МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в языкознание

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильОтечественная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ОФ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.филол.н., зав.каф., Чернышова Т.В.

Рецензент(ы):
д.филол.н., проф., Трубникова Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Введение в языкознание

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 947 от «7» августа 2014 г.

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 ФИЛОЛОГИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2017-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чернышова Т.В., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Чернышова Т.В., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.познакомить с важнейшими разделами и проблемами науки о языке, с основными понятиями, которыми оперирует эта наука на современном этапе развития и знание которых необходимо для изучения всего разнообразного цикла лингвистических дисциплин, изучаемых на филологическом факультете университета: «общее языкознание», «современный русский язык», «введение в славянскую филологию», «старославянский язык», «историческая грамматика русского языка» и др.
Задачи изучения дисциплины:
Изучив курс «Введение в языкознание», студенты должны:
1. знать проблематику и систему важнейших понятий современного языкознания,
2. знать родственные связи русского языка и его типологические соотношения с други-ми языками,
3. владеть элементарными навыками лингвистического анализа явлений языка, пользу-ясь системой основных понятий и терминов общего языкознания,
4. уметь пользоваться научной, справочной, методической литературой на родном язы-ке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью демонстрировать представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной (профильной) области
ОПК-2 способностью демонстрировать знание основных положений и концепций в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые основы теоретического изучения языка, принципы и методы изучения языка в современной лингвистике.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать филологические знания в практической и научной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования полученных знаний в профессиональной и научной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводный раздел
1.1. Сущность языка: синхроническая вариативность и диахроническая изменчивость языка Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.2. Сущность языка: синхроническая вариативность и диахроническая изменчивость языка Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л3.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.3. Сущность языка: его внутренняя структура Лекции 1 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.4. Сущность языка: его внутренняя структура Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л3.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.5. Сущность языка Сам. работа 1 3 ОПК-1, ОПК-2 Л3.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 2. Фонетика
2.1. Артикуляционная классификация звуков. Модификация звуков в потоке речи Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л3.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.2. Фонема. Критерии объединения аллофонов в одну фонему. Нейтрализация в фонологии. Дифференциальные признаки фонем Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.3. Фонема. Критерии объединения аллофонов в одну фонему. Нейтрализация в фонологии. Дифференциальные признаки фонем Практические 1 4 ОПК-1, ОПК-2 Л3.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.4. Фонетика Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2 Л3.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 3. Письмо
3.1. Письмо в его отношении к языку. Графема и ее варианты. Типология письменных знаков. Идеография и фонография. Идеография пиктографическая и чисто условная. Главные этапы исторического развития письма. Типы письма в современном мире. Основные понятия, связанные с изучением фонографического письма. Алфавит, графика и орфография. Принципы орфографии: фонетический, фонематический (в теории ЛФШ – морфематический), граммематический, дифференцировочный, традиционный. Написания, проверяемые произношением (прямо или косвенно) и непроверяемые (чисто традиционные). Транскрипция и транслитерация. Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2 Л3.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 4. Грамматика
4.1. Морфема. Сегментация слов на морфемы. Классификация морфем Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л3.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
4.2. Варьирование морфемы. Морфема, морф, алломорф. Морфонология Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
4.3. Варьирование морфемы. Морфема, морф, алломорф. Морфонология Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л3.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
4.4. Морфологическая классификация языков Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
4.5. Морфологическая классификация языков Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л3.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
4.6. Понятие слова. Статус слова в общей теории языка Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л3.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
4.7. Грамматика Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2 Л3.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
4.8. Смысловая сторона словоформы. Номинативные и синтаксические значения. Граммема. Грамматическая категория. Грамматические и неграмматические значения Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
