Закреплена за кафедрой | Кафедра физической географии и геоинформационных систем |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.02. География |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_02_География-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 44 | 44 | 44 | 44 |
Практические | 46 | 46 | 46 | 46 |
Сам. работа | 27 | 27 | 27 | 27 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем
Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.
1.1. | Целью курса «Методы физико-географических исследований» является подготовка студентов к самостоятельным комплексным физико-географическим и экономико-географическим исследованиям, приобретение навыков применения аэрокосмических методов исследования. Настоящий курс поможет закрепить на практике теоретические знания о методологии и методике научных исследований, ознакомиться с конкретными методами комплексных исследований природных и природно-антропогенных геосистем. Изучение методов комплексных физико-географических, экономико-географических и аэрокосмических исследований создает базу для последующих учебных и производственных практик и в целом - для подготовки квалифицированного специалиста географа. В качестве основных задач программы учебной дисциплины можно сформулировать следующие: 1. дать представление о методах географических исследований; 2. дать представление о применении методов в полевых исследованиях и камеральной обработке; 3. ознакомить с содержанием каждого метода и их особенностью; 4. научить применять результаты полученных исследований для последующих квалификационных работ. 5. дать студентам знания в области экономики организации и технологии современного промышленного производства в России и в мире. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.03 |
ОПК-3 | способностью использовать базовые общепрофессиональные теоретические знания о географии, землеведении, геоморфологии с основами геологии, климатологии с основами метеорологии, гидрологии, биогеографии, географии почв с основами почвоведения, ландшафтоведении |
ОПК-5 | способностью использовать знания в области топографии и картографии, уметь применять картографический метод в географических исследованиях |
ОПК-6 | способностью использовать знания общих и теоретических основ физической географии и ландшафтов России, физической географии материков и океанов |
ПК-1 | способностью использовать основные подходы и методы комплексных географических исследований, в том числе географического районирования, теоретические и научно-практические знания основ природопользования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные базовые понятия в области географии; методы физико-географических исследований; основы и методы картографических исследований в области физической географии; методы выявления особенностей формирования ландшафтов материков; основные подходы и методы комплексных географических исследований; методические аспекты исследований в различных областях географии. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать базовые общепрофессиональные теоретические знания в области географии; применять картографический метод в географических исследованиях; давать комплексную физико-географическую характеристику изучаемых регионов; использовать основные подходы и методы комплексных географических исследований, и обрабатывать в камеральных условиях результаты полевых работ; использовать основные подходы и методы комплексных географических исследований, в том числе географического районирования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | применения методов физико-географических исследований; информационными технологиями и методами обработки для анализа и синтеза картографического материала; владеть методикой географического районирования территорий различного уровня; картографическими методами исследования в области физической гоеграфии. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические и методологические основы физико-географических исследований. | ||||||
1.1. | Основные задачи и методы физической географии | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3, ОПК-6 | Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Объекты исследований | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3, ОПК-6 | Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Полевые комплексные физико-географические исследования | Лекции | 4 | 6 | ОПК-3, ОПК-6, ПК-1 | Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Картографирование природных территориальных комплексов | Лекции | 4 | 6 | ОПК-3, ОПК-6 | Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Особенности полевых ландшафтных исследований различных зонах равнин | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3, ОПК-5 | Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.6. | Особенности полевых ландшафтных исследований в горах | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3, ОПК-5 | Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.7. | Камеральная обработка материалов | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3, ОПК-5 | Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.8. | Стационарные исследования | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3, ОПК-5 | Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.9. | Полустационарные исследования | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3, ОПК-5 | Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.10. | Прикладные комплексные физико-географические исследования | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3, ОПК-6, ПК-1 | Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.11. | Практические работы по курсу "Методы физико-географических исследований" приводятся в учебно-методическом пособии: Методы физико-географических исследований // Методическое пособие. А.М. Малолетко, О.Н. Барышникова. – 2005. – 24с. (Л.3. 1.) | Практические | 4 | 46 | ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1 | Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.12. | Вопросы для самостоятельной работы по курсу "Методы физико-географических исследований" приводятся в учебно-методическом пособии: Методы физико-географических исследований // Методическое пособие. А.М. Малолетко, О.Н. Барышникова. – 2005. – 24с. (Л.3. 1.) | Сам. работа | 4 | 27 | ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1 | Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. ФОС по дисциплине |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. ФОС по дисциплине |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. ФОС по дисциплине |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В.К. Жучкова, Э.М. Раковская | Методы комплексных физико-географических исследований. : учебное пособие для ВУЗов | М.: Академия, 2004 | |
Л1.2 | Н.Л. Беручашвили, В.К. Жучкова | Методы комплексных физико-географических исследований: учебник для ВУЗов | М.: МГУ, 1997 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | авт.-сост. Г.И. Ненашева | Комплексная физико-географическая практика: учебное пособие | Барнаул: АлтГУ, 2012 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Е.Н. Перцик | Теория и методология географии: учебник для бакалавриата и магистратуры | М.: Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/6BBDF16E-EB63-4C8A-9692-A09EE75C24F8 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | А.М. Малолетко, О.Н. Барышникова, Г.И. Ненашева. | Методы физико-географических исследований: учебно-методическое пособие | Барнаул: изд-во АлтГУ, 2009 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | - www.credo-dialoque.com | |||
Э2 | - www.dataplus.ru | |||
Э3 | - www.gisa.ru | |||
Э4 | - www.usgs.com | |||
Э5 | Курс в Moodle "Методы физико-географических исследований" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 Microsoft Office 2010 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
"Геоинформационные системы для бизнеса и общества", справочник: https://www.dataplus.ru/ "ГИС ассоциации", межрегиональная общественная организация содействия развитию рынка геоинформационных технологий и услуг: https://www.gisa.ru/ Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/ Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/ Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Методы физико-географических исследований» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Методы физико-географических исследований» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Методы физико-географических исследований» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные практикумы по дисциплине «Методы физико-географических исследований» не предусмотрены. 8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по дисциплине «Методы физико-географических исследований» находятся на сайте http://www.geo.asu.ru/search/documents/19441/ 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Методы физико-географических исследований». Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |