МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология стресса и совладающего поведения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-5-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 126
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 2 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 6 6 0 0 6 6
Практические 0 0 8 8 8 8
Сам. работа 30 30 96 96 126 126
Часы на контроль 0 0 4 4 4 4
Итого 36 36 108 108 144 144

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент , Кузьмина Анна Сергеевна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент , Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Психология стресса и совладающего поведения

разработана в соответствии с ФГОС:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по специальности 020400 "ПСИХОЛОГИЯ". Квалификация – Психолог. Преподаватель психологии ( 030301.65 по ОК 009-2003 ), утвержден 17.03.2000, номер государственной регистрации 235 гум/сп

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2015-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1. ознакомить студентов с современными концепциями стресса и подходами к совладающему поведению, дать понятие трудной жизненной ситуации;
 раскрыть роль личности в совладании со стрессом и трудными жизненными ситуациями;
 ознакомить студентов с этапами и закономерностями преодоления трудной жизненной ситуации;
 сформировать представление о влиянии трудных жизненных ситуаций на здоровье человека;
 обеспечить формирование у студентов умения применять психологические методы диагностики и коррекции стресса, выявления доминирующих стратегий совладания и предсказания успешности разрешения трудной жизненной ситуации;
 сформировать представление о принципах и техниках оказания психологической помощи человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятия "стресс", "совладающее поведение", "трудная жизненная ситуация", "психологическая защита", "ресурсы совладания", "стратегии совладания";
основные отличия совладающего поведения и психологических защит;
принципы эмоциональной и когнитивной саморегуляции состояния и деятельности человека в условиях стресса,
принципы оказания индивиду, группе, организации психологической помощи в трудной жизненной ситуации.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать в работе с индивидами и группами принципы эмоциональной и когнитивной саморегуляции состояния и деятельности в условиях стресса,
использовать в работе с индивидом и группой принципов психологической помощи в трудной жизненной ситуации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования методов диагностики психического состояния и преобладающих стратегий совладания, применяемых индивидом или группой людей в трудной ситуации
применения при работе с человеком, попавшим в трудную жизненную ситуацию, средств актуализации ресурсов совладания.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. История становления психологии совладающего поведения. Лекции 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. История становления психологии совладающего поведения. Сам. работа 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Основные подходы к совладанию Лекции 2 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Проблема диагностики в психологии совладающего поведения Практические 3 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Основные подходы к совладанию Сам. работа 2 4 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Теоретические предпосылки учения о преодолении. Лекции 2 1 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Теоретические предпосылки учения о преодолении. Сам. работа 2 4 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Концепция стресса Р. Лазаруса и С. Фолкмана Лекции 2 1 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Концепция стресса Р. Лазаруса и С. Фолкмана Сам. работа 2 4 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Психология совладающего поведения в современной психологии: укрепление идеографического подхода и учет ситуации Сам. работа 2 4 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.11. Психология совладающего поведения в современной психологии: укрепление идеографического подхода и учет ситуации Сам. работа 2 4 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.12. Психоаналитическое описание защитных механизмов как предпосылка исследования совладания Сам. работа 2 4 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.13. Психоаналитическое описание защитных механизмов как предпосылка исследования совладания Сам. работа 2 4 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.14. Социально-психологическое направление исследования совладающего поведения Сам. работа 3 10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.15. Современные теории стресса и способы коррекции стрессовых состояний Сам. работа 3 10 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.16. Современные теории стресса и способы коррекции стрессовых состояний Сам. работа 3 8 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.17. Клинико-психологическое направление исследования совладающего поведения Практические 3 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.18. Клинико-психологическое направление исследования совладающего поведения Сам. работа 3 8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.19. Совладающее поведение в психотравмирующих и экстремальных ситуациях Сам. работа 3 10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.20. Совладающее поведение в психотравмирующих и экстремальных ситуациях Сам. работа 3 10 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.21. Совладающее поведение и психическое здоровье личности Сам. работа 3 10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.22. Совладающее поведение и психическое здоровье личности Сам. работа 3 10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.23. Проблема развития ресурсов совладания в трудных жизненных ситуациях Сам. работа 3 10 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.24. Проблема развития ресурсов совладания в трудных жизненных ситуациях Сам. работа 3 10 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.25. Зачет Зачет 3 4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Концепция стресса Г. Селье и ее развитие в настоящее время.
2. Взгляд на проблему стресса в биологии, медицине и психологии.
3. Концепция психологического стресса Р. Лазаруса.
4. Особенность психологического стресса у человека.
5. Изменение эмоционального состояния при стрессе.
6. Особенность поведенческих реакций при психологическом стрессе.
7. Нарушения деятельности различных физиологических систем при стрессе.
8. Проблемы диагностики стресса и стрессоустойчивости. Сравнительная оценка различных методов диагностики стресса и стрессоустойчивости.
9. Генетические факторы стрессоустойчивости
10. Роль социального окружения человека в формировании его стрессоустойчивости.
11. Когнитивные факторы психологического стресса.
12. Психосоматические заболевания как следствие психологического стресса.
13. Механизмы психологической защиты и совладание со стрессом.
14. Методы саморегуляции (аутогенная тренировка, медитация, метод биологической обратной связи, десенсибилизация, дыхательные техники, мышечная релаксация, когнитивное реструктурирование, использование позитивных образов и др.).
15. Роль личности в развитии и преодолении психологического стресса.
16. Концепция копинг-поведения Р. Лазаруса.
17. Понятие «копинг-стратегии». Классификации стратегий совладания.
18. Когнитивные подходы к совладающему поведению.
19. Стресс и ресурсы совладания. Виды ресурсов.
20. Социальная поддержка как ресурс совладания.
21. Понятие «трудная жизненная ситуация»: критерии и классификация.
22. Стресс, фрустрация, конфликт, кризис как трудные жизненные ситуации.
23. Совладание в ситуации фрустрации.
24. Нормативные и ненормативные кризисы как трудные жизненные ситуации и совладание с ними. Психотерапия кризисных состояний.
25. Совладание со стрессом повседневной жизни.
26. Совладающее поведение в экстремальных ситуациях. Посттравматическое расстройство и работа с ним.
27. Профессиональный стресс и эмоциональное выгорание. Совладание в ситуации профессионального стресса, преодоление эмоционального выгорания.
28. Стресс напряженной учебы. Совладание в ситуации учебного стресса.
29. Семейные стрессы и совладание с ними. Принципы семейной психотерапии.
30. Болезнь как стресс, стресс умирания. Совладание в ситуации болезни.
31. Стресс спортсменов. Совладание со спортивным стрессом.
32. Ситуация горя. Процесс переживания горя и психологическая помощь в переживании.
33. Ситуация насилия и совладание в ней. Психологическая помощь в ситуации насилия.
34. Стресс участников боевых действий и посттравматическое стрессовое расстройство. Совладание с боевым стрессом, методы коррекции и терапии при ПТСР.
35. Стресс бизнесмена и руководителя. Способы совладания со стрессом руководителя.
36. Совладание в ситуациях конфликта. Внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые конфликты и совладание с ними.
37. Возрастные особенности совладающего поведения.
38. Социально-психологический подход к совладающему поведению.
39. Клиническая психология совладающего поведения: стресс, копинг и здоровье.
40. Проблемы диагностики совладающего поведения.
41. Совладающее поведение и психотерапия.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Одинцова М.А., Захарова Н.Л. ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Венгер А.Л., Морозова Е.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Офисные приложения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические указания студентам для подготовки к зачету.
Зачет по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к зачету(см. список вопросов к зачету).
При подготовке к прохождению зачета студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.