МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стилистика и литературное редактирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-3-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 19 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 16 16 34 34
Практические 18 18 20 20 38 38
Сам. работа 36 36 9 9 45 45
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Лукашевич Е.В.;к.ф.н., доцент, Деминова М.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Стилистика и литературное редактирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Елена Васильевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Елена Васильевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов целостного системного представления о функционировании языка в его стилевых разновидностях, о стилистических ресурсах языка, разнообразие которых способно удовлетворить коммуникативные потребности журналиста;
формирование у студента-журналиста целостного и системного представления о закономерностях создания и обработки журналистского текста; овладение методикой анализа и редактирования журналистского произведения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-16 быть способным использовать современные методы редакторской работы
ОПК-17 способность эффективно использовать лексические, грамматические, семантические, стилистические нормы современного русского языка в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о функционально-стилистической разнородности и выраженной социальной ориентированности текстов, распространяемых по каналам массовой коммуникации; об общей картине социальной и стилистической дифференциации национального языка в ее современном состоянии в том виде, как она предстает в mass-media;
понимать свою роль в издательском процессе и процессе работы с автором.
знать различные виды текста и особенности работы c ними.
3.2.Уметь:
3.2.1.правильно интерпретировать стилистическую информацию, которую несут единицы разных уровней языка (лексические, грамматические);
находить иностилевые элементы в медиатекстах публицистического стиля и определять уместность их использования в данном медиатексте;
Осознавать ориентироваться на психологические особенности профессионального редакторского чтения текста массовой коммуникации;

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.мотивированного отбора языковых средств и их организации в медиатексте в зависимости от коммуникативного задания;
эффективного использования экспрессивных возможностей этих единиц при создании медиатекстов;
работы с логическими и композиционными основами редактирования текста;
работы с фактическим материалом в профессиональной деятельности;
стилистической правки текста при сохранении его индивидуально-авторских особенностей.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи курса стилистики. Стилеобразующие факторы
1.1. Стилистика как раздел языкознания. Основные понятия и категории стилистики. Стилистическая норма Лекции 5 2 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.2. Стилистика как раздел языкознания. Основные понятия и категории стилистики. Стилистическая норма Практические 5 2 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.3. Стилеобразующие факторы. Общая характеристика функциональных стилей Лекции 5 4 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.4. Стилеобразующие факторы. Общая характеристика функциональных стилей Практические 5 2 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.5. Общая характеристика функциональных стилей. Принципы классификации функциональных стилей. Сам. работа 5 6 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 2. Анализ текстов различных функциональных стилей
2.1. Научный стиль как функциональная разновидность русского литературного языка. Основные функции и основные стилевые черты. Языковые особенности научного стиля Лекции 5 4 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.2. Анализ текстов различных функциональных стилей. Научный стиль Практические 5 4 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.3. Официально-деловой стиль. Основные функции и основные стилевые черты. Языковые особенности официально-делового стиля Лекции 5 2 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.4. Анализ текстов различных функциональных стилей. Официально-деловой стиль Практические 5 2 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.5. Публицистический стиль. Понятие о языке СМИ. Основные функции и основные стилевые черты. Языковые особенности современной публицистики. Лекции 5 4 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.6. Анализ текстов различных функциональных стилей. Публицистический стиль Практические 5 2 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.7. Коллоквиум «Современные медиакоммуникации. Медиастилистика» Практические 5 4 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.8. Творческая работа: создание публицистического текста по заданным параметрам Сам. работа 5 6 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.9. Подготовка к терминологическому диктанту Сам. работа 5 6 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.10. Разговорный стиль. Основные функции и основные стилевые черты. Языковые особенности разговорного стиля Лекции 5 2 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.11. Анализ текстов различных функциональных стилей. Разговорный стиль Практические 5 2 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.12. Индивидуальные домашние задания Сам. работа 5 10 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.13. Домашняя контрольная работа «Анализ коммуникативно-стилистических особенностей различных типов СМИ» Сам. работа 5 8 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.14. Зачет 5 0 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 3. Литературное редактирование
3.1. Текст как объект литературного редактирования Лекции 6 4 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.2. Психологические предпосылки редактирования Практические 6 2 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.3. Методика редактирования авторского материала Лекции 6 4 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.4. Этапы постижения смысла текста Практические 6 2 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.5. Индивидуальное задание: смысловой и логический анализ опубликованного текста Сам. работа 6 2 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.6. Логические основы редактирования Лекции 6 4 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.7. Редакторский анализ фактической основы текста Практические 6 2 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.8. Работа над композицией авторского материала Практические 6 2 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.9. Индивидуальное задание: композиционный анализ опубликованного текста и анализ опубликованного текста определенного способа изложения Сам. работа 6 2 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.10. Работа редактора над текстами, различными по способу изложения Лекции 6 2 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.11. Работа над фактическим материалом Лекции 6 2 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.12. Индивидуальное задание: анализ фактической основы опубликованного текста Сам. работа 6 1 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.13. Работа над языком и стилем публикаций Практические 6 4 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.14. Редакторский анализ языка и стиля Практические 6 4 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.15. Индивидуальное задание: анализ языковых и стилистических ошибок в опубликованных матреиалах Сам. работа 6 2 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.16. Техника редакторской правки. Виды редакторской правки Практические 6 2 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.17. Комплексный анализ текста Практические 6 2 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.18. Реферат Сам. работа 6 2 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.19. Экзамен 6 27 ОПК-16, ОПК-17 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Н. В. Малычевой Стилистика и литературное редактирование: учеб. пособие М.: Дашков и К°, 2012
Л1.2 Котюрова М.П., Баженова Е.А. Культура научной речи: текст и его редактирование: учебное пособие М. : Флинта : Наука // ЭБС «Лань», 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сбитнева, А.А. Основы литературного редактирования: история, теория, практика: учебное пособие Директ-Медиа, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435097
Л2.2 авт.-сост. Е. В. Лукашевич, М. А. Деминова ; под ред. Е. В. Лукашевич Стилистика и литературное редактирование : учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.3 Былинский, К.И. Литературное редактирование : учебное пособие Флинта, 2017 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103355
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Академик.ру: словари и эндиклопедии на Академике dic.academic.ru
Э2 Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех gramota.ru
Э3 Электронная библиотека публикаций СМИ www.public.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Offic
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Стилистика и литературное редактирование» используются следующие формы работы:
1. Лекции.
В ходе лекционных занятий студентам рекомендуется вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный и отрицательный опыт интерпретации материалов СМИ. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой.

