МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы web-программирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвД-3-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 74
самостоятельная работа 115
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5
зачеты: 4
курсовая работа: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 22,5 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 6 6 16 16
Практические 34 34 24 24 58 58
Сам. работа 28 28 87 51 115 79
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 144 108 216 180

Программу составил(и):
к.пед.н., доцент, Алябышева Ю.А.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы web-программирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Жариков А.В., к.ф.-м.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Жариков А.В., к.ф.-м.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получение целостного представления о методах и подходах, используемых в web-разработке;
формирование умения и навыков работы с web-приложениями;
изучение программных средств web-разработки.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью разрабатывать, внедрять и адаптировать прикладное программное обеспечение
ПК-8 способностью программировать приложения и создавать программные прототипы решения прикладных задач
ПК-9 способностью составлять техническую документацию проектов автоматизации и информатизации прикладных процессов
ПСК-1 способностью проектировать дизайн интерфейса пользователя информационной системы, в том числе с учетом развития современной шрифтовой культуры и особенностей пользовательского поведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об основных концепциях и принципах разработки web-приложений;
о программных средствах, используемых в web-разработке.
3.2.Уметь:
3.2.1.основные подходы и технологии, применяемые в web-разработке;
использовать различные инструментальные средства в процессе создания web-приложений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.верстки гипертекстовых документов с использованием языка разметки HTML и таблицы стилей CSS;
создания клиент-серверные приложения, выполняемых в сети World Wide Web.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Архитектура Web-приложений
1.1. Стек протоколов TCP\IP. Протокол HTTP: структура протокола, стандартизация. Лекции 4 1 ПК-2, ПК-8 Л2.2, Л1.1
1.2. Знакомство с технологиями Практические 4 6 ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПСК-1 Л2.2, Л1.1
1.3. Архитектура Web приложений Задача отделение данных от логики N-уровневая архитектура (1, 2, 3) Шаблоны проектирования Архитектурный шаблон MWC Сравнение MVC и трёх-уровневой архитектуры Лекции 4 2 ПК-2, ПК-8 Л2.2, Л1.1
1.4. Примеры простых web-приложений Практические 4 4 ПК-2, ПСК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Технологии представления
2.1. Проблемы отображения информации. Развитие протокола передачи гипертекстов HTML, структура, отличие стандартов (HTML 4.1, XHTML, HTML 5). Отделение данных от представления (CSS). Лекции 4 1 ПК-2, ПК-8 Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.2. Формирование простых HTML станиц Практические 4 2 ПК-9, ПСК-1 Л1.4, Л2.2, Л1.1
2.3. Проблемы создания динамического интерфейса. История появления JavaScript, синтаксис, распростра-нённые варианты использования. Лекции 4 1 ПК-8, ПК-9 Л2.2, Л1.1
2.4. Применение пользовательских скриптов (JavaScript) Практические 4 8 ПК-2, ПК-8, ПК-9, ПСК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.5. Применения CSS: селекторы, комбинаторы, псевдо-классы, псевдо-элементы, свойства, правила. CSS фреймворки. Лекции 4 2 ПК-2, ПК-8, ПК-9 Л1.4, Л2.2, Л1.1
2.6. Особенности представления информации Практические 4 6 ПК-2, ПК-8 Л1.3, Л2.2, Л1.1
2.7. Применение JavaScript: приведение типов, об-ласть видимости, портативное наследование. Применение регулярных выражений. JavaScript библиотеки (jQuery). Лекции 4 1 ПК-8, ПК-9, ПСК-1 Л1.4, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л1.1
2.8. Сложная структура пользовательских скриптов (JavaScript) Практические 4 4 ПК-8, ПК-9 Л2.2, Л1.1
2.9. Применение CSS библиотеки TwitterBootstrup. Лекции 4 2 Л1.3, Л2.2, Л1.1
