МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы научно-исследовательской работы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в гуманитарных науках
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвГН-4-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 174
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 174 174 174 174
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Владимиров В.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы научно-исследовательской работы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины – освоить систему методов и конкретных приемов получения научного знания и презентации его в формах, адекватных запросам научного сообщества эпохи информационного общества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ПК-23 способность применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– основные тенденции развития современной науки, в том числе гуманитарной;
– основные программы и проекты гуманитарных исследований в России и за рубежом.

3.2.Уметь:
3.2.1.
– самостоятельно работать с источниками информации, непрерывно совершенствовать уровень профессиональной подготовки
– осуществлять поиск источников и литературы, составлять библиографические обзоры
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.
– способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
– методами и приемами современных научных исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы научно-исследовательской работы
1.1. Введение в дисциплину Лекции 7 2 ОПК-3, ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.2. Наука и научные знания Лекции 7 4 ОПК-3, ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.3. Научно-исследовательская деятельность и научное изучение. Лекции 7 4 ОПК-3, ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.4. Классификация наук и научных исследований Лекции 7 4 ОПК-3, ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.5. Результаты научно-исследовательской деятельности. Лекции 7 4 ОПК-3, ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.6. Методология Практические 7 4 ОПК-3, ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.7. Методы исследования Практические 7 4 ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.8. Структура и этапы научно-исследовательской работы Практические 7 4 ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.9. Результаты научно-исследовательской деятельности. Практические 7 6 ОПК-3, ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.10. Презентация результатов научных исследований Практические 7 6 ОПК-3, ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.11. изучение литературы по основным разделам курса. подготовка к практическим занятиям и зачету Сам. работа 7 174 ОПК-3, ПК-23 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Наука как специфическая форма деятельности человека.
2. Информационные ресурсы и технологии.
3. Этапы развития науки.
4. Научная деятельность.
5. Классификация наук.
6. Фундаментальные и прикладные исследования.
7. Финансирование науки.
8. Научная информация.
9. Объект и предмет научного изучения.
10. Репродуктивная и продуктивная деятельность.
11. Классификация научных исследований.
12. Теоретический и эмпирический уровни исследования.
13. Особенности научной деятельности в различных науках.
14. Понятия методологии и метода.
15. Уровни методов: общефилософский, общенаучный, специально-научный, конкретно-проблемный.
16. Методы эмпирического уровня.
17. Методы теоретического уровня.
18. Подготовительный этап научно-исследовательской работы.
19. Исследовательский этап научно-исследовательской работы.
20. Этап написания научно-исследовательской работы.
21. Этап презентации и внедрения результатов в научный оборот и практику.
22. Формы презентации результатов научной деятельности.
23. Написание монографий и статей.
24. Научные конференции, их суть и значение.
25. Компьютерные презентации и техника их создания.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Цели и задачи науки.
2. Информатизация и компьютеризация науки.
3. Особенности постнеклассического периода развития науки.
4. Научное изучение.
5. Основные научные фонды. Получение грантов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень оценочных средств с конретными примерами представлен в ФОС (см. приложение)

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.Ф. Шкляр Основы научных исследований : учебное пособие М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019 https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=684295
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сафронова Т.Н., Тимофеева А.М. Основы научных исследований : учебное пособие Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Основы научно-исследовательской деятельности kubsau.ru
Э2 Основы научных исследований sa.technolog.edu.ru
Э3 Организация научно-исследовательской деятельности студентов op.vlsu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

Базы данных, разработанные преподавателями АлтГУ:
БД «Населенные пункты Алтайского края»;
БД «Население Тобольска в 1897 г.»;
БД «Население Барнаула второй половины XVIII – начала XX вв. по материалам метрических книг»;
БД «Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX – начала XX веков (по материалам всероссийской переписи населения 1897 года»);
БД «Историческое профессиоведение (российский вариант международной классификации исторических профессий)»;
БД «Населенные места Алтайской губернии в 1924 г.».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель учебной дисциплины «Основы научно-исследовательской работы» – освоение обучающимися системы методов и конкретных приемов получения научного знания и презентации его в формах, адекватных запросам научного сообщества эпохи информационного общества.
С общей целью тесно связана основная практическая задача, решаемая учебной дисциплиной, – подготовка студентов к осмыслению основ написания, оформления и презентации курсовых (а также любых других письменных творческих работ), а как итог – и выпускной квалификационной работы.
В рамках настоящего курса происходит знакомство обучающихся с современными проблемами и тенденциями развития науки в целом (включая фундаментальную и прикладную как тесно взаимосвязанные ее элементы), в том числе гуманитарной, основными программами и проектами гуманитарных исследований в России и за рубежом. Обучающие получают представление о подходах, принципах и методах современных научных исследований, их иерархии и месте в методологической системе представления..
На основе изучения курса осуществляется формирование одной общекультурной (ОК-1) и одной профессиональной (ПК-24) компетенций.
Из целей и задач курса вытекает и структура учебных занятий, которая ориентирована на понимание обучающимися таких теоретических вещей, как роль и место науки в современном обществе, смысл, особенности и структура научных исследований, методология и методы научного исследования. Одновременно решаются практические вопросы написания и оформления курсовой работы, при этом особое внимание уделяется научно-справочному аппарату, включая ссылки и оформление библиографического списка.
Безусловно, одной из задач курса является обучение студентов правильному написанию методологии курсовой и/или выпускной квалификационной работы. Здесь важно умение использовать логику развертывания основных моментов, связанных с методологическими изысканиями. Характеристику методологии исследования рекомендуется начинать с указания основных подходов и принципов исследования. Только после этого можно говорить о конкретных методах и технологиях исследования, так же последовательно разворачивая их иерархию (от общенаучных к конкретно-проблемным).
Далее речь должна идти о конкретных методиках и техниках (орудия и инструменты) исследования. И уже после этого имеет смысл остановиться на концепциях и теориях, в рамках которых сформировались результаты настоящего конкретного научного исследования.
Заключительная часть дисциплины связана с технологиями представления результатов научного исследования, где особое внимание уделяется компьютерной презентации. Важно понять, что в современном мире, в том числе и научном, этим моментам уделяется все больше внимания.
Студентам также необходимо понять, что теме организации и проведения научных исследований всегда уделялось достаточно много места обучении, поэтому при подготовке к итоговой аттестации по курсу они смогут опереться на значительное количество учебных и методических пособий, однако, выбирать из них необходимо, в большинстве случаев последние работы, поскольку именно они учитывают современные методологические достижения.
Курс завершается зачетом, во время которого студент отвечает на один из теоретических вопросов и показывает знания и умения, связанные с практикой написания и презентации научной работы.