МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История архивов России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план46_03_02_ДиА-3-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 125
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 125 125 125 125
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Щетинина А.С.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
История архивов России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – дать студентам углубленное, целостное представление об истории формирования и деятельности архивов России, преемственности практики комплектования, хранения и использования документов российских архивов в дореволюционный период и в новейшее время; познакомить с проблемами, связанными с собиранием и освоением наследия прошлого, в конкретной исторической обстановке. В их числе: развитие отечественного архивного дела, формы и методы управления архивами, влияние исторических условий на жизнь и деятельность архивов, разработка научно-справочного аппарата; использование архивных документов в практических, политических, научных и культурных целях. Кроме того, конечной целью курса является воспитание у студентов сознание гуманистической миссии архивиста в современном мире, связанной с постоянно возрастающей ценностью архивов как основного элемента возникающей в XXI веке новой «глобальной информационной инфраструктуры» (по терминологии ЮНЕСКО), или «единого архивно-информационного пространства» (по терминологии современных отечественных архивоведов).
Для достижения цели решаются следующие задачи:
- сформировать у студентов исторически конкретное представление об архивах России;
- проследить основные этапы формирования Архивного фонда РФ – многоуровневой информационной системы;
- научить студентов самостоятельно выявлять и объективно оценивать ключевые этапы в развитии отечественного архивного строительства;
- дать анализ типологии и организационной структуры государственных и негосударственных архивов;
- определить закономерности и особенности истории отечественного архивного дела;
- дать историю складывания и характеристику основных комплексов документов, хранящихся в федеральных архивах, практику хранения и использования документов архивов;
- изучить историю формирования научно-справочного аппарата архивов
Кроме того, одной из задач курса является научить студентов самостоятельно выявлять и оценивать с применением историко-компаративистских методов научного анализа характерные черты и особенности хода архивного строительства в контексте общей истории Отечества, а также его взаимообусловленность с историей духовной (гуманитарной) культуры на различных этапах жизнедеятельности человека.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-11 способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям
ОПК-3 владение базовыми знаниями систем органов государственной и муниципальной власти
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.процесс формирования системы государственного управления российскими архивами;
генезис и особенности функционирования государственных, негосударственных и личных архивов в прошлом и на современном этапе;
место отечественных архивов в системе государственного управления и историко-культурного наследия.
3.2.Уметь:
3.2.1.- выделять общее и особенное в развитии и деятельности отечественных архивов;
- устанавливать информационные связи документов фондообразователя;
- определять внутреннюю систематизацию документов, выработанную фондообразователем;
- проводить историко-компаративный анализ научных трудов историков отечественного архивного дела;
- применять полученные знания в практической архивной работе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.оценки и анализа деятельности отечественных архивов;
написания научно-исследовательских работ по истории архивов и архивного дела;
организации работы современных архивов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Архивы и архивное дело в IX- XVII вв.
1.1. Письменность и архивное дело в Древнерусском государстве (IX – XII вв.). Лекции 6 2 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.2. Архивы в русских землях в период феодальной раздробленности (XII – конец XIII вв.). Лекции 6 2 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.3. Архивы в период Русского централизованного государства. Практические 6 2 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.4. Виды архивов Древнерусского государства. Статус, состав документов. Практические 6 2 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.5. Архивы и архивное дело Русского централизованного государства (конец XV – начало XVII вв.) Практические 6 2 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.6. Работа над заданиями ЭУМКД Сам. работа 6 10 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
1.7. Изучение литературы и источников по теме раздела Сам. работа 6 10 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. 2. Архивы и архивное дело в период Российской империи.
2.1. Реорганизация архивного дела в России в XVIII в. Лекции 6 2 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
2.2. Архивное дело в Российской империи в XIX В. Лекции 6 2 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
2.3. Архивы и архивное дело на рубеже XIX-XX вв. Практические 6 2 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
2.4. Н.В. Калачов и Д.Я. Самоквасов: вклад в развитие архивного дела России Практические 6 4 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
2.5. Архивное законодательство Российской империи. Практические 6 4 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
2.6. Работа над заданиями ЭУМКД Сам. работа 6 10 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
2.7. Изучение литературы и источников по теме раздела Сам. работа 6 10 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. 3. Архивы и архивное дело РСФСР-СССР до 1938 г.
