МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современный медиатекст

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Деминова М.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Современный медиатекст

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н, проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н, проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Современный медиатекст» являются: формирование у студентов системного представления о медиатексте как объекте современного российского медиадискурса; овладение понятиями и категориями медиатекста; знакомство с типологией современных медиатекстов и их компонентов; овладение навыками использования кросс-медийного кейса, предполагающего активную самостоятельного/автономную работу студентов по поиску медиатекстов по заданной ситуации или медиатопику и их последующий анализ. Изучение медиатекстов различных форм и видов является основой для формирования представления о том, как реальность конструируется и репрезентируется в средствах массовой информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ дляразмещения на различных мультимедийных платформах
ПК-3 способность анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности построения медиатекста; формы и закономерности соотношения внешних (коммуникативных) факторов, лежащих в основе конструирования медиатекста, с внутренними константами медиатекста; коммуникативно-прагматический принцип при определении текстовых категорий.
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять системный характер обусловленности типологически отмеченной совокупности речевых качеств медиатекста компонентами реального коммуникативного акта; устанавливать закономерное соотношение между планом выражения и планом содержания в рамках медиатекста как речевого произведения; идентифицировать объект (медиатекст), дать его описание, указать на характерные свойства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть специальной терминологией, усвоить соответствующие понятия и характеристики и овладеть навыками самостоятельного анализа медиатекста разных жанров.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие "медиатекст". Характеристики медиатекста
1.1. Определение и основные характеристики медиатекста Лекции 7 4 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Типология медиатекстов Лекции 7 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.3. Основные характеристики медиатекста. Критерии типологизации Практические 7 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.4. Особенности восприятия и понимания медиатекстов Лекции 7 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.5. Составление словаря терминов Сам. работа 7 10 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.6. Основные подходы к анализу медиатекстов Лекции 7 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.7. Методы анализа медиатекстов Лекции 7 8 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.8. Стилистический анализ медиатекста Практические 7 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.9. Индивидуальное задание Сам. работа 7 6 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.10. Нарративный анализ медиатекста Практические 7 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.11. Индивидуальное задание Сам. работа 7 6 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.12. Семиотический анализ медиатекста Практические 7 4 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.13. Индивидуальное задание Сам. работа 7 6 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.14. Контекстуальный анализ медиатекста Практические 7 4 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.15. Индивидуальное задание Сам. работа 7 8 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.16. Итоговый тест Лекции 7 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Киселев, Александр Георгиевич Теория и практика массовой информации. Подготовка и создание медиатекста : учеб. для вузов Питер, 2011
Л1.2 Трофимова, О.В. Публицистический текст. Лингвистический анализ: учебное пособие Флинта, 2016 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57584
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. А. Бриггза, П. Кобли Медиа: введение : учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114784
Л2.2 Федоров, А.В. Анализ аудиовизуальных медиатекстов : монография Директ-Медиа, 2013 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210365
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
open office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Современный медиатекст» используются следующие формы работы:
1. Лекции.
В ходе лекционных занятий студентам рекомендуется вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный и отрицательный опыт интерпретации материалов СМИ. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой.

2. Практические занятия.
Содержанием практических занятий является решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных задач, выполнение профессиональных функций в учебных и деловых играх и т.п.), выполнение учебных заданий, проведение различных видов анализов с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов, работа с эмпирическим материалом, словарями, справочниками и др. На практических занятиях обучающиеся овладевают профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе учебной и научно-исследовательской работы, формируют комплекс умений и навыков в области функционирования современного медиатекста.
В процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения. Содержанием практических занятий является выполнение учебных заданий, обсуждение дискуссионных вопросов. Студенты в процессе практических занятий развивают не только практические навыки и умения, но и научность и критичность мышления, способность самостоятельно реагировать и решать задания проблемного, творческого характера.
Подготовка к практическому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный; 2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного.
Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим студентом. В заключение преподаватель, как руководитель занятия, подводит итоги. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Изучение студентами фактического материала по теме практического занятия должно осуществляться заблаговременно. Под фактическим материалом следует понимать специальную литературу по теме занятия, систему нормативных правовых актов, а также судебную практику по рассматриваемым проблемам.

3. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа предполагает изучение основной, а также дополнительной рекомендованной литературы по дисциплине "Современный медиатекст", ознакомление с научными публикациями, работу с Интернет-ресурсами; подготовку к практическим занятиям, контрольной работе, зачету.
Виды самостоятельной работы:
а) Составление словаря терминов
Словарь должен быть составлен из терминов по темам учебного курса «Современный медиатекст». Объем словаря – 25 – 30 слов. Обязательно указание источника определения.
б) Выполнение научно-исследовательской работы
Объем зависит от поставленной задачи: от 4-х до 12 страниц. Текст состоит из краткого введения, основной части и краткого заключения. Во введении приводится самостоятельная трактовка ключевых понятий и представляется проблема, составляющая, с точки зрения студента, существо задания. Основная часть представляет собой анализ современного медиатекста с точки зрения одного из аспектов. Студенты на практических занятиях совместно с преподавателем осваивают различные методики анализа медиатекста (лингвистические и экстралингвистические). В курсовом проекте студент должен продемонстрировать умение анализировать медиатекст по заданным параметрам. В заключении даются краткие выводы и результаты решения проблемы.
При подготовке к написанию научно-исследовательской работы необходимо ознакомиться с литературой из предлагаемого списка, изучить нужный материал, чтобы выработать наиболее полную картину по данному вопросу. Текст обязательно снабжается ссылками на изученную литературу. Ссылки оформляются в квадратных скобках, в которых указывается цифрой порядковый номер источника в списке изученной студентом литературы, далее – запятая, затем цифрой обозначается номер страницы источника, из которого взят материал. Например, [2, с. 74]. Возчиков В.А. Текст медиакультуры: личностное восприятие как проблема // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). Выпуск № 2. 2008. с. 74 – 83.
В конце работы приводится список прочитанной и изученной литературы, оформленный в соответствии с библиографическими правилами.
в) выполнение тестовых заданий
Тестовая система предусматривает вопросы / задания, на которые студент должен дать один или несколько вариантов правильного ответа из предложенного списка ответов. При поиске ответа необходимо проявлять внимательность. Прежде всего, следует иметь в виду, что в предлагаемом задании всегда будет один правильный и один неправильный ответ. Всех правильных или всех неправильных ответов (если это специально не оговорено в формулировке вопроса) быть не может. Нередко в вопросе уже содержится смысловая подсказка, что правильным является только один ответ, поэтому при его нахождении продолжать дальнейшие поиски уже не требуется.
На отдельные тестовые задания не существует однозначных ответов, поскольку хорошее знание и понимание содержащегося в них материала позволяет найти такие ответы самостоятельно. Именно на это слушателям и следует ориентироваться, поскольку полностью запомнить всю получаемую информацию и в точности ее воспроизвести при ответе невозможно. Кроме того, вопросы в тестах могут быть обобщенными, не затрагивать каких-то деталей.
Количество тестовых вопросов/заданий по каждой теме дисциплины определено так, чтобы быть достаточным для оценки знаний обучающегося по всему пройденному материалу.

4. При реализации учебной дисциплины «Современный медиатекст» используются активные и интерактивные формы проведения занятий. При проведении лекционных и практических занятий используется мультимедийное оборудование.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении творческих заданий.

5. Зачет. Выполнение итогового теста приравнивается к зачету. Это тестирование составлено на материале теоретических вопросов для подготовки к зачету. Студенты готовятся по этим вопросам к тесту, как к зачету, но зачет проводится в виде теста. В качестве практического задания на зачете засчитывается выполнение научно-исследовательской работы, как одного из видов самостоятельной работы студентов.
Подготовка студентов к сдаче зачета в виде теста включает в себя:
- просмотр программы учебного курса;
- определение необходимых для подготовки источников и их изучение;
- использование методических пособий;
- консультирование у преподавателя.
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям. При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
Зачет по курсу выставляется на основе балльно-рейтинговой системы:
1. Выполнение заданий к практическим занятиям - max 25 баллов.
2. Словарь терминов – 15 баллов.
3. научно-исследовательская работа – 30 баллов.
4. Итоговый тест – 30 баллов.

«зачтено» – 50 – 100 баллов (50 - 100%),
«не зачтено» – 0 – 49 балл (0-51%).
«Зачтено» – выставляется при условии, если студент показывает хорошее знание изученного учебного материала; владеет основными терминами, понятиями и современными методами стилистического анализа и редактирования медиатекста; способен эффективно использовать языковые и стилистические нормы современного русского языка в профессиональной деятельности; способен базироваться на знании особенностей массовой информации, содержательной и структурно-композиционной специфики журналистских публикаций, технологии их создания, готов применять эти знания при создании медиатекстов.
«Не зачтено» – выставляется при наличии серьезных пробелов в процессе изучения учебного материала; в случае невладения основными понятиями курса или наличия большого количества ошибок при интерпретации учебного материала; если студент не владеет современными методами стилистического анализа и редактирования медиатекста; не способен эффективно использовать языковые и стилистические нормы современного русского языка в профессиональной деятельности; не готов применять знание особенностей массовой информации, содержательной и структурно-композиционной специфики журналистских публикаций, технологии при создании медиатекстов.