Закреплена за кафедрой | Кафедра физической географии и геоинформационных систем |
---|---|
Направление подготовки | 35.03.10. Ландшафтная архитектура |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 35_03_10_ЛА-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 22 | 22 | 22 | 22 |
Практические | 32 | 32 | 32 | 32 |
Сам. работа | 27 | 27 | 27 | 27 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем
Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.
1.1. | формирование базовых знаний о прикладных аспектах климатологии (экологическом, биометеорологическом, гляциоклиматическом, рекреационном). |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07 |
ОПК-2 | пониманием роли основных компонентов урбоэкосистем в формировании объектов ландшафтной архитектуры в различных климатических, географических условиях с учетом техногенной нагрузки |
ПК-5 | готовностью к выполнению работ по инвентаризации на объектах ландшафтной архитектуры и мониторинга их состояния |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - механизмы воздействия техногенной нагрузки на состояние климатический условий территории; - роль основных компонентов урбоэкосистем в формировании объектов ландшафтной архитектуры в различных климатических условиях; - основные этапы по инвентаризации климатических факторов на объектах ландшафтной архитектуры. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - выявлять механизмы воздействия техногенной нагрузки на состояние климатический условий территории; - выполнять работы по инвентаризации климатических факторов на объектах ландшафтной архитектуры; - определять роль основных компонентов урбоэкосистем в формировании объектов ландшафтной архитектуры в различных климатических условиях. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - выявления механизмов воздействия техногенной нагрузки на состояние климатических условий территории; - осуществления основных работ по инвентаризации климатических факторов на объектах ландшафтной архитектуры; - определения роли основных компонентов урбоэкосистем в формировании объектов ландшафтной архитектуры в различных климатических условиях. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. | ||||||
1.1. | Прикладная климатология в системе наук о Земле. Климат и погода. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л3.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л3.1 |
1.2. | История развития климатологии | Практические | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л3.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л3.1 |
1.3. | Прикладная климатология в системе наук о Земле. | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л3.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
Раздел 2. Статистические характеристики метеорологии и климатологии. | ||||||
2.1. | Статистические характеристики метеорологии и климатологии. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
2.2. | Методы климатологической обработки данных. Числовые характеристики распределения. Расчеты и построение эмпирических кривых распределения. | Практические | 5 | 4 | ОПК-2, ПК-5 | Л3.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л3.1 |
2.3. | Среднее, мода и медиана, вероятностные характеристики, обеспеченность. | Практические | 5 | 4 | ОПК-2, ПК-5 | Л3.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л3.1 |
2.4. | Статистические характеристики метеорологии и климатологии. | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
Раздел 3. Климат как экологический фактор окружающей среды. | ||||||
3.1. | Климат как экологический фактор окружающей среды. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
3.2. | Классификация факторов. Биотический и абиотический факторы. Экологические факторы. | Практические | 5 | 4 | ОПК-2, ПК-5 | Л3.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л3.1 |
3.3. | Состояние комфортности | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
Раздел 4. Жизнеобеспечивающая роль света, температуры и влажности | ||||||
4.1. | Жизнеобеспечивающая роль света, температуры и влажности | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
4.2. | Природные ритмы, сезонная ритмика климата | Практические | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л3.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л3.1 |
4.3. | Сезонная ритмика климата выбранной территории | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л3.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
Раздел 5. Человек и климат | ||||||
5.1. | Метеорологические факторы теплообмена | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
5.2. | Адаптивно-климатические типы расселения людей | Практические | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л3.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л3.1 |
5.3. | Современное расселение людей с учетом климата | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
Раздел 6. Метеотропность | ||||||
6.1. | Метеотропные эффекты при отдельных метеорологических элементах и факторах атмосферы | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
6.2. | Метеопатические реакции и состояния. Адаптация и акклиматизация | Практические | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л3.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л3.1 |
6.3. | Акклиматизация в экстремальных климатах | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
Раздел 7. Климат как рекреационный ресурс. | ||||||
7.1. | Классификация климата | Практические | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л3.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л3.1 |
7.2. | Влияние климатических условий на городское планирование | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
7.3. | Учет влияния климатических факторов на городское планирование | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
Раздел 8. Биоклиматические индексы | ||||||
8.1. | Биоклиматические индексы | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
8.2. | Расчет биоклиматических индексов | Практические | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л3.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л3.1 |
8.3. | Расчет биоклиматических индексов | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
Раздел 9. Климат и сельское хозяйство. | ||||||
9.1. | Климат и сельское хозяйство. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
9.2. | Агроклиматическое районирование СССР.Теплоообеспеченность растений. Суммы биоклиматических температур. Оценка теплового состояния периода вегетации. Влагообеспеченность растений. Показатели ГТК Г.Т. Селянинова, Д.И. Шашко и др. | Практические | 5 | 4 | ОПК-2, ПК-5 | Л3.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л3.1 |
9.3. | Агроклиматические показатели | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
