МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Историческая демография

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план46_03_02_ДиА-2-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Сарафанов Д.Е.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Тарасова Е.В.

Рабочая программа дисциплины
Историческая демография

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать студентам системные знания о теоретических и практических основах демографических процессов, протекающих в прошлом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-1 способность применять научные методы при исследовании объектов профессиональной деятельности
ПК-4 способность самостоятельно работать с различными источниками информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю формирования исторической демографии в нашей стране и за рубежом;
базовые понятия и показатели, которыми оперирует историческая демография;
основные методы исторической демографии;
теоретические и методические вопросы курса;
принципы проведения демографической политики.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать извлеченные сведения в научных целях;
работать с базовыми показателями исторической демографии.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками вычисления основных демографических коэффициентов и использования их при решении задач;
методикой работы со статистическими таблицами, содержащими демографические показатели.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Историческая демография как специальная историческая дисциплина
1.1. Предмет, место и значение курса "Историческая демография". Этапы ее развития и становления. Источники и методы исторической демографии Лекции 7 10 ОК-6, ПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.2. Источники и методы исторической демографии Практические 7 2 ОК-6, ПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.3. История населения Древней Руси в IX-XIII вв. Лекции 7 8 ОК-6, ПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.4. Источниковедческий анализ материалов церковно-приходского учета населения. Практические 7 2 ОК-6, ПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.5. История народонаселения в Древней Руси и в Российском государстве в IX — начале XX вв. История населения СССР. Сам. работа 7 2 ОК-6, ПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.6. Российские статистические исследования конца XIX и начала XX вв. Практические 7 8 ОК-6, ПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.7. Динамика населения Российского государства в конце ХIV-XVI вв. Практические 7 6 ОК-6, ПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.8. История народонаселения в Российском государстве в XVII — начале XVIII вв. Сам. работа 7 8 ОК-6, ПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.9. Естественное движение городского и сельского населения. Сам. работа 7 12 ОК-6, ПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.10. Исторические процессы формирования и развития населения Российской империи в XVIII — первой половине XIX вв. Сам. работа 7 6 ОК-6, ПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.11. Движение населения в России во второй половине XIX — начале ХХ в. Основные центры по изучению исторической демографии России Сам. работа 7 10 ОК-6, ПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.12. Типология крестьянской семьи в России в ее историческом развитии Сам. работа 7 10 ОК-6, ПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.13. Проблемы эмиграции и иммиграции в России в новое время Сам. работа 7 8 ОК-6, ПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.14. Население России на рубеже ХIХ – ХХ вв. Сам. работа 7 10 ОК-6, ПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.15. Город и деревня в процессе модернизации второй половины XIX в. - начала ХХ в. Сам. работа 7 12 ОК-6, ПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.16. История населения СССР. Советская школа исторической демографии. Зарубежная историческая демография XX в. Сам. работа 7 2 ОК-6, ПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.17. Становление советской исторической демографии и основные направления исследований Сам. работа 7 18 ОК-6, ПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.18. Зарубежная историческая демография XX в. Сам. работа 7 9 ОК-6, ПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.19. ВИС как основа историко-демографических исследований зарубежного общества. Сам. работа 7 10 ОК-6, ПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.20. Экзамен 7 27 ОК-6, ПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Историческая демография как специальная историческая дисциплина. Предмет и объект изучения.
2. Российская историография исторической демографии.
3. Источники исторической демографии: разновидности, особенности составления и назначение.
4. Основные методы историко-демографических исследований.
5. Население Древней Руси. Пути формирования и особенности историко-демографических исследований этого периода.
6. Формирование населения, механическое и естественное движение населения Российского государства конца XV – XVI вв.
7. Городское население России конца XV – XVI вв.
8. Миграционные процессы населения как фактор освоения и укрепления границ Российского государства конца XV – XVI вв.
9. Посадское население в России в XVII – начале XVIII вв.
10. Особенности учета населения в России в XVII – начале XVIII вв.
11. Формирование населения Российского государства в XVII – первой половине XIX в.
12. Переселения в России XVIII – первой половины XIX в. Характер, основные направления, итоги.
13. Брак и семья в Сибири в XVIII – первой половине XIX в.
14. Воспроизводство населения в Сибири в XVIII – первой половине XIXв.
15. Структура и состав населения Российского государства во второй половине XIX – начале XX вв.
16. Организация ЦСК. Проведение Всероссийских и городских переписей населения.
17. Демографическое поведение населения на рубеже XIX – XX вв.
18. Особенности учета населения в СССР.
19. Численность и размещение населения в СССР. Этнический состав советского населения
20. Зарубежная историческая демография XX в. – новая методологическая школа для историко-демографических исследований в России.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Возникновение исторической демографии: этапы развития и становления как вспомогательной исторической дисциплины.
2. Методы исследования демографии.
3. Переселения как фактор расширения границ государства.
4. Ревизии податного населения Российской империи.
5. Церковно-приходская статистика православного населения России, как источники по текущему учету естественного движения населения.
6. Полицейско-административный учет в 20-х – 70-х XVIII в.
7. Первая всероссийская перепись населения.
8. Миграционные процессы в России во второй половине XIX— начале ХХ вв.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Смотреть ФОС в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Еремин А.А. Демография: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/493
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Н. Владимиров, Д. Е. Сарафанов; АлтГУ Информационные технологии в изучении метрических книг (население Барнаула в конце XVIII - начале ХХ в.): монография Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э2 ДЕМОСКОП WEEKLY www.demoscope.ru
Э3 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э4 Интернет-журнал для тех, кто учится http://советстуденту.рф/nauka/
Э5 Курс в Moodle "Историческая демография" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

