МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Вспомогательные исторические дисциплины

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в гуманитарных науках
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвГН-3-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 85
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Тишкина Т.В.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Цыб С.В.

Рабочая программа дисциплины
Вспомогательные исторические дисциплины

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 03.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ЦЕЛЬ:
формирование способности использовать знания вспомогательных исторических дисциплин в профессиональной деятельности
ЗАДАЧИ:
- ознакомление студентов с принципами выявления, отбора и классификации исторических источников;
- изучение круга ВИД,их особенностей и значения;
- раскрытие особенностей различных видов источников и их использования в научных исследованиях и своей профессиональной деятельности.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

OK-6 способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-24 способность готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.разновидности основных вспомогательных исторических дисциплин, их содержание, роль и значение в исторических исследованиях
3.2.Уметь:
3.2.1.характеризовать особенности основных вспомогательных исторических дисциплин и их источников
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, имеющие место в коллективе;
эффективного поиска научной литературы и электронных ресурсов по нужной проблематике и представления информации о вспомогательных исторических дисциплинах в различных формах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вспомогательные исторические дисциплины: понятие и разновидности
1.1. Вспомогательные исторические дисциплины: понятие и разновидности Лекции 4 2 ПК-24 Л1.1, Л2.1
1.2. Вспомогательные исторические дисциплины: понятие и разновидности Сам. работа 4 4 ПК-24 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Историческая хронология
2.1. Понятие хронологии, методы и источники. Календари Древности и Средневековья Лекции 4 2 ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Развитие русской системы летосчисления Практические 4 4 ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Развитие русской системы летосчисления Сам. работа 4 12 ПК-24 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Генеалогия
3.1. Понятие генеалогии, методы и источники. Генеалогия правящих династий в России Лекции 4 1 ПК-24 Л1.1, Л2.1
3.2. Генеалогия правящих династий в России Практические 4 2 ПК-24 Л1.1, Л2.1
3.3. Генеалогия правящих династий в России Сам. работа 4 9 ПК-24 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Нумизматика
4.1. Основные разделы нумизматики.Виды источников Практические 4 2 Л1.1, Л2.1
4.2. Нумизматика и бонистика как вспомогательные исторические дисциплины. История становления дисциплин. Основные этапы истории развития денежного обращения. Виды источников Лекции 4 1 ПК-24 Л1.1, Л2.1
4.3. Эволюция денежной системы Русского централизованного государства и Российской империи Практические 4 2 ПК-24 Л1.1, Л2.1
4.4. Эволюция денежной системы Русского централизованного государства и Российской империи Сам. работа 4 12 ПК-24 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Геральдика
5.1. Геральдика как вспомогательная историческая дисциплина. Герб и его элементы. Особенности символики.Геральдика в России Лекции 4 2 ПК-24 Л1.1, Л2.1
5.2. Геральдические источники XVIII в. Практические 4 2 ПК-24 Л1.1, Л2.1
5.3. Геральдические источники XIX-XX вв. Практические 4 2 ПК-24 Л1.1, Л2.1
5.4. Российская геральдика Сам. работа 4 12 ПК-24 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Сфрагистика
6.1. Основные понятия, методы и источники сфрагистики Лекции 4 1 ПК-24 Л1.1, Л2.1
6.2. Отечественная сфрагистика Практические 4 2 ПК-24 Л1.1, Л2.1
6.3. Отечестыенная сфрагистика Сам. работа 4 12 ПК-24 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Фалеристика
7.1. Фалеристика как ВИД Лекции 4 1 ПК-24 Л1.1, Л2.1
7.2. Развитие отечественной и зарубежной фалеристики Практические 4 2 ПК-24 Л1.1, Л2.1
7.3. Развитие отечественной и зарубежной фалеристики Сам. работа 4 12 ПК-24 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Метрология
8.1. Метрология как ВИД.Основные понятия, методы и источники. Лекции 4 2 ПК-24 Л1.1, Л2.1
8.2. Русская метрология. Практические 4 2 ПК-24 Л1.1, Л2.1
8.3. Русская метрология. Сам. работа 4 12 ПК-24 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Вспомогательные исторические дисциплины: понятие и разновидности.
2. Многообразие и специфика вспомогательных исторических дисциплин.
3. Истоки вспомогательных исторических дисциплин.
4. Становление вспомогательных исторических дисциплин в XVIII в.
5. Развитие вспомогательных исторических дисциплин в XIX в.
6. Вспомогательные исторические дисциплины в XX в.
7. Современное состояние ВИД.
8. Понятие хронологии, методы и источники.
9. Календари Древности.
10. Календари Средневековья.
11. Развитие русской системы летосчисления.
12. Понятие генеалогии, задачи, источники, функции.
13. Методика генеалогического исследования.
14. Генеалогия династии Романовых в России.
15. Нумизматика и бонистика как вспомогательные исторические дисциплины. История становления дисциплины.
16. Основные этапы истории развития денежного обращения. Виды источников.
17. Виды нумизматических источников. Монетные клады.
18. История древнейших монет. Античные монеты.
19. Средневековые монеты Европы.
20. История денежного обращения Русского централизованного государства.
21. История денежного обращения Российской империи.
22. Советское денежное обращение. Монеты СССР.
23. Крупные коллекции русских монет в музеях России.
24. Геральдика как вспомогательная историческая дисциплина.
