Закреплена за кафедрой | Кафедра физико-химической биологии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Физико-химическая биология и биотехнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Физхим-12-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Лабораторные | 32 | 32 | 32 | 32 |
Сам. работа | 73 | 73 | 73 | 73 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра физико-химической биологии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Лаврик О.И.
1.1. | - обеспечение студентов необходимой информацией для овладения определенными знаниями и умениями в области фармакологии |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-3 | готовностью использовать фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные понятия, номенклатуру и принципы фармакологии |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать номенклатуру и принципы фармакологии в познавательной деятельности и при исследовании растений; выбирать методы фармакологии для решения типичных задач в профессиональной области. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыки, позволяющие с высокой степенью самостоятельности осваивать современные биотехнологические методы, используемые в профессиональной области. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общая фармакология | ||||||
1.1. | Общая фармакология: виды действия лекарственных веществ. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | |
1.2. | Общая фармакология: основы фармакокинетики | Лабораторные | 1 | 2 | ОПК-3 | |
1.3. | Общая фармакология: комбинированное действие препаратов и дозирование | Лабораторные | 1 | 2 | ОПК-3 | |
Раздел 2. Частная фармакология | ||||||
2.1. | Лекарственные средства, влияющие на афферентную иннервацию (местные анестетики) | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | |
2.2. | Лекарственные средства, влияющие на афферентную иннервацию (вяжущие, адсорбирующие, обволакивающие и раздражающие средства) | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3 | |
2.3. | Лекарственные средства, действующие в области окончаний афферентных нервов. Классификация синаптотропных средств | Лабораторные | 1 | 2 | ОПК-3 | |
2.4. | М-холиномиметики. Антихолинэстеразные средства. Реактиваторы ацетилхолинэстеразы | Лабораторные | 1 | 2 | ОПК-3 | |
2.5. | М-холиноблокирующие лекарственные средства | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3 | |
2.6. | Лекарственные средства, влияющие на Н-холинорецепторы | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3 | |
2.7. | Адреномиметические и симпатомиметические лекарственные средства | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3 | |
2.8. | Средства для наркоза. Спирт этиловый | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3 | |
2.9. | Снотворные, противоэпилептические и антипаркинсонические лекарственные средства | Лабораторные | 1 | 2 | ОПК-3 | |
2.10. | Нейролептики, транквилизаторы, седативные средства | Лабораторные | 1 | 2 | ОПК-3 | |
2.11. | Адаптогенные, ноотропные и аналептические средства | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3 | |
2.12. | Психостимуляторы. Антидепрессанты | Лабораторные | 1 | 4 | ОПК-3 | |
2.13. | Антиманиакальные средства | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3 | |
2.14. | Наркотические анальгетики | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3 | |
2.15. | Противовоспалительные лекарственные средства | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-3 | |
2.16. | Противоаллергические лекарственные средства | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-3 | |
2.17. | Лекарственные средства, влияющие на органы дыхания (бронхолитические средства) | Лабораторные | 1 | 4 | ОПК-3 | |
2.18. | Антиатеросклеротические средства | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-3 | |
2.19. | Противокашлевые и отхаркивающие средства | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-3 | |
2.20. | Лекарственные средства, влияющие на артериальное давление (гипотензивные средства) | Лабораторные | 1 | 4 | ОПК-3 | |
2.21. | Лекарственные средства для лечения ИБС | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | |
2.22. | Антиаритмические лекарственные средства | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3 | |
2.23. | Лекарственные средства, стимулирующие работу сердца | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3 | |
2.24. | Диуретики и урикозурические лекарственные средства | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3 | |
