Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.01. Филология |
Профиль | Отечественная филология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_01_ОФ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 42 | 42 | 42 | 42 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова
1.1. | Дисциплина «Техника чтения» является прикладной по своему характеру, практической по цели лингвистической дисциплиной, относящейся к вариативной части учебного цикла филологических дисциплин. Она призвана познакомить студентов с различными методиками обучения эффективному (быстрому) чтению, помочь студентам овладеть теоретическими основами эффективного чтения, направленными на повышение эффективности процессов восприятия, понимания, интерпретации и чтения текстов разной стилевой принадлежности, а также приобрести практические навыки, обусловленные овладением системой правил, закрепленных специальным комплексом упражнений, направленных на ускорение интеллектуальных процессов, связанных с приемом и переработкой информации в процессе чтения. Задачи дисциплины: помочь через познание теории овладеть практикой эффектив-ного чтения, способствовать повышению общекультурной и филологической грамотности обучаемых, научить варьированию процесса и скорости чтения в зависимости от вида и типа текста. Изучение методики эффективного направлено на воспитание стилистического чутья, развитие антиципации (читательского прогноза), овладение умениями и навыками эффективной обработки получаемой информации в процессе чтения. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04 |
ПК-1 | способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | базовыеосновные правила и приемы техники чтения. использовать навыки, полученные в ходе освоения курса техники чтения, в собственной научно-исследовательской деятельности. необходимыми навыками техники чтения для освоения для проведения под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в области обучения технике чтения применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать базовые навыки, полученные в ходе освоения курса техники чтения, в собственной научно-исследовательской деятельности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владения базовыми навыками техники чтения для освоения для проведения под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в области обучения технике чтения применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в технику эффективного чтения. | ||||||
1.1. | Введение в технику эффективного чтения. Знакомство с методиками. | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.1 |
Раздел 2. Методика программы «Доминанта – 2000» (О.А. Андреев, Л.Н. Хромов): общая характеристика. | ||||||
2.1. | Методика «Доминанта – 2000»: общая характеристика. Способы чтения. Недостатки традиционных методов чтения | Практические | 3 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Понятие регрессии | Практические | 3 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Методика программы «Доминанта – 2000» (О.А. Андреев, Л.Н. Хромов): общая характеристика. | Сам. работа | 3 | 7 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Понимание текста как основа его интерпретации. | ||||||
3.1. | Функции мозга. Понятие интегрального алгоритма чтения. | Практические | 3 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2 |
3.2. | Понимание текста. Дифференциальный алгоритм чтения. | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2 |
3.3. | Артикуляция и чтение. Приемы подавления артикуляции. | Практические | 3 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2 |
3.4. | Понимание текста как основа его интерпретации. | Сам. работа | 3 | 20 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2 |
3.5. | Движение глаз при чтении. Понятие периферического зрения. | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2 |
Раздел 4. Роль внимания и памяти при чтении. | ||||||
4.1. | Способы организации внимания в процессе чтения. | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.1 |
4.2. | Роль памяти в процессе чтения. | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.1 |
4.3. | Методика эффективного чтения и ее роль в процессе интеллектуального развития человека. | Практические | 3 | 4 | ПК-1 | Л1.1 |
4.4. | Роль внимания и памяти при чтении. | Сам. работа | 3 | 15 | ПК-1 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1.Особенности и недостатки традиционных методов чтения. 2.Первое правило эффективного чтения. 3.Понятие алгоритма. 4.Три функциональных блока мозга и их функции. 5.Содержание интегрального алгоритма чтения. 6.Второе правило эффективного чтения. 7.Сущность и приемы понимания текста. 8.Значение и смысл. 9.Содержание дифференциального алгоритма чтения. 10.Третье правило эффективного чтения. 11.Понятие внутренней речи и методика ее подавления. Приемы выстукивания ритма для подавления артикуляции. 12.Четвертое правило быстрого чтения. 13.Зрительное восприятие текста. Понятие периферийного зрения. 14.Метод штурма и его суть. 15.Пятое правило эффективного чтения. 16.Виды внимания и причины невнимательности. 17.Параметры внимания. 18.Виды упражнений для тренировки навыков эффективного чтения. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См.Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См.Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Золотарева К. В. | Индивидуальные особенности внимания: монография | М.: Лаборатория книги // ЭБС «Университетская библиотека онлайн» , 2010 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Линдеман X. | Аутогенная тренировка: учеб. пособие | M. : "Физкультура и спорт", 1985 | |
Л2.2 | Крысин Л. П. | Слово в современных текстах и словарях: учеб. поосбие | М.: Знак // ЭБС «Университетская библиотека online», 2008 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка | |||
Э2 | www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ру» | |||
Э3 | www.google.ru – поисковая система google | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Не предусмотрено | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
www.google.ru – поисковая система google www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ру» |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для получения необходимых навыков по освоению курса необходимо посещать аудиторные задания; выполнять домашние задания, представленные на Образовательном портале Алтайского государственного университета; заниматься тренингом и выполнять задания по саморазвитию (внимание, память и т.под). Зачет ставится по совокупности выполненных индивидуальных, домашних заданий,выполнения тестовых и аудиторных заданий. |