Закреплена за кафедрой | Кафедра физической географии и геоинформационных систем |
---|---|
Направление подготовки | 35.03.10. Ландшафтная архитектура |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 35_03_10_ЛА-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 22 | 22 | 22 | 22 |
Практические | 32 | 32 | 32 | 32 |
Сам. работа | 54 | 54 | 54 | 54 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем
Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.
1.1. | формирование у студентов основы знаний по оценке воздействия и экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности при разработке технических проектов, государственных программ и других документов в соответствии с действующим законодательством; дать представление о процедуре и различных типах экологических экспертиз. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-5 | способностью проведения ландшафтного анализа, оценки состояния растений на этапе предпроектных изысканий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | методологические основы воздействия на окружающую среду, выявлять и диагностировать проблемы охраны природы и системы взаимодействия общества и природы, решать эколого-географические задачи, связанные с устойчивым развитием |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | – формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатах исследований; – проводить комплексные географические исследования отраслевых, региональных, национальных и глобальных проблем, разрабатывать рекомендации по их разрешению; оценивать состояние, устойчивость и прогнозировать развития природных комплексов |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | теоретирескими и практическми знаниями,проводить анализ частных и общих проблем рационального использования природных условий и ресурсов, управления природопользованием |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Исторические и метологические аспекты становления ОВОС. | Лекции | 8 | 10 | ОПК-5 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л2.3, Л2.1 |
1.2. | Семинарское занятие № 3, № 4 из метод. разработки ЛЗ.1, ЛЗ.2 | Практические | 8 | 12 | ОПК-5 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л2.3, Л2.1 |
1.3. | Подготовка к семинарскому занятию № 3, № 4 из метод. разработки ЛЗ.1, ЛЗ.2 | Сам. работа | 8 | 14 | ОПК-5 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 2. Основной | ||||||
2.1. | Структура ОВОС | Лекции | 8 | 12 | ОПК-5 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л2.3, Л2.1 |
2.2. | Подготовка проекта Заявления о воздействии на окружающую среду | Практические | 8 | 4 | ОПК-5 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л2.3, Л2.1 |
2.3. | Подготовка Заявления о воздействии на окружающую среду | Практические | 8 | 2 | ОПК-5 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л2.3, Л2.1 |
2.4. | Проведение общественных слушаний решений по объекту | Практические | 8 | 4 | ОПК-5 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л2.3, Л2.1 |
2.5. | Оформление результатов ОВОС | Практические | 8 | 2 | ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л2.1 |
2.6. | Согласование с территориальным органом МПР Перечня экологических условий для завершения выработки и реализации решений по объекту | Практические | 8 | 2 | ОПК-5 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л3.2, Л3.1, Л2.3, Л2.1 |
2.7. | Подготовка проекта с углубленным ознакомлением содержания структуры ОВОС | Сам. работа | 8 | 20 | ОПК-5 | Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 3. Заключение | ||||||
3.1. | Проекты ОВОС | Практические | 8 | 6 | ОПК-5 | Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л2.3 |
3.2. | Подготовка рабочего проекта к защите | Сам. работа | 8 | 20 | ОПК-5 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фон оценочный средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Фон оценочный средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фон оценочный средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А. В. Дончева | Экологическое проектирование и экспертиза: практика: учеб. пособие для вузов | М.: Аспект Пресс, 2005 | |
Л1.2 | Л. Ф. Комарова, Ю. С. Лазуткина | Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза: Учебное пособие | Изд-во Фонда Алтай 21 век, 2005 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ (с изменениями на 15.04.98).: материалы к курсу | , | www.consultant.ru | |
Л2.2 | В.К. Донченко [и др.], под ред. В.М. Питулько | Экологическая экспертиза: учебное пособие для вузов | М.: Академия, 2010 | |
Л2.3 | Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 № 7-ФЗ.: материалы к курсу | , | ||
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Ненашева Г.И., Галахов В.П. | Экологическое проектирование и экспертиза (справочные материалы к курсу для заочного и очного отделений) // часть II : материалы к курсу | Изд-во Алтайского государственного университета , 2010 | |
Л3.2 | Ненашева Г.И. Галахов В.П. | Экологическое проектирование и экспертиза часть I : учебно-методическое пособие | Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2010. – 93 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Географические Интернет-ресурсы; Web – атлас «Россия как система» (http://sci.aha.ru/RUS/wab_.htm) | |||
Э2 | Web – атлас «Окружающая среда и здоровье население России» (http://www.sci.aha.ru/ATL/ra00.htm) | |||
Э3 | Курс в Moodle «Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочно) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочно) 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Web – атлас «Россия как система»: http://sci.aha.ru/RUS/wab_.htm Web – атлас «Окружающая среда и здоровье население России»: http://www.sci.aha.ru/ATL/ra00.htm |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные практикумы по дисциплине «Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза» не предусмотрены. 8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Курсовые работы по дисциплине «Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза» не предусмотрены. 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза». Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |