МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Прикладная климатология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план35_03_10_ЛА-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 27
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 27 27 27 27
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Харламова Н.Ф.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Прикладная климатология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 35.03.10 ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015г. №194)

составлена на основании учебного плана:
35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Останин О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование базовых знаний о прикладных аспектах климатологии (экологическом, биометеорологическом, гляциоклиматическом, рекреационном).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 пониманием роли основных компонентов урбоэкосистем в формировании объектов ландшафтной архитектуры в различных климатических, географических условиях с учетом техногенной нагрузки
ПК-5 готовностью к выполнению работ по инвентаризации на объектах ландшафтной архитектуры и мониторинга их состояния
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- механизмы воздействия техногенной нагрузки на состояние климатический условий территории;
- роль основных компонентов урбоэкосистем в формировании объектов ландшафтной архитектуры в различных климатических условиях;
- основные этапы по инвентаризации климатических факторов на объектах ландшафтной архитектуры.
3.2.Уметь:
3.2.1.- выявлять механизмы воздействия техногенной нагрузки на состояние климатический условий территории;
- выполнять работы по инвентаризации климатических факторов на объектах ландшафтной архитектуры;
- определять роль основных компонентов урбоэкосистем в формировании объектов ландшафтной архитектуры в различных климатических условиях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- выявления механизмов воздействия техногенной нагрузки на состояние климатических условий территории;
- осуществления основных работ по инвентаризации климатических факторов на объектах ландшафтной архитектуры;
- определения роли основных компонентов урбоэкосистем в формировании объектов ландшафтной архитектуры в различных климатических условиях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение.
1.1. Прикладная климатология в системе наук о Земле. Климат и погода. Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л3.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л3.1
1.2. История развития климатологии Практические 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л3.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л3.1
1.3. Прикладная климатология в системе наук о Земле. Сам. работа 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л3.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 2. Статистические характеристики метеорологии и климатологии.
2.1. Статистические характеристики метеорологии и климатологии. Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
2.2. Методы климатологической обработки данных. Числовые характеристики распределения. Расчеты и построение эмпирических кривых распределения. Практические 5 4 ОПК-2, ПК-5 Л3.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л3.1
2.3. Среднее, мода и медиана, вероятностные характеристики, обеспеченность. Практические 5 4 ОПК-2, ПК-5 Л3.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л3.1
2.4. Статистические характеристики метеорологии и климатологии. Сам. работа 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 3. Климат как экологический фактор окружающей среды.
3.1. Климат как экологический фактор окружающей среды. Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
3.2. Классификация факторов. Биотический и абиотический факторы. Экологические факторы. Практические 5 4 ОПК-2, ПК-5 Л3.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л3.1
3.3. Состояние комфортности Сам. работа 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 4. Жизнеобеспечивающая роль света, температуры и влажности
4.1. Жизнеобеспечивающая роль света, температуры и влажности Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
4.2. Природные ритмы, сезонная ритмика климата Практические 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л3.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л3.1
4.3. Сезонная ритмика климата выбранной территории Сам. работа 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л3.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 5. Человек и климат
5.1. Метеорологические факторы теплообмена Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
5.2. Адаптивно-климатические типы расселения людей Практические 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л3.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л3.1
5.3. Современное расселение людей с учетом климата Сам. работа 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 6. Метеотропность
6.1. Метеотропные эффекты при отдельных метеорологических элементах и факторах атмосферы Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
6.2. Метеопатические реакции и состояния. Адаптация и акклиматизация Практические 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л3.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л3.1
6.3. Акклиматизация в экстремальных климатах Сам. работа 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 7. Климат как рекреационный ресурс.
7.1. Классификация климата Практические 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л3.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л3.1
7.2. Влияние климатических условий на городское планирование Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
7.3. Учет влияния климатических факторов на городское планирование Сам. работа 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 8. Биоклиматические индексы
8.1. Биоклиматические индексы Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
8.2. Расчет биоклиматических индексов Практические 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л3.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л3.1
8.3. Расчет биоклиматических индексов Сам. работа 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 9. Климат и сельское хозяйство.
9.1. Климат и сельское хозяйство. Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
9.2. Агроклиматическое районирование СССР.Теплоообеспеченность растений. Суммы биоклиматических температур. Оценка теплового состояния периода вегетации. Влагообеспеченность растений. Показатели ГТК Г.Т. Селянинова, Д.И. Шашко и др. Практические 5 4 ОПК-2, ПК-5 Л3.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л3.1
9.3. Агроклиматические показатели Сам. работа 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 10. Климат и жилище
10.1. Климат и жилище Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
10.2. Макроклиматическое районирование для типизации жилищ Практические 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л3.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л3.1
10.3. Строительно-климатический паспорт города Сам. работа 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 11. Современные изменения климата и их последствия для окружающей среды.
11.1. Современные изменения климата и их последствия для окружающей среды. Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
11.2. Оценка возможных последствий для отдельных компонентов природной среды (озера, реки и пр.), биоразнообразия и границ природных зон. Практические 5 2 ОПК-2, ПК-5 Л3.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л3.1
11.3. Современные изменения климата и их последствия для окружающей среды Сам. работа 5 7 ОПК-2, ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
11.4. Подготовка к экзамену Экзамен 5 27 ОПК-2, ПК-5 Л3.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. ФОС по дисциплине
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС по дисциплине
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС по дисциплине