2. Практические занятия.
На практических занятиях обучающиеся овладевают профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе учебной и научно-исследовательской работы, формируют комплекс умений и навыков в области функционирования современного русского языка.
В процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения. Содержанием практических занятий является выполнение учебных заданий, обсуждение дискуссионных вопросов. Студенты в процессе практических занятий развивают не только практические навыки и умения, но и научность и критичность мышления, способность самостоятельно реагировать и решать задания проблемного, творческого характера.
Подготовка к практическому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный; 2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного.
Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим студентом. В заключение преподаватель, как руководитель занятия, подводит итоги. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Изучение студентами фактического материала по теме практического занятия должно осуществляться заблаговременно. Под фактическим материалом следует понимать специальную литературу по теме занятия, систему нормативных правовых актов, а также судебную практику по рассматриваемым проблемам.

3. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа предполагает изучение основной, а также дополнительной рекомендованной литературы по дисциплине "Стилистика и литературное редактирование", ознакомление с научными публикациями, работу с Интернет-ресурсами; подготовку к практическим занятиям, контрольной работе, зачету в первом семестре и экзамену во втором.
Виды самостоятельной работы:

а) выполнение тестовых заданий (5,6 семестры)
Тестовая система предусматривает вопросы / задания, на которые студент должен дать один или несколько вариантов правильного ответа из предложенного списка ответов. При поиске ответа необходимо проявлять внимательность. Прежде всего, следует иметь в виду, что в предлагаемом задании всегда будет один правильный и один неправильный ответ. Всех правильных или всех неправильных ответов (если это специально не оговорено в формулировке вопроса) быть не может. Нередко в вопросе уже содержится смысловая подсказка, что правильным является только один ответ, поэтому при его нахождении продолжать дальнейшие поиски уже не требуется.
На отдельные тестовые задания не существует однозначных ответов, поскольку хорошее знание и понимание содержащегося в них материала позволяет найти такие ответы самостоятельно. Именно на это слушателям и следует ориентироваться, поскольку полностью запомнить всю получаемую информацию и в точности ее воспроизвести при ответе невозможно. Кроме того, вопросы в тестах могут быть обобщенными, не затрагивать каких-то деталей.
Количество тестовых вопросов/заданий по каждой теме дисциплины определено так, чтобы быть достаточным для оценки знаний обучающегося по всему пройденному материалу.
б) проведение коллоквиума (5 семестр)
Практические занятия могут проводиться в форме беседы со всеми студентами группы или с отдельными студентами. Коллоквиумы проводятся по конкретным вопросам дисциплины. От семинара коллоквиум отличается, в первую очередь тем, что во время этого занятия могут быть опрошены все студенты или значительная часть студентов группы.
Цель коллоквиума – обсуждение проблем современной медиастилистики на основе анализа самостоятельно подобранных научных источников, в которых исследуются понятия «медиастилистика», «стиль СМИ», «публицистический стиль», «смешение стилей», «разностильность» и т.п., написание реферата, в котором анализируются отдельные аспекты исследования обозначенных выше понятий.
Задачи коллоквиума:
– углубление и расширение знаний студентов по самостоятельно изученным проблемам стилистических особенностей медиатекста;
– развитие способности эффективно использовать языковые и стилистические нормы современного русского языка в профессиональной деятельности;
– расширение знаний студента об особенностях массовой коммуникации, о содержательной и структурно-композиционной специфике журналистских публикаций, технологии их создания;
– развитие навыков реферирования, научно-практического исследования, самостоятельной подготовки и выступления с сообщением;
– совершенствование опыта работы с источниками информации, оформление рефератов, сообщений.
Функции коллоквиума:
– мотивационно-организующая – инициирует самостоятельную работу студентов, предполагает их активное участие в освоении учебного курса и первоисточников;
– контрольно-обучающая – создаёт условия для диагностики владения определенным теоретическим и практическим материалом (поиск научных источников, научная дискуссия, подготовка реферата, сообщения и т.д.).
В ходе коллоквиума выясняется степень усвоения студентами понятий и терминов по важнейшим темам, умение студентов применять полученные знания для решения конкретных практических задач. Как правило, коллоквиумы проводятся по темам, по которым не запланированы практические занятия.
Для подготовки к коллоквиуму студенты заранее получают у преподавателя задание. В процессе подготовки изучают рекомендованные преподавателем источники литературы, а также самостоятельно осуществляют поиск релевантной информации, а также могут собрать практический материал. Коллоквиум может проходить также в форме ответов студентов на вопросы билета, обсуждения сообщений студентов, форму выбирает преподаватель.
в) подготовка реферата (5,6 семестр)
Реферат – письменная работа по определенной научной проблеме, краткое изложение содержания научного труда или научной проблемы. Он является действенной формой самостоятельного исследования научных проблем на основе изучения текстов, специальной литературы, а также на основе личных наблюдений, исследований и практического опыта. Реферат помогает выработать навыки и приемы самостоятельного научного поиска, грамотного и логического изложения избранной проблемы и способствует приобщению студентов к научной деятельности.
