Закреплена за кафедрой | НЕТ (реорганизована) 4 |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в гуманитарных науках |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИвГН-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 54 | 54 | 54 | 54 |
Сам. работа | 115 | 115 | 115 | 115 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НЕТ (реорганизована) 4
Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой В.Н. Владимиров
1.1. | формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков, необходимых при работе с электронными библиотеками |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ОПК-4 | способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
ПК-24 | способность готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | виды электронных библиотек, электронно-библиотечные системы, правовые аспекты формирования электронных библиотек, принципы организации и функционирования электронных библиотек. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ориентироваться в электронном информационном пространстве (мировом и российском), анализировать процессы развития данной сферы, оценивать значимость и информативность электронных библиотечных ресурсов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | работы с электронными библиотеками и библиографическими базами данных, создания электронной библиотечной коллекции/ библиографической подборки. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Электронные библиотеки и возможности их использования | ||||||
1.1. | Электронная библиотека: общая характеристика | Лекции | 2 | 4 | ОПК-4, ПК-24 | Л1.1 |
1.2. | Электронная библиотека: общая характеристика | Практические | 2 | 8 | ОПК-4, ПК-24 | Л1.1 |
1.3. | Правовые аспекты формирования электронных библиотек | Лекции | 2 | 2 | ОПК-4, ПК-24 | Л1.1 |
1.4. | Правовые аспекты формирования электронных библиотек | Практические | 2 | 8 | ОПК-4, ПК-24 | Л1.1 |
Раздел 2. Электронные библиотеки мира | ||||||
2.1. | Информационные ресурсы крупнейших библиотек мира и их цифровые коллекции | Лекции | 2 | 4 | ОПК-4, ПК-24 | Л1.1 |
2.2. | Информационные ресурсы крупнейших библиотек мира и их цифровые коллекции | Практические | 2 | 8 | ОПК-4, ПК-24 | Л1.1 |
2.3. | Мировые библиографические базы данных | Лекции | 2 | 2 | ОПК-4, ПК-24 | Л1.1 |
2.4. | Мировые библиографические базы данных | Практические | 2 | 6 | ОПК-4, ПК-24 | Л1.1 |
Раздел 3. Электронные библиотеки России | ||||||
3.1. | Развитие электронных библиотек в России | Лекции | 2 | 2 | ОПК-4, ПК-24 | Л1.1 |
3.2. | Развитие электронных библиотек в России | Практические | 2 | 6 | ОПК-4, ПК-24 | Л1.1 |
3.3. | Электронно-библиотечные системы и библиографические базы данных | Лекции | 2 | 2 | ОПК-4, ПК-24 | Л1.1 |
3.4. | Электронно-библиотечные системы и библиографические базы данных | Практические | 2 | 6 | ОПК-4, ПК-24 | Л1.1 |
Раздел 4. Технологии создания электронных библиотек | ||||||
4.1. | Формирование текстовых электронных коллекций | Лекции | 2 | 2 | ОПК-4, ПК-24 | Л1.1 |
4.2. | Формирование текстовых электронных коллекций | Практические | 2 | 4 | ОПК-4, ПК-24 | Л1.1 |
4.3. | Интеграция всех типов источников как одна из важнейших задач для электронных библиотек | Лекции | 2 | 2 | ОПК-4, ПК-24 | Л1.1 |
4.4. | Интеграция всех типов источников как одна из важнейших задач для электронных библиотек | Практические | 2 | 8 | ОПК-4, ПК-24 | Л1.1 |
4.5. | Изучение литературы и источников по курсу. | Сам. работа | 2 | 115 | ОПК-4, ПК-24 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Электронная библиотека: общая характеристика 2. Интеллектуальная собственность: определение, виды и роль в информационном обществе 3. Правовые аспекты формирования электронных библиотек 4. Информационные ресурсы крупнейших библиотек мира и их цифровые коллекции 5. Развитие электронных библиотек в России 6. Особенности интеграции региональных и муниципальных библиотек в информационное пространство 7. Электронно-библиотечные системы и библиографические базы данных 8. Формирование текстовых электронных коллекций 9. Подходы к представлению разных типов источников в электронных библиотеках 10. Метаданные: понятие, функции и основные стандарты. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Анализ существующих терминов и определений, определяющих понятие «электронная библиотека». 2. История возникновения электронных (цифровых) коллекций в мире и в России 3. Законы Российской Федерации, регулирующие отношения в области интеллектуальной собственности в цифровой среде. 4. Европейская электронная библиотека «Europeana». 5. Международный проект World Digital Library. 6. Российский проект «Национальная электронная библиотека» 7. Информационные ресурсы и электронные коллекции крупнейших библиотек России 8. Электронные библиотеки научных и образовательных учреждений России 9. Электронно-библиотечные системы России 10. Обзор крупнейших библиографических баз данных России и мира 11. Форматы представления текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных источников в электронных библиотеках |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение (ФОС) |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А.М. Блюмин, Н.А. Феоктистов | Мировые информационные ресурсы: учеб.пособие | , 2015 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Университетская библиотека online. | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | Издательство «Лань». Электронно-библиотечная система. | e.lanbook.com | ||
Э3 | Российская государственная библиотека. | www.rsl.ru | ||
Э4 | Библиотека по естественным наукам РАН. | www.benran.ru | ||
Э5 | Научная библиотека МГУ. | www.lib.msu.su | ||
Э6 | Государственная публичная научно-техническая библиотека. | www.gpntb.ru | ||
Э7 | Библиотека Конгресса США. | www.loc.gov | ||
Э8 | Британская библиотека. | www.bl.uk | ||
Э9 | Национальная библиотека Франции. | gallica.bnf.fr | ||
Э10 | Национальная электронная библиотека. | https://нэб.рф | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Целью курса «Электронные библиотеки» является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков, необходимых при работе с электронными библиотеками. Особое внимание в курсе уделяется теоретическим подходам к определению «электронных библиотек», правовым основам их формирования и предоставления доступа к ним, особенностям развития электронных библиотек в Росси и за рубежом. Кроме того, студенты изучают техническую сторону создания цифровой коллекции: особенности оцифровки, библиографического описания, форматы предоставления данных. Обучающимся предлагается традиционная форма обучения в виде лекций, практических занятий и самостоятельной работы. Курс состоит из 4 разделов. В первом разделе студентам необходимо изучить общие характеристики электронных библиотек, особенности правового регулирования формирования и деятельности электронных репозиториев. Практические занятия направлены на формирование навыков анализа нормативно-правовых актов и научных публикаций. Второй раздел посвящен изучению информационных ресурсов крупнейших библиотек мира, их цифровых коллекций, а также библиографических базы данных. Третий раздел направлен на изучение российских электронных библиотек, электронно-библиотечных систем и библиографических баз данных. На практических занятиях студенты учатся анализировать содержание и инфраструктуру электронных библиотек, библиотечных систем и баз данных. Четвертый раздел носит практико-ориентированный характер и направлен на формирование навыков создания электронных коллекций. Студентам необходимо изучить и выбрать программное обеспечение и создать собственную коллекцию текстов, публикаций, изображений, электронных ресурсов и др. В ходе аудиторных занятий (лекционных и практических) у обучающихся формируются знания о видах электронных библиотек, электронно-библиотечных системах, правовых аспектах формирования электронных библиотек, принципах организации и функционирования электронных библиотек. В ходе практических занятий, тестирования и самостоятельной работы формируются также умения ориентироваться в электронном информационном пространстве (мировом и российском), анализировать процессы развития данной сферы, оценивать значимость и информативность электронных библиотечных ресурсов. Выполнение практических заданий и письменных работ помимо указанных умений и навыков формирует также навыки работы с электронными библиотеками и библиографическими базами данных, создания электронной библиотечной коллекции/ библиографической подборки. Во время самостоятельной работы студентам рекомендуется изучить нормативно-методические документы, учебные, научные и периодические издания, содержащие актуальные направления, дискуссионные вопросы и практические решения организации и формирования электронных библиотек, а также работы с ними. |