МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экспериментальные методы в филологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильОтечественная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ОФ-4-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 102
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 18,5 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 22 22 20 20 42 42
Сам. работа 50 50 52 52 102 126
Итого 72 72 72 72 144 168

Программу составил(и):
д.филол.н., зав.каф., Чернышова Т.В.

Рецензент(ы):
д.филол.н., проф., Трубникова Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Экспериментальные методы в филологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №947)

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 ФИЛОЛОГИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чернышова Т.В., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Чернышова Т.В., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ В ФИЛОЛОГИИ являются формирование общего представления о месте и роли эксперимента в филологии, знакомство с основными методами экспериментальных исследований

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.новейшие теории, методы и технологии в области лингвистики, их приложение в практической деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.соотносить друг с другом подходы разных лингвистических школ, их методику, разбираться в разных формальных способах представления результатов;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическим опытом анализа языковых и речевых явлений, необходимым для написания научных работ по лингвистике

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Место экспериментальной лингвистики в ряду современных полипарадигмальных лингвистических исследований
1.1. Объект, предмет и задачи экспериментальных исследований, истоки формирования направления, периодизация, проблема формирования теории экспериментальной лингвистики Практические 5 2 ПК-2 Л1.1
1.2. Объект, предмет и задачи экспериментальных исследований, истоки формирования направления, периодизация, проблема формирования теории экспериментальной лингвистики Практические 5 4 ПК-2 Л1.2
1.3. Объект, предмет и задачи экспериментальных исследований, истоки формирования направления, периодизация, проблема формирования теории экспериментальной лингвистики Сам. работа 5 30 ПК-2 Л1.2
Раздел 2. Соотношение теории и метода в ходе становления и развития экспериментальной лингвистики
2.1. Представление об экспериментальном методе исследования в современной теории познания, специфика экспериментальных методов в экспериментальной фонетике, собственно лингвистике, социолингвистике, психолингвистике Практические 5 8 ПК-2 Л1.1
2.2. Представление об экспериментальном методе исследования в современной теории познания, специфика экспериментальных методов в экспериментальной фонетике, собственно лингвистике, социолингвистике, психолингвистике Сам. работа 5 20 ПК-2 Л1.2
2.3. Представление об экспериментальном методе исследования в современной теории познания, специфика экспериментальных методов в экспериментальной фонетике, собственно лингвистике, социолингвистике, психолингвистике Практические 5 8 ПК-2 Л1.1
Раздел 3. Экспериментальные методы в кругу собственно лингвистических исследований
3.1. Изучение системы и структуры, функционирования, конструирования языка. Практические 6 2 ПК-2
3.2. Проблема взаимодействия методов наблюдения, описания и эксперимента. Экспериментальные методики в современных лингвокультурологических, лингвопрагматических и лингвокоммуникативистских исследованиях Практические 6 2 ПК-2 Л1.3
Раздел 4. Экспериментальные методы социолингвистики
4.1. Истоки формирования, специфика, цели и задачи экспериментальных исследований Практические 6 2 ПК-2 Л1.3
4.2. Истоки формирования, специфика, цели и задачи экспериментальных исследований Практические 6 2 ПК-2 Л1.1
4.3. Истоки формирования, специфика, цели и задачи экспериментальных исследований Сам. работа 0 24 ПК-2
Раздел 5. Экспериментальные методы современной когнитивной и психолингвистики
5.1. Истоки формирования, специфика, различие отечественных и западных направлений исследований Практические 6 2 ПК-2 Л1.1
5.2. Истоки формирования, специфика, различие отечественных и западных направлений исследований Практические 6 2 ПК-2 Л1.1
5.3. Истоки формирования, специфика, различие отечественных и западных направлений исследований Сам. работа 6 24 ПК-2 Л1.2
Раздел 6. Экспериментальное изучение языковой способности человека
6.1. Основные задачи и направления экспериментальных исследований языковой способности. Практические 6 2 ПК-2
6.2. Метод семантического дифференциала и ассоциативный эксперимент как основные источники формирования психолингвистических моделей языкового сознания человека. Методологические проблемы современных психолингвистических исследований Практические 6 6 ПК-2 Л1.1
6.3. Метод семантического дифференциала и ассоциативный эксперимент как основные источники формирования психолингвистических моделей языкового сознания человека. Методологические проблемы современных психолингвистических исследований Сам. работа 6 28 ПК-2 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. прикрепленный файл
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. прикрепленный файл
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. прикрепленный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики: модели мира в литературе: учеб. пособие М. : Тривола, 2000
Л1.2 Чувакин А.А., Качесова И.Ю., Панченко Н.В. и др. Текст в коммуникативном пространстве современной России: монография Барнаул : Изд-во Алт. ун-та // ЭБС АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
Л1.3 Даниленко В.П. Методы лингвистического анализа: курс лекций: курс лекций М.: Флинта, 2011 // ЭБС «Лань», 2012, 2016 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.gramota.ru - Справочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – Поисковая система google www.russcomm.ru - Российская коммуникативная ассоциация (РКА) www.rhetor.ru – Российская риторическая ассоциация (РРА) www.ict.edu.ru – портал «Информационно-коммуникативные технологии в образовании»
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.gramota.ru - Справочно-информационный портал «Грамота.ру»
www.google.ru – Поисковая система google
www.russcomm.ru - Российская коммуникативная ассоциация (РКА)
www.rhetor.ru – Российская риторическая ассоциация (РРА)
www.ict.edu.ru – портал «Информационно-коммуникативные технологии в образовании»

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Система экспериментальных исследований в современном гуманитарном знании: виды экспериментов, назначение, проблемы и перспективы. Математические способы обработки экспериментальных данных. Информационные системы обработки экспериментальных данных как средство оптимизации современных гуманитарных исследований.