МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Документная лингвистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_РЯЛ-12-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 55
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 55 55 55 55
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Ю.В.Трубникова

Рецензент(ы):
д.ф.н., зав.кафедрой, Т.В.Чернышова

Рабочая программа дисциплины
Документная лингвистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2017-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов представление о деловом тексте как многоаспектном, системно организованном явлении, выработать навыки составления, разноаспектного анализа и редактирования текста документа.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации
ПК-10 способностью к созданию, редактированию, реферированию систематизированию и трансформации (например, изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста) всех типов текстов официально-делового и публицистического стиля
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику официально-делового стиля как функционального стиля русского литературного языка
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания в практической деятельности в ходе делового общения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными методами и приемами практической работы в области целенаправленной, эффективной, результативной и оптимальной деловой коммуникации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Официально-деловой стиль. Функциональный аспект
1.1. Особенности официально-делового стиля современного русского языка Лекции 3 2 ОПК-2, ПК-10 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.2. Деловая игра «Бюрократ» Практические 3 2 ОПК-2, ПК-10 Л2.4, Л3.1, Л2.3
1.3. Перспективы развития официально-делового стиля (анализ дискурса с элементами кейс-стади) Практические 3 2 ОПК-2, ПК-10 Л2.4, Л1.1, Л2.3
1.4. Официально-деловой стиль. Функциональный аспект Сам. работа 3 10 ОПК-2, ПК-10 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.5
Раздел 2. Речевой жанр
2.1. Эссе Сам. работа 3 10 ОПК-2, ПК-10 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.5
Раздел 3. Нормативный аспект официально-делового стиля
3.1. Нормы документа Лекции 3 2 ОПК-2, ПК-10 Л1.1, Л2.5, Л1.2
3.2. Основные типы семантических ошибок в деловых текстах Практические 3 2 ОПК-2, ПК-10 Л2.4, Л1.1, Л3.1, Л2.5, Л1.2, Л2.3
3.3. Морфологические особенности делового стиля Практические 3 1 ОПК-2, ПК-10 Л2.4, Л1.1, Л3.1, Л2.5, Л1.2, Л2.3
3.4. Синтаксические особенности делового стиля Практические 3 1 ОПК-2, ПК-10 Л2.4, Л1.1, Л3.1, Л2.5, Л1.2, Л2.3
3.5. Письменный деловой этикет. Коммуникативно-речевой тренинг Практические 3 1 ОПК-2, ПК-10 Л2.4, Л1.1, Л3.1, Л2.5, Л1.2, Л2.3
3.6. Устное деловое общение. Коммуникативно-речевой тренинг Практические 3 1 ОПК-2, ПК-10 Л2.4, Л1.1, Л3.1, Л2.5, Л2.3
3.7. Нормативный аспект официально-делового стиля Сам. работа 3 17 ОПК-2, ПК-10 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.5
Раздел 4. Общие принципы редактирования служебных документов
4.1. Общие принципы редактирования служебных документов Лекции 3 2 ОПК-2, ПК-10 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.5
4.2. Анализ и проверка фактического материала в деловом тексте Практические 3 1 ОПК-2, ПК-10 Л2.4, Л1.1, Л3.1, Л2.5, Л1.2, Л2.3
4.3. Логические основы редактирования деловых текстов Практические 3 1 ОПК-2, ПК-10 Л2.4, Л1.1, Л3.1, Л2.5, Л2.3
4.4. Техника правки текста. Тренинг Практические 3 1 ОПК-2, ПК-10 Л3.1
4.5. Композиционные особенности делового текста Практические 3 1 ОПК-2, ПК-10 Л2.4, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.3
4.6. Виды правки текста. Тренинг Практические 3 2 ОПК-2, ПК-10 Л3.1, Л2.3
4.7. Комплексный анализ делового текста. Тренинг Практические 3 2 ОПК-2, ПК-10 Л3.1, Л2.3
4.8. Деловая игра «Редактор» Практические 3 2 ОПК-2, ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л2.2
4.9. Общие принципы редактирования служебных документов Сам. работа 3 18 ОПК-2, ПК-10 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Перечень вопросов к экзамену
1. 1. Проблема нарушения норм литературного языка в текстах служебных документов.
2. Стилистическая окраска языкового средства.
3. Функциональные стили современного русского литературного языка.
4. История, современное состояние и перспективы развития официально-делового стиля русского языка.
5. Официально-деловой стиль в системе стилей современного русского литературного языка.
6. Общелитературная норма и стилевое своеобразие деловой речи.
7. Важнейшие особенности официально-делового стиля и пути совершенствования языка служебных документов.
8. Основные тенденции эволюции официально-делового стиля современного русского литературного языка.
9. Проблема канцелярита и ее решение в современную эпоху.
10. Основные жанры служебных документов. Взаимодействие жанра и стиля.
11. Глагол и имя в текстах официально-делового стиля (отглагольные существительные, "расщепленное сказуемое", пассивные и безличные конструкции).
12. Синтаксические особенности официально-деловых текстов.
13. Синтаксический строй текстов естественной деловой письменной речи.
14. Особенности пунктуации делового текста.
15. Важнейшие требования к композиции документа. Варианты организации текста делового письма.
16. Формулы речевого этикета в официальной переписке.
17. Логические основы композиции текста документа.
18. Основные принципы работы редактора. Специфика редактирования текстов служебных документов.
19. Виды устного делового общения. Особенности устной деловой речи.
20. Речевой этикет в устном деловом общении.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. прикрепленный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Янковая В.Ф. Документная лингвистика: учеб. для вузов М.: Академия, 2011
Л1.2 Доронина С.В. Трубникова Ю.В. Ортология. Практический курс: Практикум АлтГУ, Барнаул, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Колтунова М. В. Язык и деловое общение. Нормы, риторика, этикет: учеб. пособие М.: Экономика, 2000
Л2.2 Кузин Ф. А. Культура делового общения: практическое пособие для бизнесменов: пособие М.: Ось-89, 2000
Л2.3 Ю. В. Трубникова Практикум по документной лингвистике: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.4 [редкол.: И. М. Рожкова (рук.) и др.] Культура устной и письменной речи делового человека: справочник-практикум М.: Флинта, 2008
Л2.5 Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация: учеб. пособие М.: Оникс, Мир и Образование, 2003
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Трубникова Ю.В. Документная лингвистика: методические материалы к курсу Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка
Э2 www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ру»
Э3 www.google.ru – поисковая система google
Э4 www.rsl.ru - сайт Российской государственной библиотеки
Э5 vak.ed.gov.ru - сайт Высшей аттестационной комиссии
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа студента ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины «Документная лингвистика». К услугам студента лекционный курс, учебники, учебные пособия, дополнительная литература, задания для самостоятельной работы, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу «Документная лингвистика».