Закреплена за кафедрой | НЕТ (реорганизована) 4 |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в гуманитарных науках |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИвГН-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 23 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 86 | 86 | 86 | 86 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НЕТ (реорганизована) 4
Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.
1.1. | ознакомление студентов с основами этики и профессиональной этикой; формирование представлений о профессионально-нравственных принципах и специфике профессиональной этики в профессиональной сфере. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
OK-6 | способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ОК-7 | способность к самоорганизации и самообразованию |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы профессиональной этики; особенности деловой этики; иерархические уровни этики; принципы профессиональной этики. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность; формировать профессиональные решения на основе использования этических критериев. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками профессиональной этики. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Профессиональная этика | ||||||
1.1. | Понятие этики. | Лекции | 4 | 2 | OK-6, ОК-7 | Л1.1 |
1.2. | Деловая и профессиональная этика. | Лекции | 4 | 4 | OK-6, ОК-7 | Л1.1 |
1.3. | Виды и структура профессиональной этики. | Лекции | 4 | 6 | OK-6, ОК-7 | Л1.1 |
1.4. | Деловая и профессиональная этика. | Практические | 4 | 4 | OK-6, ОК-7 | Л1.1 |
1.5. | Виды и структура профессиональной этики. | Практические | 4 | 6 | OK-6, ОК-7 | Л1.1 |
1.6. | изучение литературы по основным темам курса, подготовка к зачету | Сам. работа | 4 | 86 | OK-6, ОК-7 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Анализ этического кодекса профессии. 2. Этикет в профессиональной сфере. 3. Понятие культуры и этики. 4. Этика как наука и система нравственных норм поведения. 5. Мотивация нравственного поведения личности. 6. Мотивация нравственного поведения личности: внутренняя и внешняя мотивация. 7. Этические требования как идеалы социально-значимого поведения и элементы индивидуального сознания. 8. Нравственная направленность профессиональной деятельности. 9. Этические проблемы в профессиональной деятельности. 10. Особенности отражения этических норм в статьях законодательства. 11. Основные составляющие имиджа: внешний облик, манеры поведения, речь, правила обхождения с окружающими, организация рабочего места. 12. Правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения. Психологическая культура служащего. 13. Культура общения в профессиональной сфере. 14. Кодексы профессинальной этики. 15. Деловая переписка. 16. Деловые телефонные переговоры. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Соотношение понятий «этика», «прикладная этика», «профессиональная этика». 2. Общие этические принципы и нормы. 3. Общие принципы и нормы деловой этики. 4. Профессиональная этика в сфере информационной деятельности и информационных технологий. 5. Интернационализация профессиональной этики в сфере прикладной информатики. 6. Профессиональная этика в проектной деятельности. 7. Служебный этикет. 8. Понятие имиджа. 9. Психологическая культура служащего. 10. Культура общения в профессиональной сфере. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кикоть В.Я. | Профессиональная этика и служебный этикет: учебник | М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",2 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Кодекс этики и профессиональной деятельности в области программной инженерии | club.shelek.ru | ||
Э2 | Кодекс этики в сфере информационных технологий | masters.donntu.org | ||
Э3 | Профессиональная этика разработчика | rsdn.org | ||
Э4 | Профессиональная этика IT-специалиста | repository.kpi.kharkov.ua | ||
Э5 | Компьютерная этика | works.doklad.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Целью настоящего курса является ознакомление обучающихся с основами этики и профессиональной этикой; формирование представлений о профессионально-нравственных принципах и специфике профессиональной этики в профессиональной сфере. Изучение дисциплины предполагает наличие начальных знаний в области прикладной информатики. В рамках курса происходит знакомство обучающихся с современными проблемами и тенденциями развития профессиональной этики программиста, прикладного информатика, программного инженера и пр. – говоря шире, специалиста в области применения информационных технологий. Дисциплина «Профессиональная этика» предполагает изучение студентами одного из направлений основного содержания своей будущей профессиональной деятельности, связанного с пониманием и оценкой морально-этических принципов будущей профессии, формированием стиля поведения и отношений с коллегами, заказчиками, руководителями и т.д. На основе изучения курса осуществляется формирование двух общекультурных компетенций (ОК-6 и ОК-7), связанных со способностью работать в коллективе, умением толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия между людьми, а также творчески самоорганизовываться и саморазвиваться. Усвоение основных положений курса «Профессиональная этика» во многом зависит от понимания того момента, что профессиональная этика системно принадлежит к области общей этики и соотносится с ней через этику прикладную: этика – прикладная этика – профессиональная этика – профессиональная этика IT-специалиста. Особенности работы в сфере информационных технологий обусловливают также важность знания основ деловой этики, направленной на регулирование отношений между людьми в деловой сфере. Можно в общих чертах констатировать, что профессиональная этика специалиста в области информационных технологий (компьютерщика, программиста и т.п.) базируется на основных этических принципах, выработанных человечеством. Иными словами, профессиональные этические нормы – это общие этические нормы с небольшой поправкой на специфику деятельности их носителей. Подведение обучающихся к этому выводу является одной из важнейших теоретических задач курса. В ходе изучения первой части курса рассматриваются базовые понятия общей этики: категории морали, нравственности, добра и зла, соотношение морали и права и т.д. Особое значение имеет усвоение категорий «профессиональная ответственность» и «профессиональный долг». Показано, что профессиональная этика специалиста по прикладной информатике базируется на общих принципах деловой этики. Определяется важность делового этикета как части нравственной культуры и проявлением этических принципов и убеждений в рамках общения с другими людьми. Важными моментами для понимания и освоения студентами являются основные правила деловой беседы, делового телефонного разговора и делового письма. Основными формами проведения занятий являются лекционные и практические. Первые из них носят интерактивный характер и ставят своей целью не только изложить основы общей, деловой, профессиональной этики, но и пробудить у обучающихся интерес к этому изучению и понимание важности и значения профессиональной этики в работе IT-специалиста. На практических занятиях разбираются и обсуждаются моменты, связанные с практической деятельностью. Большое внимание уделяется кодексам профессиональной этики. Учебный курс заканчивается зачетом, в ходе которого студент, отвечая на поставленные вопросы должен показать знания, умения и способности разбираться в сложных с точки зрения профессиональной этики ситуациях. |