МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математические методы в гуманитарных исследованиях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в гуманитарных науках
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвГН-3-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 102
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 102 102 102 102
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Владимиров В.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Математические методы в гуманитарных исследованиях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Математические методы в исторических исследованиях» является формирование представления о необходимости и возможности применения методов математики, в частности, математической статистики, в гуманитарных исследованиях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

OK-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ПК-23 способность применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
– основные направления и способы применения математических методов в гуманитарных исследованиях;
– специфику обработки гуманитарных данных.
3.2.Уметь:
3.2.1.
– осуществлять подготовку гуманитарной информации для математической обработки;
– подбирать адекватные математические методы для работы с гуманитарными материалами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.
– основными методами математической статистики;
– технологиями работы с базами данных и электронными таблицами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Математические методы в гуманитарных науках
1.1. Введение в дисциплину Лекции 8 8 OK-2, ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.2. Место математических методов в гуманитарных исследованиях. Лекции 8 6 OK-2, ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.3. Статистические методы. Лекции 8 4 OK-2, ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.4. Анализ взаимосвязей Практические 8 6 OK-2, ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.5. Многомерный статистический анализ Практические 8 6 OK-2, ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.6. Математическое моделирование в гуманитарных науках Практические 8 6 OK-2, ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.7. Методологические и методические основы применения математических методов в гуманитарных исследованиях. Практические 8 6 OK-2, ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.8. изучение литературы, подготовка к зачету. Сам. работа 8 102 OK-2, ПК-23 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Теория как форма научного знания. Проблемы методологии и методов научного познания.
2. Способы и методы познания. В чем отличие? Специфика методов научного познания.
3. Исследовательский процесс. Решение научной проблемы.
4. Уровни методов научного познания. Проблема истинности полученного знания.
5. Место истории в системе наук, особенности объекта и методов исторического познания.
6. Проблема «социологических» и «исторических» законов. Взаимосвязь между историческими законами и общесоциологическими законами в определенных конкретно-исторических условиях. Уровни сущности.
7. Общественно-историческое развитие. Проблемы альтернативности в историческом развитии. Сложность общественно-исторического развития и трудности в его познании.
8. Объективные и субъективные предпосылки возникновения альтернативной ситуации в исторической реальности.
9. Ход общественно-исторического развития в его альтернативных вариантах и вероятностные законы.
10. Исторический источник и исторический факт, учение об информации. Информация – отражение реального мира. Проблема повышения информативной отдачи исторических источников.
11. Источниковедение. Классификация источников. Методы получения, хранения, сбора и классификация информации. Характеристика.
12. Исторический факт, определение. Основные черты фактов исторической действительности.
13. Методы исторического исследования. Общенаучные методы и их место в историческом исследовании.
14. Метод изучения внутренней сущности и законов функционирования и развития сложных систем.
15. Диалектико-материалистический, интегрально-аналитический, дедуктивный методы научного познания - восхождение от абстрактного к конкретному. Характеристика методов.
16. Эмпирический, индуктивно-аналитический методы научного познания - восхождение от конкретного к абстрактному. Характеристика методов.
17. Классификация методов системного анализа. Достоинства.
18. Методология исторической науки. Основные методы исторического исследования. Традиционные и нетрадиционные.
19. Основные общеисторические методы научного исследования: Историко-генетический; историко-сравнительный; историко-типологический; историко-системный. Характеристика. Историческая ситуация.
20. Роль понятий и категорий в историческом исследовании. Структура и уровни исторического исследования.
21. Структура и уровни исторического исследования. Постановка исследовательской задачи. Историография, понятие.
22. Реконструкция исторической реальности и эмпирический уровень ее познания. Основные определения. Объяснение и теоретический уровень в историческом познании.
23. Количественные методы в историческом исследовании. Основные методы математико-статистического анализа.
24. Место количественных методов в исторических исследованиях. Математизация научных исследований и ее проявления в исторической науке.
25. Формализация и измерение исторических явлений. Общие проблемы формализации и измерения общественных явлений.
26. Особенности измерения исторических явлений, причины ошибок измерения. Систематические и случайные ошибки.
27. Моделирование исторических явлений и процессов. Математическая обработка и анализ количественных показателей, полученных в результате измерения изучаемых исторических явлений. Математизация научного познания.
28. Цели моделирования, его этапы и типы моделей.
29. Структурно-измерительное моделирование исторических явлений и процессов.
30. Имитационное моделирование в исторических исследованиях.
31. Многомерная типология в исторических исследованиях.
32. Виды моделирования в исторических исследованиях.
33. Понятие «меры». Измерение исторических явлений.
34. Системный подход в исторических исследованиях и источниковедении.
35. Системная природа математико-статистических методов (моделей).
36. Вариационные ряды и их характеристики.
37. Группировка данных и её виды в исторических исследованиях.
38. Суть, характеристики и область применения выборочного метода.
39. Основные пути и способы создания репрезентативной выборочной базы данных для исторического исследования.
40. Сущность, логика и основные направления применения методов математико-статистического анализа взаимосвязей.
41. Линейная корреляция. Понятие о частной и множественной корреляции.
42. Регрессионный анализ и интерпретация его результатов.
43. Статистический анализ динамических (временных) рядов в исторических исследованиях.
44. Изучение связей между временными рядами.
45. Методы анализа качественных признаков.
46. Метод статистической проверки гипотез и область его применения.
47. Область применения и задачи многомерного статистического анализа.
48. Место и роль ЭВМ в математико-статистических исторических исследованиях. Этапы исследовательской работы.
49. Использование математических методов в источниковедении массовых источников.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Научный метод в истории, определение.
2. Место истории в системе наук, особенности объекта и методов исторического познания.
3. Этапы развития исторической науки.
4. Исторический источник и исторический факт, определение.
5. Типы методов исторического исследования. Место метода в историческом исследовании.
6. Структура и уровни исторического исследования.
7. Объективное и субъективное в историческом познании.
8. Комплексный характер современных исторических исследований.
9. Математико-статистическая обработка исторических источников.
10. Соотношение методологии, методики и техники в историческом исследовании.
11. Техника и технологии в историческом исследовании.
12. Проблема выполнения измерения в истории. Понятие математической вероятности.
13. Динамические и статистические закономерности и их проявление в природе и обществе.
14. Функциональная и статистическая закономерности, их свойства.
15. Статистическая классификация массовых исторических источников.
16. Математические методы, классификация. Познавательные возможности математических методов.
17. Формализация и измерение исторических явлений.
18. Математические методы сбора исторической информации.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень оценочных средств с конкретными примерами представлен в ФОС (см. приложение)