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.Ф. Харламова, Н.В. Захарчук Метеорология и климатология: учебное пособие Барнаул: АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.Ф. Харламова Климат Алтайского региона: учебник Барнаул: АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/64
Л2.2 Н.Ф. Харламова Климат и сезонная ритмика природы Барнаула: монография Барнаул:АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.3 Н.Ф. Харламова Оценка и прогноз современных изменений климата Алтайского региона: монография Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Агрометеорологическая характеристика периода вегетации: методические указания для студентов , 2017 e.lanbook.com
Л3.2 Харламова Н.Ф., Останин О.В. Прикладная климатология: методическое пособие Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Климатология с основами метеорологии. Учение об атмосфере. Электронный курс на сайте АлтГУ / раздел Образовательный портал portal.edu.asu.ru
Э2 Сайт ВНИИГМИ МЦД www.meteo.ru
Э3 Сайт Западно-Сибирского гидрометцентра www.meteo-nso.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Сайт ВНИИГМИ МЦД http://www.meteo.ru
2. Сайт Гидрометцентра России http://www.meteo.info
3. Сайт Западно-Сибирского гидрометцентра http://www.meteo-nso.ru/
4. Погода в 243 странах мира https://rp5.ru/
5. Климатология с основами метеорологии. Учение об атмосфере. Электронный курс на сайте АлтГУ / раздел Образовательный портал http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=24

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обучающийся в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Удельный вес самостоятельной работы составляет по времени до 50% от всего времени изучаемого цикла. Это отражено в учебных планах и графиках учебного процесса, с которым каждый студент может ознакомиться.

Работа на лекции
На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие с последними достижениями науки). Слушание и запись лекций - сложные виды вузовской работы. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними.
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: "важно", "особо важно", "хорошо запомнить" и др.
Подготовка к семинару
Значительную роль выполняют семинарские занятия, которые призваны, прежде всего, закреплять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания и запоминания лекционного материала, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым семинары способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с основной и дополнительной литературой, рекомендованными к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям, предложенным для запоминания к каждой теме семинаров.
Отвечать на тот или иной вопрос учащимся рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.
Семинарские занятия преподаватель может проводить в различных формах: обсуждение вопросов темы, выполнение письменных работ, заслушивание докладов по отдельным вопросам и их обсуждение на занятии.
Подготовка к сессии
Каждый учебный семестр заканчивается аттестационными испытаниями: зачетно - экзаменационной сессией.
Подготовка к экзаменационной сессии и сдача зачетов и экзаменов является ответственейшим периодом в работе студента. Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента. Рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы перед первым днем начала сессии были сданы и защищены все лабораторные работы, сданы все зачеты, выполнены другие работы, предусмотренные графиком учебного процесса.
Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен.
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций во время контрольной работы:
Тематика вопросов контрольной работы выдается заранее. Контрольная работа проводится в конце практического занятия, следующего за проверяемым блоком тем. Результаты оценивания озвучиваются на следующем занятии. Время написания контрольной работы – 20–30 мин.
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе прохождения тестов:
В тест включено от 10 до 15 закрытых вопросов, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Тест проводится в Интернет форме на портале Moodle. За ответ на тест студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций во время практической работы:
В теме работы включено от одного до шести заданий, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Практическая работа проводится в форме устных и письменных ответов на поставленные задания. На подготовку работы студенту отводится 1,5 часа. За ответ на задания и вопросы к ним студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе сдачи географической номенклатуры:
В билет включено от 12 до 16 географических объектов, соответствующие содержанию темы. Форма сдачи очная. На сдачу студенту отводится 5 минут. За сданную географическую номенклатуру студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций на экзамене:
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Общий порядок проведения процедур оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций определены в «Положении о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего образования в ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» от 23.10.2014, №1690/п.