МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория судебной экспертизы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильПрикладная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ПФ-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 42
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 42 42 42 42
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.филол.н., зав.каф., Чернышова Т.В.

Рецензент(ы):
к.филол.н, доцент, Доронина С.В.

Рабочая программа дисциплины
Теория судебной экспертизы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №947)

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Т.В.Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Т.В.Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.знакомство студентов с основами теории и практики судебной экспертизы, базовыми принципами ее проведения, а также теоретико-методологическими основами лингвистической экспертизы текста

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов
ПК-11 владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных, научных и культурно-просветительских организациях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.стандартные методики и действующие нормативы создания текстов лингвистической экспертизы

Владеет: базовыми навыками разработки и реализации различного типа проектов в лингвоэкспертной сфере
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет: использовать приемы и методы разработки и реализации различного типа проектов в лингвоэкспертной сфере
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет базовые навыкеи разработки и реализации различного типа проектов в лингвоэкспертной сфере

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Правовые, научные и организационные основы судебной экспертизы
1.1. Специальные знания и формы их использования в судопроизводстве Практические 3 4 ПК-8, ПК-11
1.2. Понятие, предмет, задачи и объекты судебной экспертизы Практические 3 4 ПК-11 Л1.1
1.3. Понятие и предмет судебной экспертизы. Задачи судебной экспертизы. Объекты судебной экспертизы. Практические 3 2 ПК-11
1.4. Методология судебной экспертизы Практические 3 2 ПК-11
1.5. Правовые, научные и организационные основы судебной экспертизы Сам. работа 3 20 ПК-11
Раздел 2. Понятие метода судебной экспертизы
2.1. Классификация методов судебных экспертиз Практические 3 2 ПК-8, ПК-11 Л1.1
2.2. Судебно-экспертные методики Практические 3 2 ПК-8 Л1.1
2.3. Классификация судебных экспертиз Практические 3 2 ПК-8, ПК-11
2.4. Система и функции судебно-экспертных учреждений России. Их структура и функции. Практические 3 2 ПК-11
2.5. Судебный эксперт, его процессуальный статус и компетенция Практические 3 2 ПК-8, ПК-11
2.6. Права, обязанности и ответственность судебного эксперта. Практические 3 2 ПК-11
2.7. Понятие о судебной лингвистической экспертизе Практические 3 6 ПК-8, ПК-11 Л1.1
2.8. Понятие метода судебной экспертизы Сам. работа 3 22 ПК-8, ПК-11 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. прикрепленный файл
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. прикрепленный файл
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. прикрепленный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теоретические основания и практика: М. : ФЛИНТА, 2012 http://e.lanbook.com/book/12947
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru Поисковая система google - www.google.ru Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru Издательство «Лань»: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1461 Университетская библиотека: http://www.biblioclub.ru/52957_Yazyk_sotsialnogo_statusa.html
Э2 Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru Поисковая система google - www.google.ru Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru [Эл. ресурс]: Издательство «Лань»: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1461 [Эл. ресурс]: Университетская библиотека: http://www.biblioclub.ru/52957_Yazyk_sotsialnogo_statusa.html
6.3. Перечень программного обеспечения
Стандартный пакет программного обеспечения для вузов РФ
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru
Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru
Поисковая система google - www.google.ru
Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru
Издательство «Лань»: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1461
Университетская библиотека: http://www.biblioclub.ru/52957_Yazyk_sotsialnogo_statusa.html

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс носит прикладной, практико-ориентированный (в филологической части) характер.
Система заданий направлена на приобретение устойчивых знаний о функциях и назначении судебной экспертизы (в том числе и лингвистической).

Зачет проводится в письменно-устной форме. В качестве зачетного задания используется один из текстов лингвистического исследования спорного текста, созданный студентом в ходе освоения курса.
Он оформляется в виде научно-практической работы, которую студент должен защитить на зачете перед аудиторией. Текст работы должен содержать указания на научные предпосылки анализа исходного текста, а также характеристику поэтапного анализа исходного текста и выводы по поставленным предварительно вопросам. Оформление работы осуществляется на основе требований, предъявляемых к текстах лингвистических экспертиз и лингвистических исследований, разработанных современной судебной практикой РФ.
Остальные 70 баллов набираются в процессе изучения курса и включают оценку тестовых вопросов к лекциям (10 баллов), практических заданий (40 б.), реферирования научной литературы(20б.)
Перевод баллов в оценку: