МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация работы с обращениями граждан

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_02_ДиА-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Сарафанов Д.Е.;к.и.н., доцент, Брюханова Е.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Организация работы с обращениями граждан

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
В.Н. Владимиров


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой В.Н. Владимиров


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение исторических и современных аспектов технологии делопроизводства и организации работы по заявлениям, обращениям и жалобам граждан.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность применять научные методы при исследовании объектов профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.законодательные и нормативные акты, регламентирующие работу с обращениями граждан;
основные требования, этапы и особенности работы с обращениями граждан;
передовой опыт работы различных структур в области работы с обращениями граждан
3.2.Уметь:
3.2.1.правильно организовать работу с данной категорией документов;
классифицировать обращения;
составлять и оформлять ответные на обращения документы в соответствии с правилами;
проектировать инструкции, регламентирующие порядок работы с заявлениями, жалобами, предложениями граждан.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.организации работы с обращениями граждан;
составления и оформления письменных ответов на обращения граждан в соответствии с правилами;
работы с запросами населения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. История делопроизводства по обращениям граждан
1.1. Содержание и задачи курса. Источники изучения курса.Зарождение и развитие отечественного делопроизводства по обращениям граждан Практические 8 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Правовые основы работы с обращениями граждан
2.1. Современные нормативно-методические документы, регулирующие делопроизводство по обращениям граждан в органах власти и управления, в организациях и учреждениях. Правовые акты Алтайского края и города Барнаула об обращениям граждан. Практические 8 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Технология работы с обращениями граждан и организация приема граждан на современном этапе
3.1. Классификация обращений граждан. Требования к обращениям граждан Практические 8 4 ПК-1 Л1.1
3.2. Порядок направления письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления, должностным лицам. Этапы работы с письменным обращением. Практические 8 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.3. Организация личного приема граждан. Документирование устных обращений граждан. Практические 8 4 ПК-1 Л1.1
Раздел 4. Порядок работы с обращениями граждан в архивных учреждениях
4.1. Законодательные и нормативные акты, регламентирующие работу с обращениями граждан в архивных учреждениях. Тематика обращений граждан в архивы. Технология исполнения социально-правовых запросов. Оформление архивных справок, архивных копий, архивных выписок. Практические 8 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Электронные обращения граждан. Анализ обращения граждан
5.1. Особенности электронных обращений граждан: их правовой статус, способы подачи обращений, порядок работы с ними. Практические 8 4 ПК-1 Л1.1
5.2. Контроль за соблюдением порядка работы с обращениями граждан. Аналитическая работа по изучению характера и результатов рассмотрения обращений граждан. Практические 8 4 ПК-1 Л1.1
5.3. Самостоятельная работа основными темам дисциплины Сам. работа 8 72 ПК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Законодательное регулирование работы с обращениями граждан
2. Правовые акты Алтайского края и города Барнаула об обращениях граждан.
3. Организация личного приема граждан и порядок рассмотрения устных обращений.
4. Порядок ведения делопроизводства по предложениям и жалобам граждан в дореволюционный и советский период.
5. Ведение делопроизводства по обращениям на современном этапе. Классификация обращений граждан.
6. Порядок направления письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления, должностным лицам
7. Работа с обращениями граждан в архивных учреждениях
8. Возможности автоматизированных информационных систем по работе с обращениями граждан
9. Использование сети интернет в целях оптимизации работы с обращениями граждан
10. Аналитическая работа по изучению характера и результатов рассмотрения обращений граждан
11. Анализ обращений граждан на примере Алтайского края
12. Порядок передачи дел по обращениям граждан в архив, экспертиза ценности и сроки хранения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Законодательное регулирование работы с обращениями граждан
Правовые акты Алтайского края и города Барнаула об обращениях граждан.
Организация личного приема граждан и порядок рассмотрения устных обращений.
Порядок ведения делопроизводства по предложениям и жалобам граждан в дореволюционный и советский период.
Ведение делопроизводства по обращениям на современном этапе. Классификация обращений граждан.
Порядок направления письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления, должностным лицам
Работа с обращеняими граждан в архивных учреждениях
Возможности автоматизированных информационных систем по работе с обращениями граждан
Использование сети интернет в целях оптимизации работы с обращениями граждан
Аналитическая работа по изучению характера и результатов рассмотрения обращений граждан
Анализ обращений граждан на примере Алтайского края
Порядок передачи дел по обращениям граждан в архив, экспертиза ценности и сроки хранения.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС представлен в приложении.
Вопросы к практическим занятиям, тесты, письменные задания представлены на Едином образовательном портале АлтГУ (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2524)

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С.Ю. Кабашов. Организация работы с обращениями граждан в истории России: Москва : Флинта, 2021 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник М., Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://culture22.ru - Управления Алтайского края по культуре и архивному делу
Э2 http://www.garant.ru – ГАРАНТ. Информационно-правовой портал
Э3 http://www.gdm.ru – Гильдия Управляющих Документацией
Э4 http://iai.rsuh.ru – Историко-архивный институт РГГУ
Э5 http://www.vniidad.ru – Всероссийский НИИ документоведения и архивного дела
Э6 http://www.altairegion22.ru - Администрация Алтайского края
Э7 http://www.gosuslugi.ru - Портал государственных услуг РФ
Э8 http://президент.рф - Президент Российской Федерации
Э9 http://правительство.рф - Правительство Российской Федерации
Э10 http://www.parliament.ru - Парламентский портал Российской Федерации
Э11 http://www.duma.ru - Федеральное Собрание РФ
Э12 http://e.lanbook.com - Электронная библиотечная система "ЛАНЬ"
Э13 http://www.biblioclub.ru - Университеская библиотека online
Э14 Курс в Moodle "ОРсОГ" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Организация работы с обращениями граждан» состоит из пяти разделов. Изучение дисциплины направлено на изучение исторических и современных аспектов технологии делопроизводства и организации работы по заявлениям, обращениям и жалобам граждан. Обучающимся предлагается традиционная форма обучения в виде лекций, практических занятий и самостоятельной работы.
При освоении вводной части дисциплины (раздел 1) студенты должны обратить внимание на изучение понятийного аппарата, историографических аспектов, периодизации курса и вопросов его структуры. Происходит знакомство обучающихся с проблемами зарождения и развития (на начальном этапе) отечественного делопроизводства по обращениям граждан.
При изучении второго раздела дисциплины необходимо сосредоточиться на изучении современных нормативно-методических документов, регулирующих делопроизводство по обращениям граждан в органах власти и управления, в организациях и учреждениях. В том числе анализируются документы Алтайского края и города Барнаула по обращениям граждан. В рамках раздела рассматривается и краткая история появления правовых актов в нашей стране, а также дальнейшее их усовершенствование и развитие (в рассматриваемой области).
В рамках освоения третьего раздела курса студент должен сосредоточить внимание на технологиях работы с обращениями граждан и организации приема граждан. Необходимо внимательно изучить существующую классификацию обращений граждан, порядок направления письменного обращения в органы государственной власти и местного самоуправления, этапы работы с письменным обращением, организацию личного приема граждан и документирование устных обращений граждан. Важно обращать внимание на даты и сроки действия нормативно-методических документов для избегания использования устаревшей и недействительной информации.
При исследовании вопросов четвертого раздела рекомендуется проанализировать законодательные и нормативные акты, регламентирующие работу с обращениями граждан в архивных учреждениях. Следует внимательно ознакомиться с тематикой обращений граждан в архивы, технологией исполнения социально-правовых запросов, оформлением архивных справок, архивных копий, архивных выписок.
В рамках пятого раздела происходит знакомство обучающихся с особенностями электронных обращений граждан – их правовым статусом, способах подачи обращений, порядком работы. В рамках раздела следует обратить внимание на изучение вопросов, связанных с контролем за соблюдением порядка работы с обращениями граждан.
Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекций, практических занятий, индивидуальных самостоятельных занятий. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Методические указания к написанию лекций. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала важно записывать тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. При записи лекции следует выделять главные, ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.). Перед лекцией следует прочитать материалы предыдущей – для актуализации знаний при освоении нового содержания.
Методические указания для подготовки к практическим занятиям. Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На практическое занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). Работа с электронными информационно-образовательными ресурсами важна для профессиональной деятельности.
При подготовке важно обратить внимание на нормативно-правовые документы (международные и отечественные). Следует иметь опыт работы со справочно-правовыми системами как портативными (инсталлированный ресурс АлтГУ), так и в сети Internet: Официальный сайт компании «Консультант Плюс» (http://www.consultant.ru/) и ГАРАНТ. Информационно-правовой портал (http://www.garant.ru/).
Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке. Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально и направляются преподавателю.
Методические указания для выполнения индивидуальных самостоятельных заданий. При изучении дисциплины часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит расширить и углубить знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов следует обратиться к преподавателю. После выполнение следует проанализировать качество их выполнения. Это поможет развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Учебно-методические материалы по вопросам курса представлены на платформе Moodle – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2524