МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы информатики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки02.03.02. Фундаментальная информатика и информационные технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план02_03_02_ФИиИТ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент Алябышева Ю.А.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы информатики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №224)

составлена на основании учебного плана:
02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Жариков А.В., к.ф.-м.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Жариков А.В., к.ф.-м.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины являются:
- систематизация и актуализация знаний школьного курса информатики;
- изучение базовых понятий и терминов информатики;
- формирование базовых знаний в области основ алгоритмизации;
- выработка навыков решения типичных задач с использованием ЭВМ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия и термины науки информатики
- основные понятия в области алгоритмизации, свойства алгоритмов;
- нормативно-правовые документы и стандарты в области информационных систем и технологий
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять полученные знания при решении прикладных задач;
- осуществлять целенаправленный поиск информации с использованием сети Интернет;
- использовать нормативно-правовые документы, международные и отечественные стандарты в области информационных систем и технологий;
- решать стандартные задачи с применением информационно-коммуникационных технологий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- работы с компьютером как со средством управления информацией;
- работы с компьютером как со средством обработки информации;
- приемами чтения, построения и записи алгоритмов;
- поиска информации для решения задач профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Определение информатики как науки. Информация и ее свойства.
1.1. Место информатики в системе наук. Информация и ее свойства. Лекции 1 2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Основы работы с ОС и файловой системой FAR Manager. Лабораторные 1 6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Программное обеспечение ЭВМ. Сам. работа 1 2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Кодирование информации. Представление информации. Лекции 1 2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Виды информации. Сам. работа 1 8 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Количество и единицы измерения информации Лекции 1 4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.7. Вероятностный подход к измерению информации. Формула Хартли. Формула Шеннона. Алфавитный подход. Лабораторные 1 4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Вероятностный подход. Понятие вероятности. Сам. работа 1 5 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Теория алгоритмов.
2.1. Алгоритм, его свойства. Виды алгоритмов. Лекции 1 4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Формы представления алгоритмов Сам. работа 1 8 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Составление алгоритмов. Решение задач. Лабораторные 1 4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Логические основы компьютера
3.1. Высказывание, высказываетльная форма. Формула. Основные законы алгебры логики. Лекции 1 2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Таблица истинности. Упрощение формул. Сам. работа 1 8 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Решение задач. Упрощение формул. Лабораторные 1 4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Арифметические основы компьютера
4.1. Системы счисления. Свернутая и развернутая формы записи числа. Перевод чисел в различных системах счисления. Лекции 1 4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Перевод целы и дробных чисел в р-ичных системах счисления. Арифметические операции над числами в р-ичных системах счисления. Сам. работа 1 8 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Сложение, вычитание, умножение и деление в р-ичных системах счисления. Лабораторные 1 2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.4. Перевод чисел. Перевод бесконечных периодических дробей в р-ичных системах счисления. Лабораторные 1 4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Грошев А. С. Информатика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Ю. А. Алябышева, Н. С. Бабкина, Ю. Б. Лямкина Теоретические основы информатики : учеб. пособие - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю. А. Алябышева Основы информатики: практикум Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л2.2 Толстяков Р.Р., Забавникова Т.Ю., Попова Т.В. Информатика: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2012 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Windows; MS Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронный каталог НБ АлтГУ «Книги»: http://www.lib.asu.ru/app/elecat/elecat=index1?base=book
2. Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/
3. Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://biblio-online.ru
4. ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
5. ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
205Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютеры: марка КламаС Офис, мониторы: марка ACER модель V223HQL - 8 единиц; доска интерактивная Triumph MULTI TOUCH 78 + проектор NEC UM280X в комплекте
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания
Лабораторные работы, где студенты максимально активно участвуют в практическом приложении изучаемого материала дисциплины.
- Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения решения, поставленных задач, не просто читайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Задания практического характера: продумайте план их выполнения или решения .
- При возникновении трудностей в процессе работы взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.