МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Техника и технология средств массовой информации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
ст. преп., Рюхов П.С.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Техника и технология средств массовой информации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
проф., д.ф.н., Е.В.Лукашевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой проф., д.ф.н., Е.В.Лукашевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями дисциплины является ознакомление студентов с технологическими особенностями производства медиапродуктов в средствах массовой информации, изучение основных произ¬водственных циклов их создания и освоение основными навыками работы с текстовыми и аудиовизуальными материалами, вовлеченными в циклы создания контента СМИ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 Способен использовать в профессиональной деятельности современные технические средства и информационно-коммуникационные технологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности технической базы и новейшие цифровые технологии, применяемые в печати, на телевидении, в радиовещании, интернет-СМИ;
особенностях работы в условиях мультимедийной среды и конвергентной журналистики, методах и технологии подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, фото-, графика)
3.2.Уметь:
3.2.1.отбирать для осуществления профессиональной деятельности необходимое техническое оборудование и программное обеспечение; эксплуатировать современные стационарные и мобильные
цифровые устройства на всех этапах создания журналистского текста и (или) продукта
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками оперативной подготовки материала с использованием различных знаковых систем (вербальной,фото-, аудио, видео -, графической и т.д.) в зависимости от типа СМИ, в различных жанрах, форматах для размещения на различных мультимедийных платформах; навыками в разработке и коррекции модели, формата СМИ (издания, канала, передачи и пр.);
навыками участия в производственном процессе выхода издания, теле-, радиопрограммы (верстка номера или программы, монтаж аудио-, видеоматериала и т.п.) в соответствии с технологическим циклом на базе современных технологий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Печать
1.1. Взаимосвязь редакционных и полиграфических процессов;влияние технологии на дизайн. Развитие полиграфического производства в Алтайском крае. Лекции 4 2 ОПК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.2. Технологические процессы производства печатного издания: этапы развития полиграфической техники; понятие о печатной форме; основные способы печати; технологические процессы: допечатные, формные (изготовление печатных форм), печатные, послепечатная обработка; основные характеристики бумаги для печатной продукции. Практические 4 2 ОПК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.3. Знакомство с технологическими процессами набора и верстки «горячей» технологии и фотонабора (по образцам). Практические 4 6 ОПК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.4. Компьютерная технология в полиграфии: ее суть, особенности, внедрение в полиграфическое производство; перераспределение технологических процессов при компьютерной технологии; компьютерное оборудование в редакциях и программное обеспечение. Продвижение издания на рынке. Дистрибуция. Практические 4 2 ОПК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.5. Изучение источнико.Выполнение индивидуального домашнего задания: инфографика «Технологические процессы производства печатного издания». Сам. работа 4 4 ОПК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
1.6. Корректура текста Практические 4 4 ОПК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
Раздел 2. Радио
2.1. История возникновения и становления радио как СМИ. Технические средства радиовещания. Физическая природа звука. Этапы развития звукозаписи. Микрофоны. Типы и диаграммы направленности. Лекции 4 2 ОПК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.2. Структура современного радиоэфира. Форматы радиовещания: информационное и развлекательное. Музыкальные радиостанции. Программирование эфира. Практические 4 2 ОПК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.3. Организация современного радиовещания и перспективы развития. Государственное и коммерческое радио. Интернет-радио. Аудиоподкаст. Лекции 4 2 ОПК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.4. Знакомство с устройством и принципом действия аудиоаппаратуры. Подготовка фонограммы. Прослушивание фонограмм и оценка радиоэфира. Практические 4 4 ОПК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.5. Подготовка фонограмм Сам. работа 4 6 ОПК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
Раздел 3. Телевидение
3.1. История возникновения и становления телевидения как СМИ. Технические предпосылки возникновения телевидения. Механическое (малострочное) телевидение. Электронное телевидение. Лекции 4 2 ОПК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
3.2. Технические средства телевидения. Камкордеры, штативы, монтажные станции. Монтаж: линейный, нелинейный; последовательный, параллельный, прямая склейка. Цветное телевиление. Видеозапись. Лекции 4 2 ОПК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
3.3. Организация современного телевидения и перспективы развития. Эфирное, кабельное, спутниковое телевидение. Передвижная телевизионная станция (ПТС). Телевизионный журналистский комплект (ТЖК). Интернет-телевидение, телевидение высокой четкости, объемное телевидение. Лекции 4 2 ОПК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
3.4. Знакомство с устройством и принципом действия видеоаппаратуры. Участие в организации и проведении видеосъемки. Знакомство с программами видеомонтажа. Монтаж учебного видеоматериала Практические 4 4 ОПК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
3.5. Самостоятельное изучение разделов, проработка учебных пособий, подготовка к зачету Сам. работа 4 3 ОПК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
3.6. Проведение видеосъемки. Сам. работа 4 9 ОПК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
3.7. Монтаж учебного видеоматериала. Сам. работа 4 14 ОПК-6 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Калмыков, А. А. Интернет-журналистика : учеб. пособие для вузов ЮНИТИ-[ДАНА], 2005
Л1.2 Сотникова, Ольга Павловна Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора : учебное пособие для вузов Аспект Пресс, 2014
Л1.3 Галкин, Станислав Илларионович Техника и технология СМИ. Художественное конструирование газеты и журнала : учебное пособие для вузов Аспект Пресс, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Вылегжанина, А.О. Организационный инструментарий управления проектом : Директ-Медиа, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275276
Л2.2 Клещев, О.И. Основы производственного мастерства: художественно-техническое редактирование: учебное пособие Архитектон, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455449
Л2.3 Киселев, А.Г. Теория и практика массовой информации: учеб. для вузов М.: КноРус, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт журнала «Publish» www.publish.ru
Э2 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э3 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Offic
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.