Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.01. Филология |
Профиль | Отечественная филология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_01_ОФ-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 34 | 34 | 34 | 34 |
Сам. работа | 69 | 69 | 69 | 69 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф. Чернышова Т.В.
1.1. | формирование представления об истоках славянской книжной культуры в связи с историей старославянского языка и о методах сравнительно-исторического исследования, формирование объяснительного ресурса для явлений современного русского языка. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | способность демонстрировать представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной (профильной) области |
ОПК-2 | способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Место и роль старославянского языка в формировании русского национального языка; функционирование старославянского языка; особенности устройства фонетико-фонологической и грамматической подсистем старославянского языка в сопоставлении с системой современного русского языка; источники изучения старославянского языка; письменные памятники на старославянском яз |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | читать и переводить со словарём тексты на старославянском языке; использовать знания старославянского языка при изучении русского языка и русской литературы |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками чтения на старославянском языке; навыками исторического комментария древних славянских текстов и использует эти навыки в своей исследовательской деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | История старославянского языка. Старославянский язык и церковнославянский язык: сопоставление понятий. Памятники старославянского языка. Старославянизмы в истории современного русского языка. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.5 |
1.2. | История старославянского языка. Старославянский язык и церковнославянский язык: сопоставление понятий. Памятники старославянского языка. Старославянизмы в истории современного русского языка. | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1, ОПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.5 |
Раздел 2. Графика | ||||||
2.1. | Графические системы старославянского языка. | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.4 |
Раздел 3. Фонетика | ||||||
3.1. | История становления старославянской структуры слога. Основные фонетические законы.Система и происхождение гласных фонем старославянского языка.Система согласных. Происхождение твердых и мягких согласных.Фонетические изменения, вызванные законом открытого слога. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
3.2. | История становления старославянской структуры слога. Основные фонетические законы. | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1, ОПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
3.3. | Система и происхождение гласных фонем старославянского языка | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.4 |
3.4. | Контрольная работа № 1 | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.4 |
3.5. | Система согласных. Происхождение твердых и мягких согласных | Практические | 3 | 4 | ОПК-1, ОПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
3.6. | Фонетические изменения, вызванные законом открытого слога. | Практические | 3 | 4 | ОПК-1, ОПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.4 |
3.7. | Фонетические изменения, вызванные законом открытого слога. | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1, ОПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.4 |
3.8. | Контрольная работа № 2 | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.4 |
Раздел 4. Лексикология, фразеология, словообразование. | ||||||
4.1. | Библия - источник старославянской фразеологии. История создания, основные переводы Библии. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2 | Л2.3, Л2.5 |
Раздел 5. Морфология | ||||||
5.1. | Имя существительное.Местоимение | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
5.2. | Имя существительное | Практические | 3 | 4 | ОПК-1, ОПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.1 |
5.3. | Местоимение | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.1 |
5.4. | Имя прилагательное | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
5.5. | Имя прилагательное | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.1 |
5.6. | Глагол | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.1 |
5.7. | Глагол | Практические | 3 | 6 | ОПК-1, ОПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.1 |
5.8. | Глагол | Сам. работа | 3 | 19 | ОПК-1, ОПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.1 |
5.9. | Контрольная работа № 3 | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4 |
5.10. | Синтаксис.Графика, орфография и грамматика церковнославянского языка в сопоставительном аспекте | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
5.11. | Синтаксис.Графика, орфография и грамматика церковнославянского языка в сопоставительном аспекте | Сам. работа | 3 | 20 | ОПК-1, ОПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
5.12. | Графика, орфография и грамматика церковнославянского языка в сопоставительном аспекте | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2 | Л3.1, Л2.3, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Иваницкая Е.Н. | Старославянский язык: учебник | М.: Академия, 2011 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ремнева М.Л. | Старославянский язык : учебник | М: Изд-во МГУ, 2004 | |
Л2.2 | Плетнева А.А., Кравецкий А.Г. | Церковно-славянский язык: учебное пособие | М.: Просвещение, 1996 | |
Л2.3 | Камчатнов А.М. | Старославянский язык: учебное пособие | М.: Флинта , 2006 | |
Л2.4 | Турбин Г.А., Шулежкова С.Г. | Старославянский язык : учебное пособие | М. : ФЛИНТА : Наука, 2017 | e.lanbook.com |
Л2.5 | Шулежкова С.Г. | Фразеологический словарь старославянского языка: словарь | М. : Флинта : Наука // ЭБС "Лань", 2016 | e.lanbook.com |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Гамаюнова Ю.И. | Старославянский язык: [метод. пособие] | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2006 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ:www.gramota.ru, | lib.ru | ||
Э2 | Балканская Русистика: | www.russian.slavica.org; | ||
Э3 | Библиотека Фронтистеса | http://ksana-k.narod.ru/; http://lib.ru/HRISTIAN/BIBLIYA/ | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Изучение курса предусматривает посещение лекционных, практических занятий, выполнение нескольких самостоятельных и одной контрольной работы. Обязательным является заучивание древней кириллической азбуки и правил чтения на старославянском языке. Курс предполагает знание основ латинского языка и индоевропейского периода развития языка. Курс является основой формирования знаний по истории русского языка и современного состояния русского языка. Курс демонстрирует теснейшую связь теоретических научных положений и языковой действительности в ее диахроническом измерении. Лекционный курс непосредственно связан с разработанной системой практических занятий и заданий для самостоятельной работы. От студентов требуется выполнение следующих этапов учебной работы: а) изучение лекции по текущей теме курса; б) изучение глоссария по текущей теме курса; в) ознакомление с научной и научно-учебной литературой, список которой сопровождает каждую тему курса; г) ознакомление с методическими рекомендациями по текущей теме курса; д) подготовка ответов на вопросы, приводящиеся в каждой теме курса, в виде файлов; е) выполнение заданий для самостоятельной работы и оформление их в виде файлов. |