3.1. Разработка и принятие Декрета СНК РСФСР "О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР" от 01.06.1918 г. Лекции 6 2 ОК-11 Л1.1, Л2.1
3.2. Складывание основ организации архивного дела в РСФСР-СССР. Лекции 6 2 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
3.3. Организация центрального архивного управления СССР. Практические 6 2 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
3.4. Макулатурные кампании и становление системы отбора документов на государственное хранение. Практические 6 2 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
3.5. Декрет "О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР". Практические 6 2 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
3.6. Работа над заданиями ЭУМКД Сам. работа 6 10 Л1.1, Л2.1
3.7. Изучение литературы и источников по теме раздела Сам. работа 6 10 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. 4. Архивное дело в системе НКВД-МВД СССР.
4.1. Передача архивного дела в ведение НКВД СССР. Лекции 6 2 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
4.2. Архивы и архивное дело в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы. Лекции 6 2 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
4.3. Изменения в архивном деле в 1950-е гг. Практические 6 2 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
4.4. Архивы и архивное дело в годы ВОВ. Практические 6 2 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
4.5. Работа над заданиями ЭУМКД Сам. работа 6 10 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
4.6. Изучение литературы и источников по теме раздела Сам. работа 6 10 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. 5. Архивное дело СССР в 1960-е-1980-е гг.
5.1. Передача ГАУ из системы МВД в подчинение Совета Министров СССР. Лекции 6 2 ОК-11 Л1.1, Л2.1
5.2. Изменения в экспертизе ценности документов и комплектовании государственных архивов . Упорядочение документов в государственных и ведомственных архивах. Лекции 6 2 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
5.3. Основные тенденции архивного дела СССР в 1960-е-1980-е гг. Практические 6 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
5.4. Архивы и архивное дело с конца 1950-х гг. до конца 1980-х гг. Задание Практические 6 4 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
5.5. Руководители архивной службы России (1918-2009) Задание Практические 6 2 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
5.6. Работа над заданиями ЭУМКД Сам. работа 6 10 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
5.7. Изучение литературы и источников по теме раздела Сам. работа 6 12 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. 6. Реформирование архивного дела в 1990-е гг.
6.1. Изменения в системе архивного дела в России после распада СССР. Лекции 6 2 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
6.2. Складывание нормативно-правовой базы российского архивного дела в 1990-е гг. Лекции 6 2 ОК-11 Л1.1, Л2.1
6.3. Основные факторы и проблемы развития архивного дела России в 1990-е - начале 2000-х гг. Практические 6 2 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
6.4. Основные изменения в архивном законодательстве Практические 6 4 ОК-11 Л1.1, Л2.1
6.5. Работа над заданиями ЭУМКД Сам. работа 6 10 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
6.6. Изучение литературы и источников по теме раздела Сам. работа 6 13 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
6.7. Экзамен 6 27 ОК-11, ОПК-3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Практические задания:
1. Дать анализ и сравнительную характеристику организации хранения документов в:
- период Древнерусского государства и в период феодальной раздробленности;
- период Русского централизованного государства;
- в Российской империи XVIII в.
Указать виды архивов и состав документов.
2. Изучить, проанализировать проект архивной реформы Д.Я. Самоквасова.
3. Изучить текст декрета "О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР" от 01.06.1918 г. Проанализировать результаты и последствия принятия данного декрета для дальнейшего развития архивного дела в стране. Ответ представить в виде инфографики.
Полный перечень заданий см. в ЭУМК по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2094


Примерные тестовые задания:
1. Вставьте пропущенные слова:
Дела ….. поступали на хранение в архив III-го Отделения.
а) об организации политического сыска;
б) по внешней политике;
в) о законодательной деятельности государства.