2.10. Использование фреймворка Bootstrup для упрощения разработки Web-приложений Практические 4 4 ПК-2, ПК-8 Л1.3, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Серверные технологии
3.1. Размещение приложения на сервере Практические 5 1 ПК-8, ПК-9, ПСК-1 Л2.2, Л1.1
3.2. PHP Лекции 5 4 ПК-2, ПК-9 Л2.2, Л1.1
3.3. Синхронная и асинхронная передача данных от клиента к серверу (JSONP, Ajax, Pos2HiddenIframe, CORS, postMessage, LongPolling, EventSource, Web-Socket). JavaScript библиотеки для передачи данных. Практические 5 2 ПК-2, ПК-8 Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Использование Ajax для отображения информации о текущем состоянии сервера Практические 5 1 ПК-2, ПК-9 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.5. Основы Java: синтаксические конструкции, ти-пы данных, загрузка классов, reflection. Практические 5 1 ПК-2, ПК-9 Л2.2, Л1.1
3.6. Основы PHP Практические 5 2 ПК-9, ПСК-1 Л2.2, Л1.1
3.7. Использование баз данных в Web приложениях. Механизм работы с базами данных JDBC. Оптимизация использования соединений (Pull соеди-нение с базой данных). Авторизация и аутентификация с использованием JAAS Практические 5 1 ПК-9, ПСК-1 Л2.2, Л1.1
3.8. Подключение базы данных к приложению, использование пулов соединений с базой данных Практические 5 2 ПК-2, ПК-9 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.9. Передача данных внешним подсистемам (меха-низм сериализации и десериализации). Стандартный механизм (Serializable) Сериализация в текстовый формат (маршалинг) с ис-пользованием jaxb и xsd. Практические 5 2 ПК-2, ПК-8, ПСК-1 Л2.2, Л1.1
3.10. Сериализация десериализация данных Практические 5 2 ПК-2, ПК-8 Л2.2, Л1.1
3.11. История появлдения многопоточных приложе-ниях. Многопоточность в java, приметивы управления пото-ками. Многопоточность в Web приложениях (избегания бло-кировок и гонки за ресурсы). Практические 5 2 ПК-2, ПК-8 Л2.2, Л1.1
3.12. Оптимизация серверной части Web-приложения за счёт использования специальных языковых средств Практические 5 2 ПК-2, ПК-9 Л1.3, Л2.2, Л1.1
3.13. Защита канала передачи данных (https). Проблема открытых протоколов. Симметричное и несимметричное шифрование (пере-дача ключа) Алгоритм работы RSA, передача ключа сеанса. Проблема аутентификации (сертификаты и сервисы сертификации) Практические 5 4 ПК-2, ПК-9 Л2.2, Л1.1
3.14. Изучения сертификатов на сторонних сайтах, подключение самоподписанного сертификата Практические 5 1 ПК-2, ПК-9 Л1.3, Л2.2, Л1.1
3.15. Протекания процесса работы сервиса (легиро-вание состояния). Сам. работа 5 3 ПК-2, ПК-9 Л2.2, Л1.1
3.16. Настройка записи логов на сервере приложений Практические 5 1 ПК-8, ПК-9 Л2.2, Л1.1
3.17. Связывание структур языка и объектов реляци-онной модели. Использования ORM (Hibernate). Лекции 5 2 ПК-2, ПСК-1 Л1.4, Л2.2, Л1.1
3.18. Использование базы данных через ORM Hibernate Сам. работа 4 4 ПК-2, ПК-9 Л2.2, Л1.1
3.19. Web-сервисы, взаимодействие удалённых про-граммных компонент. Архитектуры SOAP и REST Сам. работа 4 8 ПК-2, ПК-8 Л2.2, Л1.1
3.20. Реализация интерфейсов подсистем на базе протокола SOAP Сам. работа 4 8 ПК-2, ПК-8 Л2.2, Л1.1
3.21. Системы сборки проектов (Make, Ant, Maven, Gradle). Сам. работа 4 8 ПК-2, ПК-8 Л2.2, Л1.1
3.22. Написание собственных скриптов сборки проекта Сам. работа 5 24 ПК-9, ПСК-1 Л2.2, Л1.1
3.23. Подготовка лабораторных и индивидуальной лабораторной по курсу Web-разработка Сам. работа 5 24 ПК-2, ПК-8 Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тузовский, А. Ф. Проектирование и разработка web-приложений: учебное пособие Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Кингсли Х.Э, Кингсли Х.К. JavaScript в примерах: ДМК Пресс» // ЭБС издательства "Лань", 2009 e.lanbook.com
Л1.3 Диков А. А. Веб-технологии HTML и CSS.:Учебное пособие: М. : Директ-медиа//ЭБС "Университетская библиотека online", 2012 biblioclub.ru
Л1.4 Диков А.В. Веб-технологии HTML и CSS: Учебное пособие М.: Директ-Медиа // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Эрик Редмонд, Джим Р. Уилсон Семь баз данных за семь недель. Введение в современные базы данных и идеологию NoSQ: ДМК Пресс, 2015 e.lanbook.com
Л2.2 Громов Ю. , Иванова О. Г. , Шахов Н. Г. , Однолько В. Г. Информационные Web-технологии: ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.w3schools.com/ Информация о стандартах технологий представления
Э2 http://habrahabr.ru/company/yandex/blog/168259/ Видео материалы школы Web-разработки yandex
Э3 http://habrahabr.ru/ Коллективный блог содержащий множество аналитических статей косающихся использования различных техзнологий разработки приложений
Э4 http://tutorials.jenkov.com/java-servlets/index.html Блог известного java разаботчика о архитектуре и технологиях
Э5 http://www.lektorium.tv/course/?id=22824 Открытое сервис видеолекций (Курс посвящённый языку программирования java)
Э6 Основы web-программирования ФИД portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система MS Windows
Open Office
7-Zip
AcrobatReader
Eclipse (PHP)
Visual Studio
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания
3. Практические занятия, где студенты максимально активно участвуют в практическом приложении изучаемого материала дисциплины.
- Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения решения, поставленных задач, не просто читайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Задания практического характера: продумайте план их выполнения или решения .
- При возникновении трудностей в процессе работы взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Курсовая работа.
По данной дисциплине предусмотрено выполнение курсовой работы. Курсовая работа логически предшествует выполнению выпускной квалификационной работы (ВКР), способствуя постепенному формированию у студента навыков, необходимых как для полного раскрытия темы ВКР, так и для его будущей профессиональной деятельности в целом. В ходе подготовки курсовой работы студент проводит самостоятельную научную и проектную работу. Цель выполнения курсовой работы - научить студента самостоятельно организовывать исследовательскую и проектную деятельность, анализировать художественные явления, обобщать и углублять полученные знания, применять их для решения практических задач, раскрывать особенности творческого решения, выдвигать и защищать собственные суждения и проектные решения.
Примерный перечень тем курсовых предлагается в фонде оценочных средств. Тему работы и ее план целесообразно согласовать с научным руководителем прежде, чем начинается основная часть исследовательской и проектной деятельности и оформление полученных результатов.Студент имеет право избрать тему, отличную от предложенных тем.
Важнейшим этапом является изучение и отбор фактического материала. До встречи с научным руководителем студент должен ознакомиться с научной и учебной литературой, аналогичными дизайн-решениями и составить список подобранных материалов. На основе отобранного материала необходимо составить примерный план работы, который в дальнейшем может корректироваться научным руководителем с учетом определения основных аспектов избранной темы.
После согласования с научным руководителем плана работы студент должен изучить доступную ему информацию по избранной теме. При этом следует использовать возможности научной библиотеки вуза, электронных библиотечных систем, периодических изданий, касающихся сферы дизайна, профильных интернет-ресурсов. Работа с проектным решением и текстом курсовой работы должна строиться с учетом норм профессиональной этики, авторского права. К оценке не допускаются работы, подготовленные с допущением плагиата. Курсовая работа может передаваться научному руководителю для контрольного прочтения как целиком, так и по частям. Проверенная работа или ее часть возвращается студенту для устранения сделанных замечаний и недочетов. Текст курсовой работы должен быть структурирован логично. Структурные части (главы, параграфы) должны быть соразмерны. Курсовая работа должна включать библиографический список, оформленный в соответствии с требованиями ГОСТ. Все части работы должны завершаться самостоятельными выводами. Демонстрационный материал является обязательной частью курсовой работы по данной дисциплине
6. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.