МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Сбалансированная система показателей

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz38_03_02_Мен-5-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 56
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 18 6 18
Практические 6 18 6 18
Сам. работа 56 36 56 36
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 76 72 76

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Эргардт О.И.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Сбалансированная система показателей

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 16.04.2018 г. № 7
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор, Санникова Инна Николаевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 16.04.2018 г. № 7
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор, Санникова Инна Николаевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины Сбалансированная система показателей являются: формирование у студентов комплексного представления о концепции сбалансированной системы показателей как о системе позволяющей трансформировать стратегию компании в конкретные показатели будущего роста; умение встраивать новую систему в существующую для оценки прошлых периодов; овладение методами корректировки разработанной стратегии в условиях изменяющейся бизнес-среды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.14

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 умением применять основные методы финансового менеджмента для оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия инвестиционных решений, решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуры капитала, в том числе, при принятии решений, связанных с операциями на мировых рынках в условиях глобализации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Теоретические основы построения сбалансированной системы показателей (ССП)
Основы планирования и контроля деятельности предприятия с ССП.
Методы финансового менеджмента для оценки активов и управления капиталом компании
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять ССП при построении стратегии организации, планировании и контроле ее реализации.
Анализировать финансовые и экономические показатели организации, делать выводы и предложения по их улучшению.
Применять методы финансового менеджмента при оценке и формировании структуры капитала
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Способностью применять ССП при построении стратегии организации, планировании и контроле ее реализации.
Способностью анализировать финансовые и экономические показатели организации, делать выводы и предложения по их улучшению.
Методами финансового менеджмента при оценке и формировании структуры капитала, принятии управленческих решений, в условиях глобализации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Критерии оценок и управление в информационный период
1.1. Конкуренция в эпоху информации. Рыночная конкуренция и интеграция бизнес- процессов. Традиционная модель бухгалтерского учета. Экономический анализ в информационный период, возможности использования старых методов управления в новых условиях функционирования предприятий. Лекции 5 4 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Конкуренция в эпоху информации. Рыночная конкуренция и интеграция бизнес- процессов. Традиционная модель бухгалтерского учета. Экономический анализ в информационный период, возможности использования старых методов управления в новых условиях функционирования предприятий. Практические 5 4 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Конкуренция в эпоху информации. Рыночная конкуренция и интеграция бизнес- процессов. Традиционная модель бухгалтерского учета. Экономический анализ в информационный период, возможности использования старых методов управления в новых условиях функционирования предприятий. Сам. работа 5 8 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. ССП как система управления и составляющие системы
2.1. Составляющие ССП. Финансовая составляющая ССП. Постановка финансовых целей в зависимости от стадий развития бизнеса. Стратегические направления финансовой составляющей. Клиентская составляющая. Ключевые показатели клиентской составляющей. Составляющая внутренних бизнес- процессов. Стоимостная цепочка внутренних бизнес- процессов. Инновационный процесс. Компоненты инновационного процесса. Операционный процесс и возможности его минимизации. После продажное обслуживание. Составляющая обучения и развития. Ключевые показатели статуса персонала. Взаимосвязь элементов ССП Лекции 5 8 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Составляющие ССП. Финансовая составляющая ССП. Постановка финансовых целей в зависимости от стадий развития бизнеса. Стратегические направления финансовой составляющей. Клиентская составляющая. Ключевые показатели клиентской составляющей. Составляющая внутренних бизнес- процессов. Стоимостная цепочка внутренних бизнес- процессов. Инновационный процесс. Компоненты инновационного процесса. Операционный процесс и возможности его минимизации. После продажное обслуживание. Составляющая обучения и развития. Ключевые показатели статуса персонала. Взаимосвязь элементов ССП Практические 5 6 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.3. Составляющие ССП. Финансовая составляющая ССП. Постановка финансовых целей в зависимости от стадий развития бизнеса. Стратегические направления финансовой составляющей. Клиентская составляющая. Ключевые показатели клиентской составляющей. Составляющая внутренних бизнес- процессов. Стоимостная цепочка внутренних бизнес- процессов. Инновационный процесс. Компоненты инновационного процесса. Операционный процесс и возможности его минимизации. После продажное обслуживание. Составляющая обучения и развития. Ключевые показатели статуса персонала. Взаимосвязь элементов ССП Сам. работа 5 12 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Принципы построения ССП
3.1. Ключевые принципы построения ССП. Внедрение стратегической системы менеджмента, основанной на ССП. Превращение стратегии в непрерывный процесс. Связь стратегии с процессом составления бюджета. Увязка различных стратегий в корпоративную стратегию. Функциональные стратегии. Лекции 5 4 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.2. Ключевые принципы построения ССП. Внедрение стратегической системы менеджмента, основанной на ССП. Превращение стратегии в непрерывный процесс. Связь стратегии с процессом составления бюджета. Увязка различных стратегий в корпоративную стратегию. Функциональные стратегии. Практические 5 4 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.3. Ключевые принципы построения ССП. Внедрение стратегической системы менеджмента, основанной на ССП. Превращение стратегии в непрерывный процесс. Связь стратегии с процессом составления бюджета. Увязка различных стратегий в корпоративную стратегию. Функциональные стратегии. Сам. работа 5 8 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Этапы разработки ССП
4.1. Моделирование. Определение общей стратегии, миссии и видения развития организации. Формулирование целей разных составляющих ССП. Взаимосвязь целей и показателей. Коммуникация и связь – интегрирование ССП в существующую систему управления организацией. Функция обратной связи – отслеживание отклонений от сформированных показателей. Корректировка стратегии. Техническая интеграция. Лекции 5 2 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.2. Моделирование. Определение общей стратегии, миссии и видения развития организации. Формулирование целей разных составляющих ССП. Взаимосвязь целей и показателей. Коммуникация и связь – интегрирование ССП в существующую систему управления организацией. Функция обратной связи – отслеживание отклонений от сформированных показателей. Корректировка стратегии. Техническая интеграция. Практические 5 4 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.3. Моделирование. Определение общей стратегии, миссии и видения развития организации. Формулирование целей разных составляющих ССП. Взаимосвязь целей и показателей. Коммуникация и связь – интегрирование ССП в существующую систему управления организацией. Функция обратной связи – отслеживание отклонений от сформированных показателей. Корректировка стратегии. Техническая интеграция. Сам. работа 5 8 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Блудова Н.А., Сапрыкина Е.В., Шутова Н.А., Эргардт О.И., Эргардт О.И. Сбалансированная система показателей: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2013
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хруцкий В. Е., Толмачев Р. А., Хруцкий Р. В. ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА. СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ 3-е изд., испр. и доп. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 М. Н. Семиколенова, Л. А. Семина, С. Ю. Федорова Бухгалтерский управленческий учет: учеб. -метод. комплекс Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1753
Э2 http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1032
Э3 http://www.biblioclub.ru/book/58060/
Э4 www.minfin.ru
Э5 www.aprussia.ru
Э6 www.ipbr.org
Э7 www.garant.ru
Э8 www.consultant.ru/online/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.