевич, Л. А. Интеллектуальные системы и технологии: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/76803B26-53CE-4A3F-8311-93B0E8340C6B
Л1.2 Загорулько, Ю. А. Искусственный интеллект. Инженерия знаний : учеб. пособие для вузов Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/3276B4D4-A6AE-4996-8A2D-986F8A3C4CA6
Л1.3 Гасанов, Э. Э. Интеллектуальные системы. Теория хранения и поиска информации : учебник для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/35674954-F426-48AD-BCFA-AE66941B0251
Л1.4 А.П.Супрун, Н.Г.Янова, К.А.Носов Метапсихология: релятивистская психология, квантоваяпсихология и психология креативности: монография URSS, 2019
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Болотова, Л. С. Системы поддержки принятия решений в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/95EA8519-7EAA-40E4-BE76-7E54E460DA29
Л2.2 Кравченко, Т. К. Системы поддержки принятия решений : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/27131BA4-DD20-48BA-B309-C1223F080912
Л2.3 Болотова, Л. С. Системы поддержки принятия решений в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/C90DDED3-403C-4BD2-9DBF-CB02D82E39AF
Л2.4 Маслак, А. А. Теория и практика измерения латентных переменных в образовании : монография Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/7A5BDE15-AE64-4648-9A31-B515BF15A37A
Л2.5 В. Г. Халин Системы поддержки принятия решений : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/377F62B1-1901-42C4-BE63-AA4E9A8EAEFB
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Янова Н.Г. Психометрика: учеб. программа и методические рекомендации: учебно-метод.пособие (электронный ресурс) АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л3.2 Янова Н.Г. Психодиагностика: учеб. программа и методические рекомендации: электронный ресурс АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л3.3 Янова н.Г. Измерение и прогнозирование в психологии: учеб.-метод. пособие Азбука, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Место прецедентных экспертных систем в общей структуре инновационного менеджмента www.begin.ru
Э2 Roy Lachman Expert systems: A cognitive science perspective link.springer.com
Э3 Yanova N.G. Relativistic psychometrics in subjective scaling..// Elsevier Procedia Computer Science. 2016 www.sciencedirect.com
Э4 Yanova N.G. Decision support systems for teambuilding.// Elsevier Procedia Computer Science. 2017. www.sciencedirect.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Экспертные системы: Phonolog.doc, Marketing Power, Staff Expert - разработки базовой кафедры психометрики и педагогической квалиметрии
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. ПЕДАГОГИКА
Экспертная система для выработки рекомендаций по улучшению качества педагогических и психологических тестов
http://vestnik.tspu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1397&Itemid=276
Построение экспертной системы выбора рациональной стратегии на рынке труда
Для выпускника вуза
http://www.ipdn.ru/rics/vk/_private/vk8/122-131.pdf
Выбор критериев эффективности для педагогической экспертной системы, осуществляющей оценку качества обучающих тестов // Кокшарова Е.А. » http://elibrary.ru/contents.asp?Issueid=648056

2. ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Модель экспертной системы диагностики знаний студентов по психологии
http://www.dissercat.com/content/model-ekspertnoi-sistemy-diagnostiki-znanii-studentov-po-psikhologii
Экспертный анализ организационно-психологической реальности системы образования // Хребина С.В. »
Http://elibrary.ru/contents.asp?Issueid=539366
http://www.uni-altai.ru/Journal/pedagog/pedagog_4/articl_18.html

3. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
http://www.bizeducation.ru/library/management/innov/10/zalubovsky.htm
Экспертные системы - «за» и «против»
http://www.npo-etalon.ru/sup03.htm

4. ПСИХОДИАГНОСТИКА
Методологические положения и специфика конструирования экспертных психодиагностических систем (часть i) // Червинская К.Р. »
http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=942676

Экспертные психодиагностические системы как инструмент решения задач экспресс психологической диагностики // Червинская К.Р. »
http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=647322
К вопросу о формализации знаний и опыта медицинских психологов по интерпретации
результатов тестирования испытуемых// Червинская К.Р.
http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2011_1_6/nomer/nomer19.php