Последовательность работы:
1) Выбор темы исследования. Тема реферата выбирается студентом по коду зачетной книжки и (или) на основе его научного интереса. Также помощь в выборе темы может оказать преподаватель.
2) Планирование исследования. Включает составление календарного плана научного исследования и плана предполагаемого реферата. Календарный план исследования включает следующие элементы:
 выбор и формулирование проблемы, разработка плана исследования и предварительного плана реферата;
 сбор и изучение исходного материала, поиск литературы;
 анализ собранного материала, теоретическая разработка проблемы;
 сообщение о предварительных результатах исследования;
 литературное оформление исследовательской проблемы;
 обсуждение работы (на семинаре, в студенческом научном обществе, на конференции и т.п.).
Каждый элемент датируется временем начала и временем завершения.
План реферата характеризует его содержание и структуру. Он должен включать в себя: введение, где обосновывается актуальность проблемы, ставятся цель и задачи исследования; основная часть, в которой раскрывается содержание проблемы; заключение, где обобщаются выводы по теме и даются практические рекомендации.
3) Поиск и изучение литературы.
Для выявления необходимой литературы следует обратиться в библиотеку или к преподавателю. Подобранную литературу следует зафиксировать согласно ГОСТ по библиографическому описанию произведений печати. Подобранная литература изучается в следующем порядке: знакомство с литературой, просмотр ее и выборочное чтение с целью общего представления проблемы и структуры будущей научной работы; исследование необходимых источников, сплошное чтение отдельных работ, их изучение, конспектирование необходимого материала (при конспектировании необходимо указывать автора, название работы, место издания, издательство, год издания, страницу); обращение к литературе для дополнений и уточнений на этапе написания реферата. Для разработки реферата достаточно изучение 4-5 важнейших статей по избранной проблеме. При изучении литературы необходимо выбирать материал, не только подтверждающий позицию автора реферата, но и материал для полемики.
4) Обработка материала.
При обработке полученного материала автор должен: систематизировать его по разделам; выдвинуть и обосновать свои гипотезы; определить свою позицию, точку зрения по рассматриваемой проблеме; уточнить объем и содержание понятий, которыми приходится оперировать при разработке темы; сформулировать определения и основные выводы, характеризующие результаты исследования; окончательно уточнить структуру реферата.
5) Оформление реферата.
При оформлении реферата рекомендуется придерживаться следующих правил:
следует писать лишь то, чем автор хочет выразить сущность проблемы, ее логику; писать последовательно, логично, доказательно (по схеме: тезис – обоснование – вывод); соблюдать правила грамматики, писать осмысленно, не злоупотребляя наукообразными выражениями.
Требования к оформлению: наличие титула, 5 страниц текста (компьютерный набор, интервал одинарный, кегль 12). Список использованной литературы, оформленный в соответствии с требованиями ГОСТа, дать в конце реферата, ссылки в тексте на источник оформлять по типу [Сметанина 2002, с. 104]; [Сметанина 2002, www].
г) Эссе (продуцирование публицистического текста) (5,6 семестр)
Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.
Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
Требования к оформлению текста:
- объем – 3 страницы компьютерного текста без титульного листа (кегль 12 через 1,5 интервала);
- на титуле указать Ф.И.О., номер группы, конкретизированную тему, жанр;
- на титуле в виде примечания 7 – 10 строк (10 кеглем с одинарным интервалом) дать характеристику выбранного жанра со ссылкой на использованный источник.
д) выполнение контрольной работы
5 семестр: «Анализ коммуникативно-стилистических особенностей разных типов СМИ» по следующей схеме:
1) Студенты самостоятельно подбирают СМИ (печатное, ТВ, радио, интернет-СМИ), дают его общую типологическую характеристику с учетом целевой аудитории (см., например: http://www.media-atlas.ru/).
2) В практической части: подбирают не менее 10 медиапродуктов выбранного СМИ, относящихся к его базовому контенту (публикации, телесюжеты, радиосюжеты и др.). Проводят анализ коммуникативно-стилистических особенностей, которые используют журналисты, выявляют типичные для данного СМИ особенности, подтверждают примерами из медиатекстов, обозначая их функции.
3) Готовят письменное резюме, в котором на основании обобщения выявленных особенностей характеризуют специфику стиля и медиакоммуникации выбранного СМИ, формулируя рекомендации журналистам (не менее 2 страниц текста 12 кегль одинарный интервал).
4) Обязательна мультимедийная презентация (не более 10 слайдов).
6 семестр: «Редакторский анализ текста»:
1) Студенты самостоятельно подбирают медиатекст из материалов районных СМИ (http://www.altairegion22.ru/info/mass-media/line02/regions_paper/).
2) Последовательно выполняют все виды редакторского анализа по методикам, освоенным в ходе практических занятий.
1. Постижение смысла текста.
2. Исследование логических качеств текста.
3. Редакторское исследование композиции текста.
4. Редактирование способов изложения.
5. Стилистическая правка текста.
6. Оценка фактического материала.
3) Формулируют письменное заключение, в котором характеризуют замечания по редакторскому анализу и дают рекомендации по устранению замечаний.
4) Обязательна мультимедийная презентация редакторского анализа.

