МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Старославянский язык

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильОтечественная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ОФ-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 69
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 69 69 69 69
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.филол.н., зав.каф., Чернышова Т.В.;к.филол.н., доц., Горелова А.В.

Рецензент(ы):
д.филол.н., проф., Трубникова Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Старославянский язык

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 947 от «7» августа 2014 г.

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2017-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., проф. Чернышова Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф. Чернышова Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представления об истоках славянской книжной культуры в связи с историей старославянского языка и о методах сравнительно-исторического исследования, формирование объяснительного ресурса для явлений современного русского языка.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способность демонстрировать представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной (профильной) области
ОПК-2 способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Место и роль старославянского языка в формировании русского национального языка; функционирование старославянского языка; особенности устройства фонетико-фонологической и грамматической подсистем старославянского языка в сопоставлении с системой современного русского языка; источники изучения старославянского языка; письменные памятники на старославянском яз
3.2.Уметь:
3.2.1.читать и переводить со словарём тексты на старославянском языке; использовать знания старославянского языка при изучении русского языка и русской литературы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. навыками чтения на старославянском языке; навыками исторического комментария древних славянских текстов и использует эти навыки в своей исследовательской деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. История старославянского языка. Старославянский язык и церковнославянский язык: сопоставление понятий. Памятники старославянского языка. Старославянизмы в истории современного русского языка. Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.5
1.2. История старославянского языка. Старославянский язык и церковнославянский язык: сопоставление понятий. Памятники старославянского языка. Старославянизмы в истории современного русского языка. Сам. работа 3 10 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.5
Раздел 2. Графика
2.1. Графические системы старославянского языка. Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.4
Раздел 3. Фонетика
3.1. История становления старославянской структуры слога. Основные фонетические законы.Система и происхождение гласных фонем старославянского языка.Система согласных. Происхождение твердых и мягких согласных.Фонетические изменения, вызванные законом открытого слога. Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4
3.2. История становления старославянской структуры слога. Основные фонетические законы. Сам. работа 3 10 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4
3.3. Система и происхождение гласных фонем старославянского языка Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.4
3.4. Контрольная работа № 1 Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.4
3.5. Система согласных. Происхождение твердых и мягких согласных Практические 3 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4
3.6. Фонетические изменения, вызванные законом открытого слога. Практические 3 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.4
3.7. Фонетические изменения, вызванные законом открытого слога. Сам. работа 3 10 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.4
3.8. Контрольная работа № 2 Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.4
Раздел 4. Лексикология, фразеология, словообразование.
4.1. Библия - источник старославянской фразеологии. История создания, основные переводы Библии. Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-2 Л2.3, Л2.5
Раздел 5. Морфология
5.1. Имя существительное.Местоимение Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.2. Имя существительное Практические 3 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.1
5.3. Местоимение Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.1
5.4. Имя прилагательное Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.5. Имя прилагательное Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.1
5.6. Глагол Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.1
5.7. Глагол Практические 3 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.1
5.8. Глагол Сам. работа 3 19 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.1
5.9. Контрольная работа № 3 Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4
5.10. Синтаксис.Графика, орфография и грамматика церковнославянского языка в сопоставительном аспекте Лекции 3 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.11. Синтаксис.Графика, орфография и грамматика церковнославянского языка в сопоставительном аспекте Сам. работа 3 20 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.12. Графика, орфография и грамматика церковнославянского языка в сопоставительном аспекте Практические 3 2 ОПК-1, ОПК-2 Л3.1, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Иваницкая Е.Н. Старославянский язык: учебник М.: Академия, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ремнева М.Л. Старославянский язык : учебник М: Изд-во МГУ, 2004
Л2.2 Плетнева А.А., Кравецкий А.Г. Церковно-славянский язык: учебное пособие М.: Просвещение, 1996
Л2.3 Камчатнов А.М. Старославянский язык: учебное пособие М.: Флинта , 2006
Л2.4 Турбин Г.А., Шулежкова С.Г. Старославянский язык : учебное пособие М. : ФЛИНТА : Наука, 2017 e.lanbook.com
Л2.5 Шулежкова С.Г. Фразеологический словарь старославянского языка: словарь М. : Флинта : Наука // ЭБС "Лань", 2016 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Гамаюнова Ю.И. Старославянский язык: [метод. пособие] Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ:www.gramota.ru, lib.ru
Э2 Балканская Русистика: www.russian.slavica.org;
Э3 Библиотека Фронтистеса http://ksana-k.narod.ru/; http://lib.ru/HRISTIAN/BIBLIYA/
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса предусматривает посещение лекционных, практических занятий, выполнение нескольких самостоятельных и одной контрольной работы. Обязательным является заучивание древней кириллической азбуки и правил чтения на старославянском языке.
Курс предполагает знание основ латинского языка и индоевропейского периода развития языка.
Курс является основой формирования знаний по истории русского языка и современного состояния русского языка.
Курс демонстрирует теснейшую связь теоретических научных положений и языковой действительности в ее диахроническом измерении.
Лекционный курс непосредственно связан с разработанной системой практических занятий и заданий для самостоятельной работы.
От студентов требуется выполнение следующих этапов учебной работы:
а) изучение лекции по текущей теме курса;
б) изучение глоссария по текущей теме курса;
в) ознакомление с научной и научно-учебной литературой, список которой сопровождает каждую тему курса;
г) ознакомление с методическими рекомендациями по текущей теме курса;
д) подготовка ответов на вопросы, приводящиеся в каждой теме курса, в виде файлов;
е) выполнение заданий для самостоятельной работы и оформление их в виде файлов.