МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Нечеткая логика и ее приложения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра алгебры и математической логики
Направление подготовки02.03.02. Фундаментальная информатика и информационные технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план02_03_02_ФИиИТ-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Шахова С.А.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Варакскин С.В.

Рабочая программа дисциплины
Нечеткая логика и ее приложения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии : Программирование и информационные технологии(уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №224)

составлена на основании учебного плана:
02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 30.08.2019 г. № 15
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.ф.-м.н., Будкин А.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 30.08.2019 г. № 15
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.-м.н., Будкин А.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Знакомство с аппаратом неклассических логик и его применение к построению моделей принятия решений.Развить способность использовать современные инструментальные и вычислительные средства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью использовать современные инструментальные и вычислительные средства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает: основные понятия, утверждения теории нечеткой логики, позволяющие решать простейшие задачи, возникающие при дальнейшем обучении и связанные с профессиональной подготовкой студентов;
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет: пользоваться простейшими методами теории нечеткой логики в профессиональной деятельности;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет: основными алгоритмами решения задач теории нечеткой логики, предусмотренных программой.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Интуиционистские, многозначные, нечёткие, модальные логики. Алгоритмы нечёткой логики. Пакет Fuzzy Logic Toolbox
1.1. Интуиционистские, многозначные, нечёткие, модальные логики Лекции 7 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Интуиционистские, многозначные, нечёткие, модальные логики Лабораторные 7 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Интуиционистские, многозначные, нечёткие, модальные логики Сам. работа 7 8 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Нечёткая информация и выводы. Нечёткие множества. Основные характеристики нечётких множеств. Лекции 7 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Нечёткая информация и выводы. Нечёткие множества. Основные характеристики нечётких множеств. Лабораторные 7 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Нечёткая информация и выводы. Нечёткие множества. Основные характеристики нечётких множеств. Сам. работа 7 8 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Функции принадлежности нечётких множеств и методы их построения. Лекции 7 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Функции принадлежности нечётких множеств и методы их построения. Лабораторные 7 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Функции принадлежности нечётких множеств и методы их построения. Сам. работа 7 8 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Операции над нечёткими множествами. Логические, алгебраические операции. Лекции 7 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Операции над нечёткими множествами. Логические, алгебраические операции. Лабораторные 7 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Операции над нечёткими множествами. Логические, алгебраические операции. Сам. работа 7 8 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.13. Нечёткая и лингвистическая переменные. Нечёткие числа. Лекции 7 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Нечёткая и лингвистическая переменные. Нечёткие числа. Лабораторные 7 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.15. Нечёткая и лингвистическая переменные. Нечёткие числа. Сам. работа 7 8 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.16. Нечёткие выводы. Алгоритмы Mamdani, Tsukamoto, Sugeno, Larsen. Лекции 7 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.17. Нечёткие выводы. Алгоритмы Mamdani, Tsukamoto, Sugeno, Larsen. Сам. работа 7 8 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.18. Нечёткие выводы. Алгоритмы Mamdani, Tsukamoto, Sugeno, Larsen. Лабораторные 7 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.19. Упрощённый алгоритм нечёткого вывода. Методы приведения к чёткости. Лекции 7 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.20. Упрощённый алгоритм нечёткого вывода. Методы приведения к чёткости. Лабораторные 7 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.21. Упрощённый алгоритм нечёткого вывода. Методы приведения к чёткости. Сам. работа 7 6 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.22. Эффективность систем принятия решений, использующих методы нечёткой логики. Лекции 7 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.23. Эффективность систем принятия решений, использующих методы нечёткой логики. Лабораторные 7 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.24. Эффективность систем принятия решений, использующих методы нечёткой логики. Сам. работа 7 6 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.25. Пакет Fuzzy Logic Toolbox. Лекции 7 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.26. Пакет Fuzzy Logic Toolbox. Лабораторные 7 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.27. Пакет Fuzzy Logic Toolbox. Сам. работа 7 6 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горбаченко В. И., Ахметов Б. С., Кузнецова О. Ю. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ: НЕЧЕТКИЕ СИСТЕМЫ И СЕТИ: Учебное пособие для вузов М.:Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
Л1.2 Назаров Д.М., Конышева Л.К. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ: ОСНОВЫ ТЕОРИИ НЕЧЕТКИХ МНОЖЕСТВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т.Е. Бояринцева, Н.В. Золотова, Р.С. Исмагилов. Математическаялогика и теория алгоритмов: метод. указания к выполнению типового расчета: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека: www.lib.asu.ru
Э2 Образовательный математический сайт www.exponenta.ru
Э3 Единый образовательный портал АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Scilab свободный
6.4. Перечень информационных справочных систем

1. http://www.lib.asu.ru - Научная библиотека Алтайского государственного университета;
2. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система издательства «Лань»;
3. http://exponenta.ru - Образовательный математический сайт
4. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online";
5. База данных литературы информационно-методического кабинета факультета социологии АлтГУ "ФОЛИАНТ"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом.
- Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.