МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Рукописные собрания музеев и библиотек

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план46_03_02_ДиА-4-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 147
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 147 147 147 147
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Чекрыжова О.И.

Рабочая программа дисциплины
Рукописные собрания музеев и библиотек

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
В.Н.Владимиров


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой В.Н.Владимиров


1. Цели освоения дисциплины

1.1.является изучение системы рукописных фондов музеев и библиотек

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способность самостоятельно работать с различными источниками информации
ПК-13 способность вести научно-методическую работу в государственных, муниципальных архивах и архивах организаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.систему музеев и библиотек России;
особенности работы с рукописными фондами музеев и библиотек России и зарубежных стран.
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно работать с рукописными собраниями музеев и библиотек;
анализировать ценность документов с целью их хранения;
ориентироваться системе рукописных фондов музеев и библиотек.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с рукописными документами (собраниями) библиотек и музеев

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Место и роль музеев и библиотек в развитии науки и культуры
1.1. Библиотека и музей как социальный институт. Лекции 6 4 ПК-4, ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Социальные институты сохранения культурного наследия: музеи, библиотеки, архивы.Музееведение и библиотековедение как научные дисциплины, их место в системе наук. Практические 6 2 ПК-4, ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Классификация музеев и библиотек
2.1. Профили музеев: исторические, краеведческие, естественно-научные, художественные, мемориальные, краеведческие, комплексного профиля: их отличительные черты и общие принципы функционирования. Лекции 6 4 ПК-4, ПК-13 Л1.1, Л1.2
2.2. Универсальные, многоотраслевые и отраслевые музеи и библиотеки. Практические 6 4 ПК-4, ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Центральные, краевые, областные, районные, городские музеи и библиотек Практические 6 4 ПК-4, ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Основные направления деятельности научных библиотек. Лекции 6 2 ПК-4, ПК-13 Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Рукописные фонды библиотек и музеев
3.1. Рукописные фонды библиотек России Лекции 6 4 ПК-4, ПК-13 Л1.1, Л2.1
3.2. Рукописные фонды библиотек России. Основные направления работы с рукописными собраниями библиотек, их характеристика. Характеристика форм использования рукописных собраний библиотек: проблемы и перспективы. Практические 6 6 ПК-4, ПК-13 Л2.1
3.3. Рукописные фонды музеев России Лекции 6 4 ПК-4, ПК-13 Л1.1, Л1.2
3.4. Рукописные фонды музеев России. Основные направления работы с рукописными фондами музеев, их характеристика. Формы использования рукописных собраний музеев Практические 6 8 ПК-4, ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Изучение литературы и источников по курсу Сам. работа 6 147 ПК-4, ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Экзамен 6 27 ПК-4, ПК-13 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Музей как институт сохранения и популяризации культурного наследия.
2. Библиотека как социальный институт.
3. Социальные функции музеев.
4. Социальные функции библиотек.
5. Типология музейных учреждений.
6. Типология библиотек.
7. Типология музейных предметов.
8. Типы и виды музейных коллекций.
9. Основные направления деятельности научных библиотек.
10. Принципы комплектования библиотечных фондов.
11. Организация хранения книжного фонда.
12. Научно-справочный аппарат современной библиотеки.
13. Научно-справочный аппарат книги
14. Основные виды справочных изданий
15. Экспозиционная работа музеев
16. Выставочная деятельность музеев и библиотек
17. Рукописные фонды музеев (архивы музеев).
18. Использование рукописных фондов музеев
19. Оцифровка рукописных фондов музеев.
20. Важнейшие факторы развития современных музеев и библиотек.
22. Новые технологии в работе с рукописными фондами музеев и библиотек
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень оценочных средств пердставлен в ФОС (см. приложение)

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. Исторические музеи: учебное пособие Алт. ун-та, Ч. 1. 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. Исторические музеи: учебное пособие Алт. ун-та, Ч. 2. 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лихачев Н.П. Сборник актов, собранных в архивах и библиотеках: Издательство "Лань", 2013 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека естественной Академии наук (БЕН) - http://www.benran.ru/ www.benran.ru
Э2 Библиотека Академии наук (БАН) - http://www.rasl.ru/ www.rasl.ru
Э3 Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН РАН) - http://www.inion.ru/index.php www.inion.ru
Э4 Всероссийский институт научной информации по техническим наукам (ВИНИТИ) - http://www.viniti.ru/ www.viniti.ru
Э5 Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН (ГПНТБ СО РАН) - http://www.spsl.nsc.ru/ www.spsl.nsc.ru
Э6 Отделение ГПНТБ СО РАН Центральная библиотека Новосибирского Академгородка) - http://www.prometeus.nsc.ru/about/ www.prometeus.nsc.ru
Э7 Российская государственная библиотека (РГБ) - http://www.rsl.ru/ www.rsl.ru
Э8 Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ) - http://www.gpntb.ru/ www.gpntb.ru
Э9 Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы (ВГБИЛ) - http://www.libfl.ru/ www.libfl.ru
Э10 Государственная публичная историческая библиотека России(ГПИБ) - http://www.shpl.ru/ www.shpl.ru
Э11 Российская национальная библиотека (РНБ) - http://www.nlr.ru/ www.nlr.ru
Э12 Российская Государственная Библиотека по Искусству (РГБИ) - http://www.liart.ru/about1.php www.liart.ru
Э13 Русский гуманитарный интернет-университет - http://www.vusnet.ru/ www.vusnet.ru
Э14 Музеи России – каталог музеев России – http://www.museum.ru/mus/ www.museum.ru
Э15 Мир музея – сайт журнала «Мир музея», посвященного музейному делу и культурному наследию – http://www.mirmus.ru/ www.mirmus.ru
Э16 Сайт Третьяковской галерии – http://www.tretyakovgallery.ru/ www.tretyakovgallery.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель освоение дисциплины - изучение системы рукописных фондов музеев и библиотек.
Дисциплин состоит из трех разделов, которые посвящены изучению библиотек и музеев как социальных институтов, профилей и разновидностей музеев и библиотек. При изучении курса акцент сделан на изучении рукописных собраний музеев и библиотек, основные направления работы с рукописными собраниями, характеристике форм использования рукописных.
В качестве тем лекционного курса определены ключевые и дискуссионные вопросы. Лекционные занятия сопровождаются презентационными материалами. При этом приветствуются любые формы интерактивности со стороны студентов: вопросы, комментарии, дискуссии.
Цель практических занятий – способствовать освоению наиболее сложных теоретических проблем курса, сформировать у студентов умения и навыки работы с рукописными собраниями музеев и библиотек. На практических занятиях студенты выполняют практические задания по заранее определённым темам (ответы на вопросы, подготовка докладов и проч.).
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к практическим занятиям, работе с лекционным материалом, а также изучение источников и литературы.
Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к экзамену необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к экзамену простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
На экзамене требуется ответить на 2 вопроса, соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводятся в устной форме. При ответе анализируется сущность понимания студентом основных вопросов курса в контексте формирования указанных выше знаний, умений и навыков. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.