2. Выберите неправильные ответы:
В разработке одного из самых известных проектов реформы архивного дела в России в кон. 60-х – нач. 70-х гг. XIX в. не участвовали:
а) Калачов Н.В.
б) Строев В.П.
в) Розенкампф Г.А.
3. Выберите несколько правильных ответов:
Какие документы хранились в архиве I-го Отделения?
а) проекты и мнения государственных деятелей;
б) фонды сановников;
в) документы об общей деятельности канцелярии.
Полный перечень заданий см. в ЭУМК по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2094
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1) Проанализировать архивное законодательство России в работе Д.Я. Самоквасова "Архивное дело в России (Прошедшая, настоящая и будущая постановка архивного дела в России)", дать ответ на следующие вопросы:
1. Особенности законодательного регулирования архивного дела в период приказной системы.
2. Основные изменения в архивном законодательстве в период коллегиальной системы и их влияние на развитие архивного дела России.
3. Регламентация работы архивов центральных учреждений и ведомств.
4. Регламентация работы архивов на местах.
2) Выбрать любую из предложенных тем и дать подробный анализ состояния архивного дела:
1. Архивы и архивное дело в конце 1950-х гг.- 1960-е гг.
2. Архивы и архивное дело в 1970-е-1980-е гг.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС представлен в приложениии.
ФОС по дисциплине размещен на Едином образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2094

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шульгина М. В. Архивоведение: ИД САФУ, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 авт.-сост.: В. Н. Владимиров и др Документоведение и архивоведение (дисциплины базовой части профессионально-го цикла): Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 портал "Архивы России" rusarchives.ru
Э2 Электронная энциклопедия по истории России www.runivers.ru
Э3 Курс в Moodle "История архивов России" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из разделов, подразумевающих изучение истории отечественных архивов. Каждый раздел включает лекционный теоретический материал, практические задания для проверки усвоения теории и задания для самостоятельной работы. Для самостоятельной подготовки к занятиям обучающимся предоставляется литература и источники по темам занятий и по дисциплине в целом.
С лекциями обучающиеся знакомятся на аудиторном занятии. В ходе лекции рекомендуется составлять конспект. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
* внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия;
* найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
* продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
* продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
При самостоятельной подготовке необходимо использовать современную нормативно-методическую базу и опираться на учебную литературу и статьи исследователей.
Самостоятельная работа студентов является важной частью данного курса. Самостоятельная работа осуществляется под руководством преподавателя и протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий.
Практическая и/или самостоятельная работа обучающихся осуществляется с использованием ЭУМКД по адресу:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2094
Задания, представленные в ЭУМКД, выполняются обучающимися самостоятельно и индивидуально после освоения каждой из тем на аудиторном занятии и/или в качестве задания на дом. Функциональное предназначение самостоятельной работы студента по овладению специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определенной информации. Цель и планирование самостоятельной работы определяется преподавателем. Если студент не посещает аудиторные занятия, то для допуска к экзамену необходимо выполнить ВСЕ практические задания и задания для самостоятельной работы.
При подготовке к занятиям следует внимательно ознакомиться с их описанием и требованиями к ответу, а также с критериями оценивания, представленными в каждом задании. При устных ответах запрещается читать с экранов мобильных телефонов, планшетов и т.п. Устные и письменные ответы на теоретические вопросы заданий должны содержать самостоятельные суждения, анализ и выводы.
Для успешного прохождения итогового тестирования по дисциплине необходимо предварительно повторить теоретический материал, а также рекомендуется составить краткий конспект ответов на практических занятиях. При подготовке к тестированию следует обратить особое внимание на даты важнейших (ключевых) событий, персоналии и терминологию. Вопросы теста отражают материал лекций, практических занятий и заданий для самостоятельной работы. На прохождение теста дается одна попытка.
Устный экзамен проводится по билетам, включающим вопросы по темам из разделов курса. Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке сту-дентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий. На подготовку к ответу отводится 40 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.