4.9. Парадигма. Словоизменительные и словоклассифицирующие грамматические категории. Части речи. Синтаксические единицы: предложение и словосочетание. Синтаксические связи и функции и способы их формального выражения Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2 Л3.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
4.10. Простое предложение. Грамматическая структура глагольного предложения. Актуальное (коммуникативное) членение предложения Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л3.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
4.11. Синтаксическая типология языков Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 5. Лексикология
5.1. Семасиология. Денотативный, сигнификативный и прагматический аспекты лексического значения слова. Парадигматические отношения в лексике. Понятие о компонентном анализе Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
5.2. Лексическая неоднозначность. Соотношение формы и содержания в слове Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 6. Историческое языкознание
6.1. Историческое развитие языков. Языковые изменения Сам. работа 1 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 7. Генеалогическая и типологическая классификация языков. Вопросы типологического языкознания
7.1. Сравнительно-историческое языкозна-ние. Языковые контакты. Заимствования. Установление языкового родства. Генеалогическая классификация языков Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Языкознание как наука: объект изучения, время и причины формирования.
2. Язык как объект лингвистического исследования. Проблема определения сущности языка.
3. Многоаспектное представление языка в современной лингвистике (определение языка А.Е. Кибрика). Невербальные компоненты коммуникации и невербальное общение. Общая характеристика.
4. Соотношение языка и речи (концепция Ф. де Соссюра).
5. Три аспекта языковых явлений в концепции Л.В. Щербы. Понятие речевой деятельности.
6. Функции языка и речи. Функции основные и второстепенные.
7. Общенародный язык и его разновидности.
8. Понятие нормы. Специфика нормы литературного языка. Понятие узуса.
9. Языковое варьирование: территориальная и социальная дифференциация языка, функциональные разновидности.
10. Основные виды синтаксической связи, средства и способы их выражения.
11. Проблема происхождения языка.
12. Синхроническая вариативность языка (парадигматическая, синтагматическая), диахроническая изменчивость и проблема языковой эволюции.
13. Словари понятий и лексиконы. Типы лексиконов.
14. Дивергенция и конвергенция как основные векторы развития языков.
15. Языковой контакт как фактор языковой эволюции, модели смешения языков.
16. Полисемия, омонимия слов. Мотивировка слова.
17. Формы языкового взаимодействия (языковые союзы, койне, пиджины и креольские языки).
18. Заимствования: причины заимствований, виды, закономерности вхождения в заимствующий язык.
19. Генеалогическая, типологическая, ареальная классификации языков: общее и различное.
20. Частные типологические классификации: основания, структура, характеристика.
21. Грамматическое значение и средства его выражения.
22. Сущность морфологической классификации языков. Основные морфологические типы языков.
23. Общая процедура установления генетического родства языков.
24. Грамматическая система языка.
25. Степени языкового родства. Понятие макросемьи. Гипотеза моногенеза языков мира.
26. Общая характеристика генеалогической классификации языков мира. Основная единица классификации.
27. Письмо как фактор языковой эволюции: основные изменения в системе вербальной коммуникации человека.
28. Основные этапы в развитии письма. Понятие пиктограммы, логограммы, фонограммы.
29. Невербальное сопровождение вербального общения.
30. Жестовый язык: отличие от звукового, время и причины появления, разновидности.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.прикрепленный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б.Ю. Норман Теория языка. Вводный курс: учебник для вузов М. // ЭБС «Лань», 2016, 2018 ЭБС «Лань», 2016 https://e.lanbook.com/book/109572
Л1.2 Ю.С. Маслов Введение в языкознание: учеб. для вузов М., СПб., 2007
Л1.3 А.М. Камчатнов, Н.А. Николина Введение в языкознание: учеб. пособие М. // ЭБС «Лань», 2012, 2016 e.lanbook.com
Л1.4 В.П. Даниленко Введение в языкознание : М. // ЭБС «Лань», 2016, 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю.В.Рождественский Введение в языкознание: учебное пособие М., 2005
Л2.2 В. Блинов Введение в языкознание: Хрестоматия М., 2001
Л2.3 А.А. Шайкевич Введение в лингвистику: учеб. пособ. М., 2010
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 И.М. Камова Введение в языкознание: учебно-методические материалы по курсу Барнаул, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» http://e.lanbook.com.
Э2 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru.
Э3 Языкознание.ру – Основные проблемы и концепции современного сравнительно-исторического языкознания yazykoznanie.ru/content/view/28/216
Э4 Журнал «Вопросы языкознания» Официальный сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН www.ruslang.ru/agens.php?id=vopjaz_cont
Э5 Курс "Введение в языкознание" в системе Moodle АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)


7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа студента ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины «Введение в языкознание». К услугам студента лекционный курс, учебники, учебные пособия, дополнительная литература, задания для самостоятельной работы, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу «Введение в языкознание».