4. При реализации учебной дисциплины «Стилистика и литературное редактирование» используются активные и интерактивные формы проведения занятий. При проведении практических занятий используется мультимедийное оборудование.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении творческих заданий.

5. Зачет (5 семестр).
Подготовка студентов к сдаче зачета включает в себя:
- просмотр программы учебного курса;
- определение необходимых для подготовки источников и их изучение;
- использование методических пособий;
- консультирование у преподавателя.
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям. При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
Зачет производится «автоматически», если студент выполнил необходимые задания в течение семестра и набрал минимальное количество баллов по дисциплине. В ситуации, когда студент не набрал минимального количества баллов, он отвечает устно на вопросы, включенные в билет. В билет включен один теоретический вопрос и дан медиатекст для стилистического анализа. За ответ на вопросы студент может получить максимально 20 баллов. Эти баллы суммируются с набранными за семестр, после чего студент аттестуется: при наборе не менее 50 баллов – «зачтено», менее 50 баллов – «не зачтено».

6. Экзамен (6 семестр).
Требования к организации подготовки к экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. При подготовке к экзамену у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра.
Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом опорные конспекты лекций.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.
Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.
Экзамен производится «автоматически», если студент выполнил необходимые задания в течение семестра и набрал минимальное количество баллов по дисциплине. В ситуации, когда студент не набрал минимального количества баллов, он отвечает устно на вопросы, включенные в экзаменационный билет. В билет включен один теоретический вопрос и дан медиатекст для редакторского анализа.