Раздел 10. Климат и жилище | ||||||
10.1. | Климат и жилище | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
10.2. | Макроклиматическое районирование для типизации жилищ | Практические | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л3.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л3.1 |
10.3. | Строительно-климатический паспорт города | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
Раздел 11. Современные изменения климата и их последствия для окружающей среды. | ||||||
11.1. | Современные изменения климата и их последствия для окружающей среды. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
11.2. | Оценка возможных последствий для отдельных компонентов природной среды (озера, реки и пр.), биоразнообразия и границ природных зон. | Практические | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-5 | Л3.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л3.1 |
11.3. | Современные изменения климата и их последствия для окружающей среды | Сам. работа | 5 | 7 | ОПК-2, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
11.4. | Подготовка к экзамену | Экзамен | 5 | 27 | ОПК-2, ПК-5 | Л3.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. ФОС по дисциплине |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. ФОС по дисциплине |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. ФОС по дисциплине |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н.Ф. Харламова, Н.В. Захарчук | Метеорология и климатология: учебное пособие | Барнаул: АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Н.Ф. Харламова | Климат Алтайского региона: учебник | Барнаул: АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/64 |
Л2.2 | Н.Ф. Харламова | Климат и сезонная ритмика природы Барнаула: монография | Барнаул:АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л2.3 | Н.Ф. Харламова | Оценка и прогноз современных изменений климата Алтайского региона: монография | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Агрометеорологическая характеристика периода вегетации: методические указания для студентов | , 2017 | e.lanbook.com | |
Л3.2 | Харламова Н.Ф., Останин О.В. | Прикладная климатология: методическое пособие | Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Климатология с основами метеорологии. Учение об атмосфере. Электронный курс на сайте АлтГУ / раздел Образовательный портал | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Сайт ВНИИГМИ МЦД | www.meteo.ru | ||
Э3 | Сайт Западно-Сибирского гидрометцентра | www.meteo-nso.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 Microsoft Office 2010 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Сайт ВНИИГМИ МЦД http://www.meteo.ru 2. Сайт Гидрометцентра России http://www.meteo.info 3. Сайт Западно-Сибирского гидрометцентра http://www.meteo-nso.ru/ 4. Погода в 243 странах мира https://rp5.ru/ 5. Климатология с основами метеорологии. Учение об атмосфере. Электронный курс на сайте АлтГУ / раздел Образовательный портал http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=24 |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Обучающийся в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Удельный вес самостоятельной работы составляет по времени до 50% от всего времени изучаемого цикла. Это отражено в учебных планах и графиках учебного процесса, с которым каждый студент может ознакомиться. Работа на лекции На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие с последними достижениями науки). Слушание и запись лекций - сложные виды вузовской работы. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: "важно", "особо важно", "хорошо запомнить" и др. Подготовка к семинару Значительную роль выполняют семинарские занятия, которые призваны, прежде всего, закреплять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания и запоминания лекционного материала, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым семинары способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся. Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с основной и дополнительной литературой, рекомендованными к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям, предложенным для запоминания к каждой теме семинаров. Отвечать на тот или иной вопрос учащимся рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения. Семинарские занятия преподаватель может проводить в различных формах: обсуждение вопросов темы, выполнение письменных работ, заслушивание докладов по отдельным вопросам и их обсуждение на занятии. Подготовка к сессии Каждый учебный семестр заканчивается аттестационными испытаниями: зачетно - экзаменационной сессией. Подготовка к экзаменационной сессии и сдача зачетов и экзаменов является ответственейшим периодом в работе студента. Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента. Рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы перед первым днем начала сессии были сданы и защищены все лабораторные работы, сданы все зачеты, выполнены другие работы, предусмотренные графиком учебного процесса. Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций во время контрольной работы: Тематика вопросов контрольной работы выдается заранее. Контрольная работа проводится в конце практического занятия, следующего за проверяемым блоком тем. Результаты оценивания озвучиваются на следующем занятии. Время написания контрольной работы – 20–30 мин. Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе прохождения тестов: В тест включено от 10 до 15 закрытых вопросов, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Тест проводится в Интернет форме на портале Moodle. За ответ на тест студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно». Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций во время практической работы: В теме работы включено от одного до шести заданий, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Практическая работа проводится в форме устных и письменных ответов на поставленные задания. На подготовку работы студенту отводится 1,5 часа. За ответ на задания и вопросы к ним студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно». Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе сдачи географической номенклатуры: В билет включено от 12 до 16 географических объектов, соответствующие содержанию темы. Форма сдачи очная. На сдачу студенту отводится 5 минут. За сданную географическую номенклатуру студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно». Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций на экзамене: В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно». Общий порядок проведения процедур оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций определены в «Положении о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего образования в ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» от 23.10.2014, №1690/п. |