МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Универсальная алгебра

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра алгебры и математической логики
Направление подготовки02.03.01. Математика и компьютерные науки
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план02_03_01_МиКН-3-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 72 72 72 72
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.ф-м.н, профессор , Будкин А.И.

Рецензент(ы):
к.ф.м.н., доцент, Вараксин С.В.

Рабочая программа дисциплины
Универсальная алгебра

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 02.03.01 МАТЕМАТИКА И КОМПЬЮТЕРНЫЕ НАУКИ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №949)

составлена на основании учебного плана:
02.03.01 Математика и компьютерные науки
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 30.08.2019 г. № 15
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.ф.-м.н. Будкин А.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 30.08.2019 г. № 15
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.-м.н. Будкин А.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является подготовка бакалавров обладающих высокой алгебраической культурой, способных применять универсальную алгебру в преподавательской, научно-исследовательской деятельности, при решении прикладных задач, активно участвующих в процессах образования и науки.
Для достижения цели ставятся задачи:
овладеть понятийным аппаратом универсальной алгебры;
освоить методы доказательства теорем и способы решения задач универсальной алгебры; увидеть следствия полученного результата.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью строго доказывать утверждение, сформулировать результат, увидеть следствия полученного результата
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает: основные понятия универсальной алгебры
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет: использовать основные понятия теории универсальной в научных исследованиях.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет: методами универсальной алгебры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие понятия
1.1. Тип сигнатура, системы термов. Изоморфизм, подсистема, порождающее множество. Конгруэнции и фактор-системы, теоремы о гомоморфизмах. Декартовы произведения, аппроксимируемость. Практические 8 4 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Тип сигнатура, системы термов. Изоморфизм, подсистема, порождающее множество. Сам. работа 8 12 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Конгруэнции и фактор-системы, теоремы о гомоморфизмах. Декартовы произведения, аппроксимируемость. Практические 8 4 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Конгруэнции и фактор-системы, теоремы о гомоморфизмах. Декартовы произведения, аппроксимируемость. Сам. работа 8 12 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Элементы теории множеств. Группоиды и полугруппы, квазигруппы и лупы, группы и кольца. Решетки. Модулярные и дистрибутивные решетки, булевы алгебры. Практические 8 4 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Элементы теории множеств. Группоиды и полугруппы, квазигруппы и лупы, группы и кольца. Сам. работа 8 12 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Решетки. Модулярные и дистрибутивные решетки, булевы алгебры. Практические 8 4 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Решетки. Модулярные и дистрибутивные решетки, булевы алгебры. Сам. работа 8 12 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Формулы. Элементарные теории и аксиоматизируемые классы. Универсальные и экзистенциальные формулы. Практические 8 4 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Формулы. Элементарные теории и аксиоматизируемые классы. Универсальные и экзистенциальные формулы. Сам. работа 8 12 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Универсально аксиоматизируемые подклассы. Универсальные и экзистенциальные формулы. Позитивные формулы. Мультипликативно устойчивые формулы. Практические 8 4 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.12. Универсально аксиоматизируемые подклассы. Универсальные и экзистенциальные формулы. Позитивные формулы. Мультипликативно устойчивые формулы. Сам. работа 8 12 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Фильтрованные произведения и полные классы
2.1. Фильтры и ультрафильтры. Фильтрованные произведения. Ультрапроизведения. Некоторые применения ультрапроизведений. Практические 8 4 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Теорема компактности. Условно фильтрующие формулы.Элементарные вложения, элементарные подсистемы. Полнота и модельная полнота. Практические 8 4 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Многообразия и квазимногообразия
3.1. Существование свободных систем в невырожденном многообразии. Минимальые системы порождающих в свободных системах. Практические 8 4 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Реплично полные классы. Существование свободных систем в невырожденном реплично полном классе. Теорема Биркгофа. Решетка многообразий. Практические 8 4 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Определяющие соотношения в квазимногообразиях. Алгебраическая характеристика квазимногообразий. Практические 8 4 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Фильтрованные произведения и полные классы
4.1. Фильтры и ультрафильтры. Фильтрованные произведения. Ультрапроизведения. Некоторые применения ультрапроизведений. Практические 8 4 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Фильтры и ультрафильтры. Фильтрованные произведения. Ультрапроизведения. Некоторые применения ультрапроизведений. Сам. работа 8 8 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Теорема компактности. Условно фильтрующие формулы.Элементарные вложения, элементарные подсистемы. Полнота и модельная полнота. Практические 8 6 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.4. Теорема компактности. Условно фильтрующие формулы.Элементарные вложения, элементарные подсистемы. Полнота и модельная полнота. Сам. работа 8 8 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Многообразия и квазимногообразия
5.1. Существование свободных систем в невырожденном многообразии. Минимальые системы порождающих в свободных системах. Практические 8 6 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Существование свободных систем в невырожденном многообразии. Минимальые системы порождающих в свободных системах. Сам. работа 8 9 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Реплично полные классы. Существование свободных систем в невырожденном реплично полном классе. Теорема Биркгофа. Решетка многообразий. Практические 8 6 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.4. Реплично полные классы. Существование свободных систем в невырожденном реплично полном классе. Теорема Биркгофа. Решетка многообразий. Сам. работа 8 10 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.5. Определяющие соотношения в квазимногообразиях. Алгебраическая характеристика квазимногообразий. Практические 8 6 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.6. Определяющие соотношения в квазимногообразиях. Алгебраическая характеристика квазимногообразий. Сам. работа 8 10 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.7. промежуточная аттестация Экзамен 8 27 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.А. Фаддеев Лекции по алгебре: учеб. пособие для вузов СПб. : Лань, 2007 // ЭБС «Лань», 2007 https://e.lanbook.com/book/397
Л1.2 Курош А.Г. Курс высшей алгебры: Учебник СПб.: Лань, 2013 // ЭБС «Лань» e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М.И. Каргаполов, Мерзляков Ю.И. Основы теории групп: учеб. пособие СПб.: Лань, // ЭБС «Лань», 2009 http://e.lanbook.com/book/177
Л2.2 А.И. Кострикин Сборник задач по алгебре. В 2 т. Т.2.Ч.3. Основные алгебраические структуры: учеб. пособие М.:Физматлит , 2007 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com;
Э3 электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

1. http://www.lib.asu.ru - Научная библиотека Алтайского государственного университета;
2. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система издательства «Лань»;
3. http://exponenta.ru - Образовательный математический сайт
4. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online";
5. База данных литературы информационно-методического кабинета факультета социологии АлтГУ "ФОЛИАНТ"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.