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дронов, Сергей Вадимович Математическая статистика: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.В. Федосеев, А.Н. Тармаш, И.В. Орлова, В.А. Половников ; под ред. В.В. Федосеев. Экономико-математические методы и прикладные модели: Учебники и учебные пособия для вузов М. : Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Математические модели в гуманитарных и естественных науках: философская проблематизация philosophy.spbu.ru
Э2 Математические методы в точных и гуманитарных науках eqworld.ipmnet.ru
Э3 Математические методы в социально-гуманитарных науках helpiks.org
Э4 О точных методах в гуманитарных науках modernproblems.org.ru
Э5 Взаимосвязь математики и предметов гуманитарного цикла headinsider.info
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

Базы данных, разработанные преподавателями АлтГУ:
БД «Населенные пункты Алтайского края»;
БД «Население Тобольска в 1897 г.»;
БД «Население Барнаула второй половины XVIII – начала XX вв. по материалам метрических книг»;
БД «Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX – начала XX веков (по материалам всероссийской переписи населения 1897 года»);
БД «Историческое профессиоведение (российский вариант международной классификации исторических профессий)»;
БД «Населенные места Алтайской губернии в 1924 г.».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Математические методы в исторических исследованиях» является формирование представления о необходимости и возможности применения методов математики, в частности, математической статистики, в гуманитарных исследованиях.
В рамках настоящего курса происходит знакомство обучающихся с современными проблемами и тенденциями развития применения математических методов в гуманитарных исследованиях, обращая при этом внимание на специфику обработки гуманитарных данных и подбор адекватных математических методов для работы с гуманитарными материалами.
Дисциплина «Математические методы в исторических исследованиях» предполагает изучение студентами (магистрантами, аспирантами) одного из направлений основного содержания своей будущей профессиональной деятельности, связанного с возможным решение задач, связанных с математическим описанием различных процессов и математическим моделированием.
На основе изучения курса осуществляется формирование одной общекультурной (ОК-2) и одной профессиональной (ПК-23) компетенций, связанных с анализом основных этапов и закономерностей исторического развития общества и применением системного подхода и математических методов в формализации решения прикладных задач.
При изучении материалов курса особое внимание следует обратить на роль и место математики в системе наук, ее отношениях с гуманитарными и социальными науками и дисциплинами. Математика – наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания форм реальных объектов. Очень важным является также понимание значения информации в современном мире и определение и содержание такого понятия, как «информационное общество».
Изучаемый курс частично пересекается с такой научной дисциплиной, как историческая информатика. Историческая информатика – это научная дисциплина, изучающая закономерности процесса информатизации исторической науки и образования. В ее основе лежит совокупность теоретических и прикладных знаний, необходимых для создания и использования в исследовательской практике электронных версий исторических источников всех видов.
Далее вниманию обучающихся представляется материал о месте математических методов в историческом исследовании. особое внимание уделяется взаимоотношениям между историей и статистикой. Важным моментом является и связь применения математических с таким понятием, как база данных – совокупность структурированных взаимосвязанных данных, предназначенная для обеспечения информационных запросов в определенной предметной области. Каждая база данных тематически определяется своей предметной областью, т.е. теми объектами реального мира, информацию о которых она содержит. Поэтому иногда базу данных называют информационной моделью предметной области.
Особое место в курсе занимают вопросы, связанные с математическим моделированием. Согласно современной точке зрения рассматривается три класса математических моделей:
статистические, имитационные, и аналитические.
Как правило, в статистических моделях используются методы математической статистики: это регрессионные модели (модели множественной регрессии) и модели факторного анализа.
В аналитических моделях используется математический аппарат дифференциальных уравнений и марковских цепей.
В имитационных моделях используется математический аппарат конечно-разностных уравнений.
При подготовке к зачету особое внимание следует уделить логическим основам применения математических методов и сферам практической области их использования.