МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Статистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки38.03.06. Торговое дело
ПрофильМаркетинг в торговле
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план38_03_06_ТД-4-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 42 42 42 42
Практические 44 44 44 44
Сам. работа 103 103 103 103
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, В.В. Воробьева

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Л.А. Капустян

Рабочая программа дисциплины
Статистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.06 ТОРГОВОЕ ДЕЛО (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1334)

составлена на основании учебного плана:
38.03.06 Торговое дело
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 14.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., доцент С.И. Межов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 14.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.э.н., доцент С.И. Межов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью преподавания дисциплины «Статистика» - овладение знаниями общих основ статистической науки, навыками организации и проведения статистических исследований, анализа и обобщения их результатов, использования статистических методов прогнозирования.
Задачами дисциплины являются: овладение комплексом современных методов сбора, обработки, обобщения и анализа статистической информации для изучения тенденций и закономерностей экономических явлений и процессов; освоение статистических методов анализа социально-экономических процессов и явлений; изучение системы социально-экономических показателей, основных экономических классификаций, используемых в отечественной и международной статистике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью осуществлять сбор, хранение, обработку и оценку информации, необходимой для организации и управления профессиональной деятельностью (коммерческой, маркетинговой, рекламной, логистической, товароведной и (или) торгово-технологической);способностью применять основные методы и средства получения, хранения, переработки информации и работать с компьютером как со средством управления информацией
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методы сбора, обработки и анализа статистической информации для решения прикладных экономических задач; основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне; основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро и макроуровне.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне, включая статистику цен, рынка труда и уровня жизни; анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей; осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных; методами расчета и статистического анализа важнейших показателей, характеризующих производственный потенциал, затраты и результаты в производстве товаров и услуг, экономическую эффективность деятельности предприятий, важнейших видов экономической деятельности и экономики в целом; современными методиками расчета и анализа динамики социально-экономических показателей, характеризующих развитие социальных и экономических процессов и явлений на микрои макроуровне.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы статистики
1.1. Предмет и метод статистики Лекции 3 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Предмет и метод статистики Сам. работа 3 4 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Статистическое наблюдение. Выборочное наблюдение Лекции 3 4 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Статистическое наблюдение. Выборочное наблюдение Сам. работа 3 8 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Статистические группировки и классификации Лекции 3 4 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Статистические группировки и классификации Практические 3 6 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Статистические группировки и классификации Сам. работа 3 8 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Способы наглядного представления статистических данных Лекции 3 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Способы наглядного представления статистических данных Практические 3 6 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Способы наглядного представления статистических данных Сам. работа 3 10 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Абсолютные и относительные показатели Лекции 3 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.12. Абсолютные и относительные показатели Практические 3 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.13. Абсолютные и относительные показатели Сам. работа 3 6 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.14. Средние величины и показатели вариации Лекции 3 4 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.15. Средние величины и показатели вариации Практические 3 6 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.16. Средние величины и показатели вариации Сам. работа 3 6 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.17. Статистическое изучение связи между явлениями Лекции 3 4 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.18. Статистическое изучение связи между явлениями Практические 3 6 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.19. Статистическое изучение связи между явлениями Сам. работа 3 6 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.20. Ряды динамики Лекции 3 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.21. Ряды динамики Практические 3 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.22. Ряды динамики Сам. работа 3 6 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.23. Основы индексного анализа Лекции 3 6 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.24. Основы индексного анализа Практические 3 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.25. Основы индексного анализа Сам. работа 3 9 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Основы социально-экономической статистики
2.1. Статистика населения, уровня жизни населения Лекции 3 4 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Статистика населения, уровня жизни населения Практические 3 4 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Статистика населения, уровня жизни населения Сам. работа 3 16 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Статистика рынка труда, использования рабочей силы и рабочего времени Лекции 3 4 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Статистика рынка труда, использования рабочей силы и рабочего времени Практические 3 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Статистика рынка труда, использования рабочей силы и рабочего времени Сам. работа 3 16 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.7. Статистика национального богатства Лекции 3 2 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.8. Статистика национального богатства Сам. работа 3 8 ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.9. Экзамен 3 27 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.Н. Долгова, Т.Ю. Медведева Статистика: учебник и практикум для бакалвров М.: Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 под. редакцией В.Г. Минашкина Статистика: учебник для академического бакалавриата: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Малых Н.И. СТАТИСТИКА В 2 Т. ТОМ 1 ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Малых Н.И. СТАТИСТИКА В 2 Т. ТОМ 2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная служба государственной статистики (Росстат) www.gks.ru
Э2 Министерство финансов Российской Федерации (официальный сайт) www.minfin.ru
Э3 Центральный банк Российской Федерации (официальный сайт) www.cbr.ru
Э4 Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет" portal.edu.asu.ru
Э5 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" e.lanbook.com
Э6 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" www.biblioclub.ru
Э7 Справочная правовая система «КонсультантПлюс» www.consultant.ru
Э8 Российская государственная библиотека www.rsl.ru
Э9 Курс в Moodle «Статистика» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
Acrobat Reader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу дисциплины составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими занятиями. Аудиторные занятия (лекции и практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся над рекомендуемой литературой, заданиями, представленными в данной рабочей программе, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель.
При изучение дисциплины обучающимися используются следующие информационные технологии и инновационные методы:
- ресурсы электронной библиотечной системы:
- СПС «Консультант+»;
- ресурсы Интернет;
- мультимедийная техника.
Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях.
В рамках текущего контроля работа обучающихся оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- верное решение задач;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.
Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в устной форме.