Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.01. Филология |
Профиль | Отечественная филология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_01_ОФ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | 3 (6) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | 19 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 22 | 22 | 20 | 20 | 42 | 42 |
Сам. работа | 50 | 50 | 52 | 52 | 102 | 126 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 | 144 | 168 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Чернышова Т.В., д.ф.н., профессор
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ В ФИЛОЛОГИИ являются формирование общего представления о месте и роли эксперимента в филологии, знакомство с основными методами экспериментальных исследований |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-2 | способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | новейшие теории, методы и технологии в области лингвистики, их приложение в практической деятельности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | соотносить друг с другом подходы разных лингвистических школ, их методику, разбираться в разных формальных способах представления результатов; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | практическим опытом анализа языковых и речевых явлений, необходимым для написания научных работ по лингвистике |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Место экспериментальной лингвистики в ряду современных полипарадигмальных лингвистических исследований | ||||||
1.1. | Объект, предмет и задачи экспериментальных исследований, истоки формирования направления, периодизация, проблема формирования теории экспериментальной лингвистики | Практические | 5 | 2 | ПК-2 | Л1.1 |
1.2. | Объект, предмет и задачи экспериментальных исследований, истоки формирования направления, периодизация, проблема формирования теории экспериментальной лингвистики | Практические | 5 | 4 | ПК-2 | Л1.2 |
1.3. | Объект, предмет и задачи экспериментальных исследований, истоки формирования направления, периодизация, проблема формирования теории экспериментальной лингвистики | Сам. работа | 5 | 30 | ПК-2 | Л1.2 |
Раздел 2. Соотношение теории и метода в ходе становления и развития экспериментальной лингвистики | ||||||
2.1. | Представление об экспериментальном методе исследования в современной теории познания, специфика экспериментальных методов в экспериментальной фонетике, собственно лингвистике, социолингвистике, психолингвистике | Практические | 5 | 8 | ПК-2 | Л1.1 |
2.2. | Представление об экспериментальном методе исследования в современной теории познания, специфика экспериментальных методов в экспериментальной фонетике, собственно лингвистике, социолингвистике, психолингвистике | Сам. работа | 5 | 20 | ПК-2 | Л1.2 |
2.3. | Представление об экспериментальном методе исследования в современной теории познания, специфика экспериментальных методов в экспериментальной фонетике, собственно лингвистике, социолингвистике, психолингвистике | Практические | 5 | 8 | ПК-2 | Л1.1 |
Раздел 3. Экспериментальные методы в кругу собственно лингвистических исследований | ||||||
3.1. | Изучение системы и структуры, функционирования, конструирования языка. | Практические | 6 | 2 | ПК-2 | |
3.2. | Проблема взаимодействия методов наблюдения, описания и эксперимента. Экспериментальные методики в современных лингвокультурологических, лингвопрагматических и лингвокоммуникативистских исследованиях | Практические | 6 | 2 | ПК-2 | Л1.3 |
Раздел 4. Экспериментальные методы социолингвистики | ||||||
4.1. | Истоки формирования, специфика, цели и задачи экспериментальных исследований | Практические | 6 | 2 | ПК-2 | Л1.3 |
4.2. | Истоки формирования, специфика, цели и задачи экспериментальных исследований | Практические | 6 | 2 | ПК-2 | Л1.1 |
4.3. | Истоки формирования, специфика, цели и задачи экспериментальных исследований | Сам. работа | 0 | 24 | ПК-2 | |
Раздел 5. Экспериментальные методы современной когнитивной и психолингвистики | ||||||
5.1. | Истоки формирования, специфика, различие отечественных и западных направлений исследований | Практические | 6 | 2 | ПК-2 | Л1.1 |
5.2. | Истоки формирования, специфика, различие отечественных и западных направлений исследований | Практические | 6 | 2 | ПК-2 | Л1.1 |
5.3. | Истоки формирования, специфика, различие отечественных и западных направлений исследований | Сам. работа | 6 | 24 | ПК-2 | Л1.2 |
Раздел 6. Экспериментальное изучение языковой способности человека | ||||||
6.1. | Основные задачи и направления экспериментальных исследований языковой способности. | Практические | 6 | 2 | ПК-2 | |
6.2. | Метод семантического дифференциала и ассоциативный эксперимент как основные источники формирования психолингвистических моделей языкового сознания человека. Методологические проблемы современных психолингвистических исследований | Практические | 6 | 6 | ПК-2 | Л1.1 |
6.3. | Метод семантического дифференциала и ассоциативный эксперимент как основные источники формирования психолингвистических моделей языкового сознания человека. Методологические проблемы современных психолингвистических исследований | Сам. работа | 6 | 28 | ПК-2 | Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. прикрепленный файл |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. прикрепленный файл |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. прикрепленный файл |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Белянин В.П. | Основы психолингвистической диагностики: модели мира в литературе: учеб. пособие | М. : Тривола, 2000 | |
Л1.2 | Чувакин А.А., Качесова И.Ю., Панченко Н.В. и др. | Текст в коммуникативном пространстве современной России: монография | Барнаул : Изд-во Алт. ун-та // ЭБС АлтГУ, 2011 | elibrary.asu.ru |
Л1.3 | Даниленко В.П. | Методы лингвистического анализа: курс лекций: курс лекций | М.: Флинта, 2011 // ЭБС «Лань», 2012, 2016 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.gramota.ru - Справочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – Поисковая система google www.russcomm.ru - Российская коммуникативная ассоциация (РКА) www.rhetor.ru – Российская риторическая ассоциация (РРА) www.ict.edu.ru – портал «Информационно-коммуникативные технологии в образовании» | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Word Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
www.gramota.ru - Справочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – Поисковая система google www.russcomm.ru - Российская коммуникативная ассоциация (РКА) www.rhetor.ru – Российская риторическая ассоциация (РРА) www.ict.edu.ru – портал «Информационно-коммуникативные технологии в образовании» |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Система экспериментальных исследований в современном гуманитарном знании: виды экспериментов, назначение, проблемы и перспективы. Математические способы обработки экспериментальных данных. Информационные системы обработки экспериментальных данных как средство оптимизации современных гуманитарных исследований. |