25. Герб и его элементы. Особенности символики.
26. Геральдика в России. Геральдические источники XVIII в.
27. Геральдика в России. Геральдические источники XIX-XX вв.
28. Печати как исторические источники. Происхождение и виды печатей.
29. История становления и развития отечественной сфрагистики.
30. Печати домонгольского периода.
31. Печати XIV-XVI вв.
32. Печати Российской империи.
33. Основные понятия, методы и источники фалеристики.
34. История орденов и медалей.
35. Ордена и медали Российской империи.
36. Ордена и медали СССР.
37. Наградная система современной России.
38. Становление отечественной исторической метрологии.
39. Метрология как вспомогательная историческая дисциплина.
40. Система мер в России: меры длины, поверхности.
41. Система мер в России: меры сыпучих и жидких тел.
42. Система мер в России: меры объема и веса.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Историческая хронология
1. Охарактеризуйте специфику календаря и летосчисления Древнего Египта.
2. Назовите особенности солнечного календаря Омара Хайяма.
3. Переведите следующие даты, указанные по юлианскому календарю, в даты григорианского календаря: 7 декабря 1601 г., 13 февраля 1768 г., 10 июля 1825 г.
4. Назовите даты начала эр: эра Скалигера, эра Набонассара, эра Диоклетиана, эра хиджра, эра Французской революции, Константинопольская эра.
5. Охарактеризуйте структуру древнерусского пасхального года.
6. Подготовьте сообщение о внедрении юлианского календаря на Руси.
Генеалогия
1. На примере генеалогического древа Романовых эпохи дворцовых переворотов охарактеризуйте сложившиеся родственные связи и проследите династические связи Романовых с другими монаршими домами.
2. Составьте родословие своей семьи в виде горизонтальной таблицы, где родоначальником выступает Ваш дед по линии отца. Подготовьтесь к представлению полученных результатов на практическом занятии в виде презентации из 3–5 слайдов.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г.А. Леонтьева, П.А. Шорин, В.Б. Кобрин Вспомогательные исторические дисциплины : учебное пособие для вузов Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429883 (30.01.2018).
Л1.2 С. В. Цыб, Н. П. Иванова Историческая хронология: учеб.-метод. пособие Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Леонтьева Г.А. Палеография, археография, хронология, геральдика, системы социального этикета: Эл. прил. к учебнику "Вспомогательные исторические дисциплины": учебник ВЛАДОС, 2015 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека Elibrary.ru elibrary.ru
Э2 Курс лекций. вспомогательные исторические дисциплины gf.nsu.ru
Э3 Вспомогательные исторические дисциплины portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. Студентам рекомендуется аккуратно вести конспекты лекций. В случае недопонимания какой-либо части лекционного материала следует задать вопрос преподавателю в установленном порядке.
Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. При подготовке к практическому занятию, студенту следует изучить содержание соответствующего раздела программы дисциплины, обратить внимание на представленный план занятия. При изучении указанной литературы, формировании ответов на вопросы практического занятия, следует выявить проблемы, являющиеся предметом обсуждения. Рекомендуется составлять краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторном занятии, при подготовке к экзамену. Работа в ходе проведения практического занятия строится по принципу коллективного обсуждения поставленных вопросов. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи.
Критерии оценивания работы студента на практическом занятии. «Отлично» выставляется студенту, который дал полный, последовательный, развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, активно работал на занятии, аргументировано отвечал на дополнительные вопросы.
«Хорошо» выставляется студенту, который дал развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, участвовал в дискуссии, однако допустил неточности в ответе.
«Удовлетворительно» выставляется студенту, который дал ответ (на вопрос из плана практического занятия), отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия, с нарушением последовательности, допустил несколько ошибок в содержании. Продемонстрировал частичное изучение указанной литературы и источников.
«Неудовлетворительно» выставляется студенту, который отказался отвечать на вопрос из плана занятия, или дал ответ, содержащий ряд серьезных неточностей, неглубокое раскрытие темы, незнание большей части литературы и источников. При получении оценки «неудовлетворительно», студенту рекомендуется вновь обратиться к изучению вопросов из плана занятия и продемонстрировать знания на индивидуальной консультации с преподавателем.
Обозначенные практические задания выполняются студентами самостоятельно и предоставляются на проверку преподавателю после освоения каждой темы. Ответы на практические задания должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускается плагиат и списывание. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то они не оцениваются. Студентам следует подготовить работу заново, самостоятельно и сдать на проверку преподавателю. Оценка за каждое практическое задание выставляется по пятибалльной шкале. Выполненное задание, получившее оценку менее чем в 3 балла, не засчитывается, как удовлетворительное и должно быть доработано студентом и вновь сдано на проверку.
К экзамену допускаются студенты, выполнившие все представленные задания, не имеющие задолженностей по вопросам практических/лекционных занятий.
Экзамен призван оценить работу студента-бакалавра по дисциплине, выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, наличие навыков самостоятельной работы. В экзаменационный билет включены два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут.