МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Антропология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология и химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Антропология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна, д.п.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна, д.п.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование целостного психолого-педагогического представления студента о человеке как субъекте историко-педагогического процесса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
ОПК-8 Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы психологии личности и социальной психологии;
сущность и проблемы обучения и воспитания в современной школе;
психологические особенности младших школьников и подростков;
влияние на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий детей;
систему психолого-педагогических терминов и понятий;
основные источники педагогического знания;
факторы, тенденции и перспективы развития мирового историко-педагогического процесса, его единство и
многообразие;
закономерности целостного педагогического процесса, современные подходы к образованию и практике их
реализации;
основные концепции, теории в их взаимосвязи и историческом развитии;
современные инновационные процессы в школе, основные авторские школы, многообразие образовательных
учреждений.
3.2.Уметь:
3.2.1.понимать и анализировать мировозренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия;
предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности;
использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности;
анализировать социально-педагогические явления, психолого-педагогические условия эффективности процесса
воспитания, социализации и развития личности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методикой реализации индивидуального подхода к учащимся на уроке;
методикой формирования мотивации учебной деятельности учащихся на уроках.
методами формирования у студентов навыков самостоятельной paботы, профессионального мышления
и развития их творческих способностей;
методами эмоциональной саморегуляции.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Антропология
1.1. Педагогическая антропология – наука о человеке Лекции 3 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.2. Педагогическая антропология – наука о человеке Практические 3 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.3. Педагогическая антропология – наука о человеке Сам. работа 3 4 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.4. Становление антропологии как интегрального научного знания о Человеке Лекции 3 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.5. Становление антропологии как интегрального научного знания о Человеке Практические 3 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.6. Становление антропологии как интегрального научного знания о Человеке Сам. работа 3 4 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.7. К.Д. Ушинский – основоположник педагогической антропологии Лекции 3 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.8. К.Д. Ушинский – основоположник педагогической антропологии Практические 3 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.9. К.Д. Ушинский – основоположник педагогической антропологии Сам. работа 3 4 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.10. Педология как наука о ребёнке Лекции 3 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.11. Педология как наука о ребёнке Практические 3 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.12. Педология как наука о ребёнке Сам. работа 3 4 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.13. Системный подход в изучении Человек Лекции 3 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.14. Системный подход в изучении Человек Практические 3 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.15. Системный подход в изучении Человек Сам. работа 3 4 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.16. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность Лекции 3 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.17. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность Практические 3 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.18. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность Сам. работа 3 4 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.19. «Антропное движение» второй половины XX века Лекции 3 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.20. «Антропное движение» второй половины XX века Практические 3 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.21. «Антропное движение» второй половины XX века Сам. работа 3 4 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.22. Образовательные модели XXI века Лекции 3 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.23. Образовательные модели XXI века Практические 3 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.24. Образовательные модели XXI века Сам. работа 3 4 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.25. Педагогическая антропология в XXI веке Лекции 3 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.26. Педагогическая антропология в XXI веке Сам. работа 3 4 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Зачет
2.1. Зачет Лекции 3 2 УК-1, ОПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение Фонд оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение Фонд оценочных средств
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение Фонд оценочных средств

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузнецов В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность: Учебник и практикум Юрайт, 2017
Л1.2 Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика: Краткий курс: учебное пособие Проспект, 2016
Л1.3 А.М. Столяренко Общая педагогика: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов Педагогика: Учебник Академия, 2011
Л2.2 Блинов, В.И. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для вузов Юрайт, 2017
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru;
XnView, http://xnviewload.ru/;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
DjVu reader, http://djvureader.org/;
Putty, https://putty.org.ru/licence.html;
VLC, http://www.videolan.org/legal.html;
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html;
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google»;
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.