МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровые гуманитарные науки (Digital Humanities)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в гуманитарных науках
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвГН-2-2019
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 183
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 183 183 183 183
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 252 252 252 252

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Владимиров В.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Брюханова Е.А.

Рабочая программа дисциплины
Цифровые гуманитарные науки (Digital Humanities)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Получить представление о цифровых гуманитарных науках (Digital Humanities) как способе адаптации гуманитарных наук к цифровому обществу и цифровым технологиям хранения и трансляции информации

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способность анализировать социально-экономические задачи и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования
ОПК-3 способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– место и роль Digital Humanities в современном образовательном пространстве;
– области применения Digital Humanities в исторической и общегуманитарной сфере;
3.2.Уметь:
3.2.1.– использовать компьютер для цифрового представления любых гуманитарных ресурсов;
– выбирать соответствующие компьютерные технологии обработки в соответствии со спецификой исходных данных.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.участия в сетевых проектах создания и представления гуманитарных ресурсов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Становление информационного общества и гуманитарные науки Лекции 6 4 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1
1.2. История становления и развития направления Digital Humanities Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1
1.3. Оцифровка (дигитализация) гуманитарных материалов Лекции 6 6 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.4. Визуализация гуманитарных источников и гуманитарного знания Лекции 6 4 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1
1.5. Визуализация гуманитарных источников и гуманитарного знания Практические 6 4 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1
1.6. Создание и представление гуманитарных имиджей и карт Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1
1.7. Создание и представление гуманитарных имиджей и карт Практические 6 4 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1
1.8. Создание и распространение электронных гуманитарных ресурсов Лекции 6 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1
1.9. Компьютерная археография: подготовка текстов к изданию Лекции 6 4 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1
1.10. Компьютерная археография: подготовка текстов к изданию Практические 6 4 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.11. Роль и место Digital Humanities в сохранении и распространении культурного наследия Лекции 6 6 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.12. Изучение литературы и источников по курсу. Сам. работа 6 183 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.13. Экзамен 6 27 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Информационное общество: определения, признаки, основные концепции.
2. Информация и исторический источник.
3. Основные этапы становления и развития цифровой гуманитаристики.
4. Основные направления применения компьютерных технологий в гуманитарной сфере.
5. Структура и содержание цифровой гуманитаристики.
6. Основные этапы развития цифровой гуманитаристики.
7. Историческая информатика и цифровая история: общее и особенное.
8. Источнико-ориентированный подход в разработке гуманитарных баз данных.
9. Применение геоинформационных систем в гуманитарных исследованиях.
10. Историческая геоинформатика как научная дисциплина.
11. Компьютерные технологии и гуманитарное образование.
12. Дистанционное гуманитарное образование: проблемы, возможности, ограничения.
13. Основные возможности сети Интернет.
14. Методика поиска ресурсов в Интернет.
15. Математическое моделирование в гуманитарных науках. Основные виды моделей.
16. Геоинформационные и 3D-модели в цифровой гуманитаристике.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Специфика проектирования гуманитарных баз данных.
2. Кодирование информации.
3. Основные сервисы сети Интернет.
4. Категории информационных ресурсов сети Интернет.
5. Поисковые системы в сети Интернет и их эффективное использование.
6. Нужно ли математическое моделирование в гуманитарных науках?
7. Границы и возможности дистанционного образования.
8. Создание тематических исторических карт.
9. Компьютерные технологии и гуманитарное образование.
10. Дистанционное образование: проблемы, возможности, ограничения.
11. Цифровая гуманитаристика как научная дисциплина.
12. Компьютерные технологии в историко-культурных исследованиях.
13. Digital History или Digital Humanities?
14. Электронный текст.
15. Каким должен быть гуманитарный сайт?
16. Нужен ли специалист в области прикладной информатики для гуманитарных исследований?
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень оценочных средств с конкретными примерами представлен в ФОС (см. приложение)

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.В. Волков, Т.Л. Серебрякова Компьютерные технологии в научных исследованиях: Учебное пособие Азбука, 2016 // ЭБС Алтайского госуниверситета http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3312
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. В. Н. Владимирова, И. М. Гарсковой Круг идей: базы данных в исторических исследований : [сб. науч. тр.] / АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики, Ассоциация "История и компьютер" : сборник научных статей Барнаул, Азбука, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская ассоциация цифровых гуманитарных наук dhrussia.ru
Э2 Институт человека цифровой эпохи ihde.tsu.ru
Э3 Центр цифровой гуманитаристики Пермского университета dh.psu.ru
Э4 Центр цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ hum.hse.ru
Э5 Digital humanities — что это? sciencepop.ru
Э6 От цифры к смыслу chrdk.ru
Э7 Изучаем Digital Humanities dhumanities.ru
Э8 Курс в Moodle "Цифровые гуманитарные науки" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель дисциплины – сформировать представление о цифровых гуманитарных науках (Digital Humanities) как способе адаптации гуманитарных наук к цифровому обществу и цифровым технологиям хранения и трансляции информации.
Курс «Цифровые гуманитарные науки» посвящен различным аспектам применения компьютерных технологий в гуманитарных науках и гуманитарной сфере.
На основе изучения курса осуществляется формирование двух общепрофессиональных (ОПК-2 и ОПК-3) компетенций.
При изучении вводных тем особое внимание следует обратить на значение информации в современном мире и на определение и содержание понятия «информационное общество». Компьютер в информационном обществе перестает быть просто счетно-решающей машиной, а становится универсальным инструментом – как по своим функциям, так и по сферам применения. Компьютерные сети стали стержнем современной научно-образовательной инфраструктуры.
Важным моментом является изучение соотношения исторической информатики и сравнительно нового направления, которое является частью цифровых гуманитарных наук и связано с цифровым представлением исторических источников и ресурсов – цифровая история. Необходимо понять, что эти два направления не отрицают, а дополняют друг друга.
Раздел «Технология баз данных в исторических исследованиях» является весьма важным в изучаемом курсе. Следует иметь в виду, что овладение технологией создания и анализа баз данных является ключом к постижению самых современных технологий компьютерного анализа гуманитарных данных.
Практика исторических исследования показывает, что создание и использование исторических баз данных возможно с использованием различных программных средств. Для корректного применения их нужно ориентироваться в соответствующих областях информационных технологий (и в первую очередь в технологии баз данных), и это важно не только при самостоятельной разработке машиночитаемых источников, но и для взаимодействия при необходимости с профессиональными разработчиками информационных систем.
Проблема обработки количественных данных неизбежно встает в большинстве исторических исследований, даже если они связаны со сферами, далекими, на первый взгляд, от цифр. В рамках курса рассматриваются некоторые приемы обработки количественных данных источников.
Моделирование рассматривается в общих чертах. Выясняются виды моделей, типы математических моделей и границы их использования. Особое внимание уделяется быстро развивающимся видам моделирования – геоинформационному и 3D-моделированию.
Последний раздел курса знакомит с ролью и местом цифровых гуманитарных наук в сохранении и распространении культурного наследия. Затрагиваются вопросы применения цифровых технологии в изучении и репрезентации исторических текстов, а также проблемы сравнительно нового направления – компьютерной археографии.
При подготовке к экзамену следует обратить внимание прежде всего на современные тенденции в развитии гуманитарных наук, на понимание цифровой гуманитаристики как межпредметной области исследования, а также на соотношение цифровой гуманитаристики с такими дисциплинами, как историческая информатика и цифровая история.
При сдаче экзамена учитываются оба направления подготовки по рассматриваемой дисциплине – как теоретическое, так и практическое. Оцениваются не только знания в чистом виде, но и их понимание и использование в практической деятельности.