Экспертные системы в компьютерной психодиагностике http://www.library.mephi.ru/data/scientific-sessions/2002/3/137.html
Компьютерные инструментальные системы для диагностики, анализа и прогнозирования
http://www.ht.ru/cms/component/content/article/101087
http://teletesting.ru/modules/articles/index.php?op=viewarticle&artid=12 (Профэксперт)
http://www.psychometrica.ru/index.php/program-about/programm-about (ПсихометрикЭксперт)
5. ИНЖЕНЕРНАЯ ПАРАДИГМА
Методологический анализ формальных оснований экспертных систем // Резников В.М. »
Http://elibrary.ru/contents.asp?Issueid=642896

http://siberia-soft.ru/es (примеры экспертных АБД)
http://ai.obrazec.ru/aiexpert.htm (Методика построения ЭС)
Д.И. Муромцев. Введение в технологию экспертных систем. – СПб: Спб ГУ ИТМО, 2005. – 93 с.
http://www.insycom.ru/html/metodmat/pz/ExpertSystems.pdf
http://www.isa.ru/aidt/images/documents/2010-02/26_35.pdf

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература

Л1.1 Сойер Б., Фостер Д. Программирование экспертных систем. Пер. с англ.: монография М «Финансы и статистика», 2010
Л1.2 Левин Р., Дранг Д., Эделсон Б. Практическое введение в технологию искусственного интеллекта и экспертных систем Пер. с англ: монография. М., Мир, 2011
Л1.3 Муромцев Д.И. Введение в технологию экспертных систем: монография.СПб: Спб ГУ ИТМО, 2005
Л1.4 Таунсенд К., Фохт Д. Проектирование и программная реализация экспертных систем на персональных ЭВМ.Пер. с нем: монография М, Авт. и выч. техн., 2005
Л1.5 Decker, H., Lhotska, L., Link, S., Spies, M., Wagner, R.R. (Eds.):Database and Expert Systems: 25th International Conference, DEXA 2014, Munich, Germany, 2014 Springer International, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Л2.1 Червинская К.Р. Концепция «извлечения экспертных знаний» в инженерно -психологическом контексте : Вестник Санкт- Петербургского университета.Серия 12. – Вып. 3.СПбГУ,2008
Л2.2 Anderson, J.R The architecture of cognition : учебник (Cambridge) MA: Harvard University Press,
Л2.3 Резников В.М. Методологический анализ формальных оснований экспертных систем: Сибирский философский журнал т.7 №3, 2009
Л2.4 Резников В.М. Экспертная система шестого поколения: монография. М, УП, 2015
Л2.5 Залюбовский И. Компьютерный инструментарий инновационного менеджмента: монография М, УП, 2008
Л2.6 Маликова С. Экспертные системы в кадровой деятельности: монография М., Служба кадров и персонал, 2007
6.1.3. Дополнительные источники
Л3.1 Янова н.Г. Измерение и прогнозирование в психологии: учеб.-метод. пособие Азбука, 2017 http://elibrary. asu.ru/handle/ asu/4193
Л3.2 Янова Н.Г. Психометрика: учеб. программа и методические рекомендации: учебно-метод.пособие (электронный ресурс) АлтГУ, 2017 http://elibrary. asu.ru/handle/ asu/4191
Л3.3 Янова Н.Г. Психодиагностика: учеб. программа и методические рекомендации: электронный ресурс АлтГУ, 2017 http://elibrary. asu.ru/handle/ asu/4188


Статьи НИР/НИОКР с использованием ТЭС кафедры Психометрики и педагогической квалиметрии:

Янова Н.Г. Оценка удовлетворенности качеством образования: модели измерения и системы обратной связи. В сборнике: Евразийское образовательное пространств: новые вызовы и лучшие практики.Межд. образ. форум Алтай — Азия 2014: Барнаул: Изд-во Алт.Ун-та 2014.—с.227-233
Янова Н.Г. Роль образовательных медиа-продуктов в развитии познавательной мотивации: тестирование обратной связи // Деятельностная теория учения: современное состояние и перспективы. Материалы XV Международных чтений памяти Л.С. Выготского. РГГУ/МГУ –Москва, 2014.
Янова Н.Г. Тестовые экспертные системы в психодиагностике: новые подходы в психометрике // Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса. Сборник материалов III Всероссийской конференции по психодиагностике / под ред. А.Н.Батурина. – Челябинск, 2015.
Янова Н.Г. Тестовые экспертные системы моделирования ментального отклика // Фундаментальные проблемы психологии. Материалы межд. науч. конф. / под ред. В.М. Аллахвердова. – СПбГУ, 2015.
Янова Н.Г. Тестовые экспертные системы в диагностике внутренней речи // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского, Москва, / под ред. В.Т. Кудрявцева: В 2 ч. Ч.1. – Москва, 2015.
Янова Н.Г. Тестовая экспертная система фонетического анализа текста 'PHONOLOG.DOC' /Процедуры и методы экспериментально-психологических исследований. Сер. Интеграция академической и университетской психологии. Москва, 2016 Изд-во: Институт психологии РАН