Закреплена за кафедрой | НЕТ (реорганизована) 4 |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в гуманитарных науках |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИвГН-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 174 | 174 | 174 | 174 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НЕТ (реорганизована) 4
Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.
1.1. | Цель дисциплины – освоить систему методов и конкретных приемов получения научного знания и презентации его в формах, адекватных запросам научного сообщества эпохи информационного общества. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08 |
ОПК-3 | способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ПК-23 | способность применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | – основные тенденции развития современной науки, в том числе гуманитарной; – основные программы и проекты гуманитарных исследований в России и за рубежом. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | – самостоятельно работать с источниками информации, непрерывно совершенствовать уровень профессиональной подготовки – осуществлять поиск источников и литературы, составлять библиографические обзоры |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | – способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; – методами и приемами современных научных исследований. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы научно-исследовательской работы | ||||||
1.1. | Введение в дисциплину | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3, ПК-23 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Наука и научные знания | Лекции | 7 | 4 | ОПК-3, ПК-23 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Научно-исследовательская деятельность и научное изучение. | Лекции | 7 | 4 | ОПК-3, ПК-23 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Классификация наук и научных исследований | Лекции | 7 | 4 | ОПК-3, ПК-23 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Результаты научно-исследовательской деятельности. | Лекции | 7 | 4 | ОПК-3, ПК-23 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Методология | Практические | 7 | 4 | ОПК-3, ПК-23 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Методы исследования | Практические | 7 | 4 | ПК-23 | Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Структура и этапы научно-исследовательской работы | Практические | 7 | 4 | ПК-23 | Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Результаты научно-исследовательской деятельности. | Практические | 7 | 6 | ОПК-3, ПК-23 | Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Презентация результатов научных исследований | Практические | 7 | 6 | ОПК-3, ПК-23 | Л1.1, Л2.1 |
1.11. | изучение литературы по основным разделам курса. подготовка к практическим занятиям и зачету | Сам. работа | 7 | 174 | ОПК-3, ПК-23 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Наука как специфическая форма деятельности человека. 2. Информационные ресурсы и технологии. 3. Этапы развития науки. 4. Научная деятельность. 5. Классификация наук. 6. Фундаментальные и прикладные исследования. 7. Финансирование науки. 8. Научная информация. 9. Объект и предмет научного изучения. 10. Репродуктивная и продуктивная деятельность. 11. Классификация научных исследований. 12. Теоретический и эмпирический уровни исследования. 13. Особенности научной деятельности в различных науках. 14. Понятия методологии и метода. 15. Уровни методов: общефилософский, общенаучный, специально-научный, конкретно-проблемный. 16. Методы эмпирического уровня. 17. Методы теоретического уровня. 18. Подготовительный этап научно-исследовательской работы. 19. Исследовательский этап научно-исследовательской работы. 20. Этап написания научно-исследовательской работы. 21. Этап презентации и внедрения результатов в научный оборот и практику. 22. Формы презентации результатов научной деятельности. 23. Написание монографий и статей. 24. Научные конференции, их суть и значение. 25. Компьютерные презентации и техника их создания. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Цели и задачи науки. 2. Информатизация и компьютеризация науки. 3. Особенности постнеклассического периода развития науки. 4. Научное изучение. 5. Основные научные фонды. Получение грантов. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Перечень оценочных средств с конретными примерами представлен в ФОС (см. приложение) |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | М.Ф. Шкляр | Основы научных исследований : учебное пособие | М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019 | https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=684295 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Сафронова Т.Н., Тимофеева А.М. | Основы научных исследований : учебное пособие | Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Основы научно-исследовательской деятельности | kubsau.ru | ||
Э2 | Основы научных исследований | sa.technolog.edu.ru | ||
Э3 | Организация научно-исследовательской деятельности студентов | op.vlsu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). Базы данных, разработанные преподавателями АлтГУ: БД «Населенные пункты Алтайского края»; БД «Население Тобольска в 1897 г.»; БД «Население Барнаула второй половины XVIII – начала XX вв. по материалам метрических книг»; БД «Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX – начала XX веков (по материалам всероссийской переписи населения 1897 года»); БД «Историческое профессиоведение (российский вариант международной классификации исторических профессий)»; БД «Населенные места Алтайской губернии в 1924 г.». |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Цель учебной дисциплины «Основы научно-исследовательской работы» – освоение обучающимися системы методов и конкретных приемов получения научного знания и презентации его в формах, адекватных запросам научного сообщества эпохи информационного общества. С общей целью тесно связана основная практическая задача, решаемая учебной дисциплиной, – подготовка студентов к осмыслению основ написания, оформления и презентации курсовых (а также любых других письменных творческих работ), а как итог – и выпускной квалификационной работы. В рамках настоящего курса происходит знакомство обучающихся с современными проблемами и тенденциями развития науки в целом (включая фундаментальную и прикладную как тесно взаимосвязанные ее элементы), в том числе гуманитарной, основными программами и проектами гуманитарных исследований в России и за рубежом. Обучающие получают представление о подходах, принципах и методах современных научных исследований, их иерархии и месте в методологической системе представления.. На основе изучения курса осуществляется формирование одной общекультурной (ОК-1) и одной профессиональной (ПК-24) компетенций. Из целей и задач курса вытекает и структура учебных занятий, которая ориентирована на понимание обучающимися таких теоретических вещей, как роль и место науки в современном обществе, смысл, особенности и структура научных исследований, методология и методы научного исследования. Одновременно решаются практические вопросы написания и оформления курсовой работы, при этом особое внимание уделяется научно-справочному аппарату, включая ссылки и оформление библиографического списка. Безусловно, одной из задач курса является обучение студентов правильному написанию методологии курсовой и/или выпускной квалификационной работы. Здесь важно умение использовать логику развертывания основных моментов, связанных с методологическими изысканиями. Характеристику методологии исследования рекомендуется начинать с указания основных подходов и принципов исследования. Только после этого можно говорить о конкретных методах и технологиях исследования, так же последовательно разворачивая их иерархию (от общенаучных к конкретно-проблемным). Далее речь должна идти о конкретных методиках и техниках (орудия и инструменты) исследования. И уже после этого имеет смысл остановиться на концепциях и теориях, в рамках которых сформировались результаты настоящего конкретного научного исследования. Заключительная часть дисциплины связана с технологиями представления результатов научного исследования, где особое внимание уделяется компьютерной презентации. Важно понять, что в современном мире, в том числе и научном, этим моментам уделяется все больше внимания. Студентам также необходимо понять, что теме организации и проведения научных исследований всегда уделялось достаточно много места обучении, поэтому при подготовке к итоговой аттестации по курсу они смогут опереться на значительное количество учебных и методических пособий, однако, выбирать из них необходимо, в большинстве случаев последние работы, поскольку именно они учитывают современные методологические достижения. Курс завершается зачетом, во время которого студент отвечает на один из теоретических вопросов и показывает знания и умения, связанные с практикой написания и презентации научной работы. |