МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационное общество и проблемы педагогического образования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере информатики и робототехники
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_04_01_ИиР-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17,329999923706
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.пед.н., доцент, Алябышева Ю.А.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Информационное общество и проблемы педагогического образования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №126)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 22.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Жариков А.В., к.ф.-м.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 22.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой Жариков А.В., к.ф.-м.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является знакомство магистрантов с глобальными тенденциями в сфере образования, с эволюцией образовательных систем, проекцией указанных тенденций в постиндустриальное и информационное общество.

Задачи дисциплины:
- отметить роль триады «вещество-энергия-информация» в неформационном подходе к периодизации исторических событий,
- указать на значимость информационного подхода и информационных технологий в современном обществе,
- определить целевые установки дисциплин, связанных с информатикой и порождающих следующую иерархию: 1) компьютерная грамотность, 2) ИКТ и мультимедийная компетентности, 3) информационная культура.
- критически оценить перспективы развития педагогического образования, многочисленные попытки его реформирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-4 Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.как определить и найти источники научно-педагогической информации применительно к предметной области и профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать методы работы с научной информацией и приемы ее обработки для использования в научно-педагогической и профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способами осуществления интерпретации собранной и обработанной информации в соответствии с целями профессионально-педагогической деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тнформационное общество
1.1. Информационное общество Лекции 1 2 УК-4 Л1.2, Л1.1
1.2. 1. Сетевые коммуникационные сервисы. Общение, опосредованное компьютером, и его роль для решения профессиональных задач Практические 1 4 УК-4 Л1.2, Л1.1
1.3. Представления об информационном обществе, его признаки и характеристики. Работы Тоффлера, Масуды, Белла Сам. работа 1 12 УК-4 Л1.2, Л1.1
1.4. Образование в информационном обществе Лекции 1 2 УК-4 Л1.2, Л1.1
1.5. Кризис образования по Кумбсу Сам. работа 1 8 УК-4 Л1.2, Л1.1
1.6. Информационные технологии, их становление и развитие. Кривая Гартнера. Связь и отличия информационных и педагогических технологий Сам. работа 1 12 УК-4 Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Проблемы педагогического образования
2.1. Информатизация и цифровизация образования Лекции 1 2 УК-4 Л1.2, Л1.1
2.2. Проблемы информационной безопасности детей в информационном обществе Сам. работа 1 16 УК-4 Л1.2, Л1.1
2.3. Нормативные правовая база осуществления дополнительного образования школьников Лекции 1 2 УК-4 Л1.2, Л1.1
2.4. Нормативные правовая база осуществления дополнительного образования школьников (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменения и дополнениями; Концепция развития дополнительного образования, в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Минтруда России от 5 мая 2018г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Методические рекомендации по организации образовательного процесса при сетевых формах реализации образовательных программ, письмо Минобрнауки России от 28 августа 2015 г. № АК-2563/05; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242; Закон Алтайского края от 4 сентября 2013 г. № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»; Концепция развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года (утверждена распоряжением Администрации Алтайского края 22.09.2015 г. № 267-р) ) Сам. работа 1 24 УК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Информационная безопасность учащихся и способы ее реализации Лекции 1 2 УК-4 Л1.1
2.6. Перспективы педагогического образования Лекции 1 2 УК-4 Л1.1
2.7. 2. Создание педагогического бота Практические 1 4 УК-4 Л1.1
2.8. 3. Сетевые сервисы с ориентацией на осуществление проектной работы в системе дополнительного образования: Создание ментальных карт, Лент Времени, Презентаций в системе Prezi, освоение сервиса Тильда и других. Практические 1 16 УК-4 Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации: учебное пособие М.: Владос , 1994.
Л1.2 Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: [учеб. пособие] М.: Академия, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Баранова Е.В., Бочаров М.И. и др. Информационные технологии в образовании: учебник Лань , 2016 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Семинар «Что будет с педагогическим образованием». Состоялся 20 мая 2019 года www.youtube.com
Э2 Благополучие детей в цифровую эпоху [Текст] : докл. к XX Апр. междунар. науч. конф, по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9—12 апр. 2019 г. / А. А. Бочавер, С. В. Докука, М. А. Новикова и др. ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 34, [2] с. conf.hse.ru
Э3 Дополнительное образование детей за рубежом: понимание, политика, регулирование / Н. М. Жулябина; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2017. — 40 с. — 300 экз. — (Современная аналитика образования. № 9 (17)) https://ioe.hse.ru/data/2018/02/07/1162172500/%D0%A1%D0%90%D0%9E_9(17)_электронный.pdf
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Windows; MS Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания
Лабораторные работы, где студенты максимально активно участвуют в практическом приложении изучаемого материала дисциплины.
- Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения решения, поставленных задач, не просто читайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Задания практического характера: продумайте план их выполнения или решения .
- При возникновении трудностей в процессе работы взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.