МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика и менеджмент средств массовой информации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Витвинчук В.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Экономика и менеджмент средств массовой информации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина «Экономика и менеджмент СМИ» предназначена для формирования у студента общих представлений о принципах экономического функционирования СМИ, современном состоянии медиаиндустрии в России и за рубежом, ключевых законах медиаэкономики, экономических особенностях различных сегментов рынка СМИ (газетного, журнального, радио, телевидения, онлайновых СМИ), основных видах медиапредприятий и моделях их развития, специфических особенностях медиаменеджмента.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности
ОПК-11 способность учитывать в профессиональной деятельности экономические регуляторы деятельности СМИ, знать базовые принципы формирования организационной структуры редакционного комплекса, функции сотрудников различного должностного статуса и углубленно круга обязанностей корреспондентского корпуса, знать технологию продвижения публикаций СМИ, основы медиаменеджмента
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об основных экономических регуляторах деятельности СМИ в условиях рыночных отношений (процессах и источниках формирования бюджета медиапредприятий, их финансовой и ценовой политике), основы менеджмента в СМИ.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять сбор, анализ предварительной информации, необходимой для разработки бизнес-плана издания; ориентироваться в экономических аспектах функционирования СМИ (процесс и источники формирования бюджета газетных или журнальных редакций, теле-, радиокомпаний, финансовая и ценовая политика, рекламная деятельность и т.п.); учитывать экономическую составляющую в своей профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самостоятельного анализа экономической ситуации на рынке СМИ; определения способов повышения экономической эффективности; выполнения менеджерских функции в рамках должностных обязанностей.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экономическая природа СМИ
1.1. Понятия «СМИ» и «медиа», «медиасистема», «медиарынок», «медиакомпания», «медиакапитал». Лекции 8 4 ОК-4, ОПК-11 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. СМИ как отрасль современной экономики Практические 8 2 ОК-4, ОПК-11 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Специфика рынка СМИ
2.1. СМИ в экономической системе страны. Географический рынок СМИ. Конвергенция и мультимедиа. Лекции 8 4 ОК-4, ОПК-11 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Движущие силы развития медиабизнеса Практические 8 2 ОК-4, ОПК-11 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. SWOT-анализ одного из информационных ресурсов Алтайского края Сам. работа 8 6 ОК-4, ОПК-11 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Экономические особенности печатных СМИ
3.1. СМИ как рекламоносители Лекции 8 4 ОК-4, ОПК-11 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Финансовое управление на медиапредприятиях Практические 8 2 ОК-4, ОПК-11 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Медиаплан продвижения нового гаджета на медиарынке Алтайского края Сам. работа 8 15 ОК-4, ОПК-11 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Экономические особенности электронных СМИ
4.1. Телевизионный сектор на медиарынке. Ведущие телекомпании России и зарубежных стран. Рынок кино. Технологии радио-вещания. Интернет и сетевые технологии. Экономика мобильных медиа. Лекции 8 4 ОК-4, ОПК-11 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Медиапланирование Практические 8 2 ОК-4, ОПК-11 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Финансирование медиапредприятия
5.1. Бюджет медиапредприятия. Распределение рекламных доходов между различными видами СМИ. Основные показатели медиапланирования. Лекции 8 4 ОК-4, ОПК-11 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. Маркетинг СМИ Практические 8 2 ОК-4, ОПК-11 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Управление медиапредприятием
6.1. Профессии медиаиндустрии. Взаимоотношения «собственник – менеджмент – сотрудники». Лекции 8 4 ОК-4, ОПК-11 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.2. Бизнес-моделирование СМИ Практические 8 2 ОК-4, ОПК-11 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.3. Концепция бизнес-плана для нового СМИ Алтайского края Сам. работа 8 15 ОК-4, ОПК-11 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Киселёв, А.Г. Теория и практика массовой информации: общество - СМИ - власть : учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436719
Л1.2 Вартанова Е.Л. Медиасистема России: учебное пособие Аспект Пресс, 2017
Л1.3 Вартанова Е.Л. Основы медиабизнеса: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Блюмин, А.М. Мировые информационные ресурсы : учебное пособие Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020 biblioclub.ru
Л2.2 Алексеева А. О. и др.; под ред. М. М. Лукиной. Интернет – СМИ: теория и практика :: учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
Э2 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
Э3 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Officе
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.