МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Техника чтения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильОтечественная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ОФ-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 42
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 42 42 42 42
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.филол.н., зав.каф., Чернышова Т.В.

Рецензент(ы):
д.филол.н., проф., Трубникова Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Техника чтения

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 947 от «7» августа 2014 г.

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина «Техника чтения» является прикладной по своему характеру, практической по цели лингвистической дисциплиной, относящейся к вариативной части учебного цикла филологических дисциплин. Она призвана познакомить студентов с различными методиками обучения эффективному (быстрому) чтению, помочь студентам овладеть теоретическими основами эффективного чтения, направленными на повышение эффективности процессов восприятия, понимания, интерпретации и чтения текстов разной стилевой принадлежности, а также приобрести практические навыки, обусловленные овладением системой правил, закрепленных специальным комплексом упражнений, направленных на ускорение интеллектуальных процессов, связанных с приемом и переработкой информации в процессе чтения.
Задачи дисциплины: помочь через познание теории овладеть практикой эффектив-ного чтения, способствовать повышению общекультурной и филологической грамотности обучаемых, научить варьированию процесса и скорости чтения в зависимости от вида и типа текста. Изучение методики эффективного направлено на воспитание стилистического чутья, развитие антиципации (читательского прогноза), овладение умениями и навыками эффективной обработки получаемой информации в процессе чтения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовыеосновные правила и приемы техники чтения.
использовать навыки, полученные в ходе освоения курса техники чтения, в собственной научно-исследовательской деятельности.
необходимыми навыками техники чтения для освоения для проведения под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в области обучения технике чтения применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1. использовать базовые навыки, полученные в ходе освоения курса техники чтения, в собственной научно-исследовательской деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения базовыми навыками техники чтения для освоения для проведения под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в области обучения технике чтения применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в технику эффективного чтения.
1.1. Введение в технику эффективного чтения. Знакомство с методиками. Практические 3 2 ПК-1 Л1.1
Раздел 2. Методика программы «Доминанта – 2000» (О.А. Андреев, Л.Н. Хромов): общая характеристика.
2.1. Методика «Доминанта – 2000»: общая характеристика. Способы чтения. Недостатки традиционных методов чтения Практические 3 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Понятие регрессии Практические 3 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Методика программы «Доминанта – 2000» (О.А. Андреев, Л.Н. Хромов): общая характеристика. Сам. работа 3 7 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Понимание текста как основа его интерпретации.
3.1. Функции мозга. Понятие интегрального алгоритма чтения. Практические 3 4 ПК-1 Л1.1, Л2.2
3.2. Понимание текста. Дифференциальный алгоритм чтения. Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.2
3.3. Артикуляция и чтение. Приемы подавления артикуляции. Практические 3 4 ПК-1 Л1.1, Л2.2
3.4. Понимание текста как основа его интерпретации. Сам. работа 3 20 ПК-1 Л1.1, Л2.2
3.5. Движение глаз при чтении. Понятие периферического зрения. Практические 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Роль внимания и памяти при чтении.
4.1. Способы организации внимания в процессе чтения. Практические 3 2 ПК-1 Л1.1
4.2. Роль памяти в процессе чтения. Практические 3 2 ПК-1 Л1.1
4.3. Методика эффективного чтения и ее роль в процессе интеллектуального развития человека. Практические 3 4 ПК-1 Л1.1
4.4. Роль внимания и памяти при чтении. Сам. работа 3 15 ПК-1 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Особенности и недостатки традиционных методов чтения.
2.Первое правило эффективного чтения.
3.Понятие алгоритма.
4.Три функциональных блока мозга и их функции.
5.Содержание интегрального алгоритма чтения.
6.Второе правило эффективного чтения.
7.Сущность и приемы понимания текста.
8.Значение и смысл.
9.Содержание дифференциального алгоритма чтения.
10.Третье правило эффективного чтения.
11.Понятие внутренней речи и методика ее подавления. Приемы выстукивания ритма для подавления артикуляции.
12.Четвертое правило быстрого чтения.
13.Зрительное восприятие текста. Понятие периферийного зрения.
14.Метод штурма и его суть.
15.Пятое правило эффективного чтения.
16.Виды внимания и причины невнимательности.
17.Параметры внимания.
18.Виды упражнений для тренировки навыков эффективного чтения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Золотарева К. В. Индивидуальные особенности внимания: монография М.: Лаборатория книги // ЭБС «Университетская библиотека онлайн» , 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Линдеман X. Аутогенная тренировка: учеб. пособие M. : "Физкультура и спорт", 1985
Л2.2 Крысин Л. П. Слово в современных текстах и словарях: учеб. поосбие М.: Знак // ЭБС «Университетская библиотека online», 2008 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка
Э2 www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ру»
Э3 www.google.ru – поисковая система google
6.3. Перечень программного обеспечения
Не предусмотрено
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.google.ru – поисковая система google
www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ру»

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для получения необходимых навыков по освоению курса необходимо посещать аудиторные задания; выполнять домашние задания, представленные на Образовательном портале Алтайского государственного университета; заниматься тренингом и выполнять задания по саморазвитию (внимание, память и т.под).
Зачет ставится по совокупности выполненных индивидуальных, домашних заданий,выполнения тестовых и аудиторных заданий.