Базы данных, разработанные преподавателями АлтГУ:
БД «Населенные пункты Алтайского края»;
БД «Население Тобольска в 1897 г.»;
БД «Население Барнаула второй половины XVIII – начала XX вв. по материалам метрических книг»;
БД «Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX – начала XX веков (по материалам всероссийской переписи населения 1897 года»);
БД «Историческое профессиоведение (российский вариант международной классификации исторических профессий)»;
БД «Населенные места Алтайской губернии в 1924 г.».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Историческая демография» состоит из основного раздела, включающего 19 тем. При освоении вводной части дисциплины студенты должны обратить внимание на изучение понятийного аппарата, историографических аспектов. Также происходит знакомство обучающихся с предметом, источниками и методами курса, этапами развития и становления "Исторической демографии".
При изучении основной (содержательной) части дисциплины следует сосредоточиться на вопросах, посвященных закономерностям развития демографических процессов в прошлом. Студенты должны уметь использовать полученные знания для более глубокого понимания и изучения специфики жизнедеятельности тех или иных социальных групп в современной России. Полученные знания и умения студенты могут использовать при моделировании развития социально-демографических, этнических и социально-профессиональных групп населения.
В процессе работы над курсом используются: графические материалы, схематично демонстрирующие основные демографические тенденции (графики, диаграммы, таблицы и др.); наглядные материалы, демонстрирующие процесс организации сбора демографической информации и результаты ее обработки (статистические сборники, данные переписей населения, переписные листы и др.); сравнительно-исторические данные, демонстрирующие основные демографические тенденции в России в прошлом.
Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекций, практических занятий, индивидуальных самостоятельных занятий.
Методические указания к написанию лекций. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала важно записывать тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. При записи лекции следует выделять главные, ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.). Перед лекцией следует прочитать материалы предыдущей – для актуализации знаний при освоении нового содержания.
Методические указания для подготовки к практическим занятиям. Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На практическое занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Важно уметь самостоятельно работать с различными источниками информации.
Используйте, например, периодическую печать – специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
Большое количество фактического материала представлено на сайте ДЕМОСКОП WEEKLY (http://www.demoscope.ru).
Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения. Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально и направляются преподавателю. При подготовке задания важно применять научные методы при исследовании объектов профессиональной деятельности. При работе в группе необходимо толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
Методические указания для выполнения индивидуальных самостоятельных заданий. При изучении дисциплины часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит расширить и углубить знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов следует обратиться к преподавателю. После выполнение следует проанализировать качество их выполнения. Это поможет развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.