МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория судебной экспертизы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильПрикладная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ПФ-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 42
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 42 42 42 42
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.филол.н., зав.каф., Чернышова Т.В.

Рецензент(ы):
к.филол.н, доцент, Доронина С.В.

Рабочая программа дисциплины
Теория судебной экспертизы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №947)

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Т.В.Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Т.В.Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.знакомство студентов с основами теории и практики судебной экспертизы, базовыми принципами ее проведения, а также теоретико-методологическими основами лингвистической экспертизы текста

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов
ПК-11 владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных, научных и культурно-просветительских организациях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.стандартные методики и действующие нормативы создания текстов лингвистической экспертизы

Владеет: базовыми навыками разработки и реализации различного типа проектов в лингвоэкспертной сфере
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет: использовать приемы и методы разработки и реализации различного типа проектов в лингвоэкспертной сфере
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет базовые навыкеи разработки и реализации различного типа проектов в лингвоэкспертной сфере

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Правовые, научные и организационные основы судебной экспертизы
1.1. Специальные знания и формы их использования в судопроизводстве Практические 3 4 ПК-8, ПК-11
1.2. Понятие, предмет, задачи и объекты судебной экспертизы Практические 3 4 ПК-11 Л1.1
1.3. Понятие и предмет судебной экспертизы. Задачи судебной экспертизы. Объекты судебной экспертизы. Практические 3 2 ПК-11
1.4. Методология судебной экспертизы Практические 3 2 ПК-11
1.5. Правовые, научные и организационные основы судебной экспертизы Сам. работа 3 20 ПК-11
Раздел 2. Понятие метода судебной экспертизы
2.1. Классификация методов судебных экспертиз Практические 3 2 ПК-8, ПК-11 Л1.1
2.2. Судебно-экспертные методики Практические 3 2 ПК-8 Л1.1
2.3. Классификация судебных экспертиз Практические 3 2 ПК-8, ПК-11
2.4. Система и функции судебно-экспертных учреждений России. Их структура и функции. Практические 3 2 ПК-11
2.5. Судебный эксперт, его процессуальный статус и компетенция Практические 3 2 ПК-8, ПК-11
2.6. Права, обязанности и ответственность судебного эксперта. Практические 3 2 ПК-11
2.7. Понятие о судебной лингвистической экспертизе Практические 3 6 ПК-8, ПК-11 Л1.1
2.8. Понятие метода судебной экспертизы Сам. работа 3 22 ПК-8, ПК-11 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. прикрепленный файл
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. прикрепленный файл
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. прикрепленный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теоретические основания и практика: М. : ФЛИНТА, 2012 http://e.lanbook.com/book/12947
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru Поисковая система google - www.google.ru Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru [Эл. ресурс]: Издательство «Лань»: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1461 [Эл. ресурс]: Университетская библиотека: http://www.biblioclub.ru/52957_Yazyk_sotsialnogo_statusa.html
Э2 Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru Поисковая система google - www.google.ru Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru Издательство «Лань»: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1461 Университетская библиотека: http://www.biblioclub.ru/52957_Yazyk_sotsialnogo_statusa.html
6.3. Перечень программного обеспечения
Стандартный пакет программного обеспечения для вузов РФ
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru
Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru
Поисковая система google - www.google.ru
Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru
Издательство «Лань»: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1461
Университетская библиотека: http://www.biblioclub.ru/52957_Yazyk_sotsialnogo_statusa.html

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс носит прикладной, практико-ориентированный (в филологической части) характер.
Система заданий направлена на приобретение устойчивых знаний о функциях и назначении судебной экспертизы (в том числе и лингвистической).

Зачет проводится в письменно-устной форме. В качестве зачетного задания используется один из текстов лингвистического исследования спорного текста, созданный студентом в ходе освоения курса.
Он оформляется в виде научно-практической работы, которую студент должен защитить на зачете перед аудиторией. Текст работы должен содержать указания на научные предпосылки анализа исходного текста, а также характеристику поэтапного анализа исходного текста и выводы по поставленным предварительно вопросам. Оформление работы осуществляется на основе требований, предъявляемых к текстах лингвистических экспертиз и лингвистических исследований, разработанных современной судебной практикой РФ.
Остальные 70 баллов набираются в процессе изучения курса и включают оценку тестовых вопросов к лекциям (10 баллов), практических заданий (40 б.), реферирования научной литературы(20б.)
Перевод баллов в оценку: