МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Культура оформления документов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план46_03_02_ДиА-3-2019
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 171
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 42 42 42 42
Сам. работа 171 171 171 171
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 252 252 252 252

Программу составил(и):
кин, доцент, Чекрыжова О.И.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Культура оформления документов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.обучение современным технологиям составления и правки текстов документов в зависимости от коммуникативной задачи

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10 владение принципами и методами создания справочно-информационных средств к документам
ПК-11 владение навыками реферирования и аннотирования научной литературы, навыками редакторской работы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы составления текстов официально-делового стиля, нормативной и законодательной базы в области оформления документов различного назначения
3.2.Уметь:
3.2.1.определять жанр документа; структурировать текст документа; осуществить выбор языковых средств для составления текста; отредактировать составленный текст.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками разрабатывания унифицированных форм документов, табелей документов различного назначения и уровня управления, составления текстов документов различного назначения и их редактирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Язык и речь. Документ как речевой жанр и вид текста
1.1. Язык и речь. Документ как речевой жанр и вид текста Лекции 5 2 ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.2. Язык и речь. Документ как речевой жанр и вид текста Практические 5 6 ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.3. Функциональные основы официально-делового стиля. Разнообразие жанров документов Лекции 5 2 ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.4. Язык и речь. Документ как речевой жанр и вид текста Сам. работа 5 30 ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Лексические, морфологические и синтаксические и другие особенности служебных документов
2.1. Композиционные особенности служебных документов Лекции 5 2 ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.2. Композиционные особенности служебных документов Практические 5 6 ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.3. Лексические, морфологические и синтаксические особенности служебных документов Лекции 5 2 ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.4. Разработка типовых и трафаретных текстов Практические 5 6 ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.5. Лексические, морфологические и синтаксические и другие особенности служебных документов Сам. работа 5 20 ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.6. Общие принципы редактирования служебных документов Лекции 5 4 ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.7. Общие принципы редактирования служебных документов Практические 5 6 ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.8. Техника правки теста. Практические 5 6 ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.9. Техника правки теста. Сам. работа 5 10 ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.10. Виды правки: правка-вычитка, правка-сокращение, правка- обработка, правка-переделка Практические 5 6 ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.11. Виды правки: правка-вычитка, правка-сокращение, правка- обработка, правка-переделка Сам. работа 5 10 ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.12. Корректурные знаки. Практические 5 6 ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.13. Корректурные знаки. Сам. работа 5 10 ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.14. Подготовка к итоговой аттестации Сам. работа 5 91 ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.15. Экзамен 5 27 ПК-10, ПК-11 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
История официально-делового стиля русского языка.
Официально-деловой сталь. Нормативный аспект.
Официально-деловой стиль. Функциональный аспект
Язык-важнейшее средство человеческого общения.
Общие принципы редактирования служебных документов.
Исправление лексических ошибок в текстах служебных документов.
Исправление морфологических ошибок в текстах служебных документов
Исправление синтаксических ошибок в текстах служебных документов.
Работа над композицией документа. Логические основы редактирования
Устное деловое общение.
Лингвистические словари, необходимые редактору
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение (ФОС)
ФОС размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2378

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Брюханова Е.А. Управление документами: АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лыткина О.И. Селезнева Л.В. Скороходова Е.Ю. Практическая стилистика русского языка: Учебное пособие М.: Флинта // ЭБС "Лань", 2016 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 С. П. Кушнерук - Документная лингвистика www.modernlib.ru
Э2 Документная лингвистика как наука. Основные понятия курса. http://englishschool12.ru/publ/vse_dlja_ehkzamena/vse_dlja_ehkzamena/dokumentnaja_lingvistika_kak_nauka_osnovnye _ponjatija_kursa/65-1-0-13522
Э3 Курс в Moodle "Культура оформления документов" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Предлагаемый курс должен обеспечить слушателей теоретической базой и практическими умениями и навыками в рамках изучаемой дисциплины. Курс состоит из лекционных, практических занятий и самостоятельной работы студента.
Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекции, практические занятия, самостоятельные занятия. В процессе работы над курсом используются: графические материалы, наглядные материалы представляемые в виде раздаточного материала или в ЭУМКД при самостоятельном освоении тем.
В лекциях рассматриваются необходимые теоретические материалы, законодательную и нормативную базу изучаемых вопросов а так же приводятся практические примеры, представляющие практику. Достаточно широко освещается имеющийся зарубежный опыт, постоянно, однако, сопоставляя его с возможностями применения в российских условиях.
Российский опыт в лекциях рассматривается в динамике хронологического перехода от досоветского периода к советской практики и проблематики к современности.
Практические занятия организуются для закрепления лекционного материала в ходе их проведения используются активные формы, предполагающие значительную работу студентов с конкретными документами и выполнение определенных видов работ в том числе с документами для выработки практических умений и навыков работы.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
– внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
– найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
– после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
– продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
– продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.

При выполнении письменных работ студент должен самостоятельно проработать материалы темы и оформить их в виде текста с сопровождением необходимых иллюстраций, если это требуется для раскрытия вопроса. Рассуждения должны быть оригинальными, грамотно оформленными.
Самостоятельная подготовка студентов базируется на изучении рекомендованной по курсу литературы, законодательных актов, нормативных материалов. В процессе изучения курса студенты должны обратить внимание на изучение основных понятий, общих закономерностей и тенденций развития в рамках изучаемой дисциплины.
Самостоятельная работа выполняется в удобное для студента время, представляется преподавателю и обсуждается в ходе практических занятий и консультаций. Данный формат предусматривает большую самостоятельность студентов, большую индивидуализацию заданий, ряд психолого-педагогических новаций, касающихся как содержательной части заданий, так и характера консультаций и контроля.
При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо проработать информационный материал по дисциплине. Вопросы теста отражают материал лекций, практических занятий и заданий для самостоятельной работы.
Тест выполняется в текстовом варианте. При выполнении теста, следует внимательно и до конца прочитать вопрос/задание и предлагаемые варианты ответов в соответствии с ними. Выбрать правильные (их может быть несколько).
Обязательно нужно оставить время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.
Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и семинарских занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к экзамену необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к экзамену простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
На экзамене требуется ответить на 2 вопроса, соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 40 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.