2.25. | Гипертензивные лекарственные средства | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | |
2.26. | Лекарственные средства, влияющие на органы пищеварения (средства, влияющие на аппетит, средства при нарушении функции желез желудка, средства противоязвенные, антацидные средства) | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-3 | |
2.27. | Лекарственные средства, влияющие на органы пищеварения (рвотные, противорвотные, желчегонные и слабительные средства). Средства, применяемые при нарушении функции поджелудочной железы | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3 | |
2.28. | Гормональные средства (препараты гипоталамо-гипофизарных гормонов, препараты гормонов щитовидной, паращитовидной и поджелудочной желез) | Лабораторные | 1 | 4 | ОПК-3 | |
2.29. | Лекарственные средства, влияющие на репродуктивую систему | Сам. работа | 1 | 3 | ОПК-3 | |
2.30. | Лекарственные средства, влияющие на кровь | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-3 | |
2.31. | Синтетические противомикробные лекарственные средства (сульфаниламиды, нитрофураны, 8-оксихинолины, хинолоны, фторхинолоны и др.) | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | |
2.32. | Антибиотики | Лабораторные | 1 | 2 | ОПК-3 | |
2.33. | Противотуберкулезные лекарственные средства | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | |
2.34. | Противовирусные и противогрибковые лекарственные средства | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-3 | |
2.35. | Противопротозойные и антигельминтные лекарственные средства | Сам. работа | 1 | 3 | ОПК-3 | |
2.36. | Антисептические и дезинфицирующие лекарственные средства | Лабораторные | 1 | 2 | ОПК-3 | |
2.37. | Противоспирохетозные лекарственные средства. | Сам. работа | 1 | 3 | ОПК-3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к экзамену: Предмет фармакологии. Фармакодинамика и фармакокинетика – составные части фармакологии. Пути и способы введения лекарственных веществ в организм. Виды и характер действия лекарственных веществ. Доза лекарственного вещества. Способы ее выражения во врачебной рецептуре. Понятие о лечебном, токсическом, главном, побочном эффектах лекарственного вещества. Прямое, косвенное и побочное действие лекарств. Всасывание лекарственных веществ, их транспорт и распределение в организме. Экскреция и элиминация лекарственных веществ. Транспорт лекарственных средств через биологические мембраны. Метаболизм лекарственных веществ в организме. Комбинированное действие лекарственных веществ: синергизм, потенцирование, антагонизм. Повторное введение лекарственных веществ. Понятия толерантности и кумуляции. Привыкание и пристрастие к лекарственным веществам. Явления, возникающие при повторном введении лекарственных веществ. Возможные осложнения при повторном приеме лекарственных средств. Токсичность лекарственных веществ, ее виды. Рецепторы плазматических мембран, их участие в развитии фармакологического ответа клетки. Внутриклеточные рецепторы, их участие в развитии фармакологического ответа клетки. Понятия «лекарственное вещество», «лекарственный препарат», «лекарственная форма», «доза лекарственного вещества». Разновидности доз. Твердые лекарственные формы. Мягкие лекарственные формы. Жидкие лекарственные формы. Ацетилхолин. Его биосинтез и метаболизм. Холинорецепторы, их классификация. М-холиномиметики. Холинорецепторы. Их типы, локализация. Строение м-холинорецепторов и механизмы их функционирования. М-холиноблокаторы. Ацетилхолин. Его биосинтез, метаболизм, взаимодействие с рецепторами. Фармакологические свойства м- и н-холиномиметиков. Фармакологические свойства веществ, действующих в области м-холинорецепторов. Строение и функционирование н-холинорецепторов. Их распределение в организме. Н-холиномиметики. Ганглиоблокаторы. Холинэстеразы. Их типы, локализация и функционирование. Антихолинэстеразные средства. Структура и функционирование адренергического синапса. Основные принципы фармакологической регуляции его активности. Адренорецепторы., их типы и локализация в организме. Местные анестетики. Механизмы их действия. Виды местной анестезии. Наркозные средства, их классификация. Снотворные средства. Их влияние на ЦНС. Побочные эффекты. Наркотические вещества. Классификация. Понятия “привыкание” и “пристрастие”. Механизмы развития зависимости и толерантности. Опиаты. Их классификация, химическое строение, фармакологические свойства. Опиоидные рецепторы, их антагонисты. Наркотические анальгетики. Их химическое строение, механизм действия и фармакологические свойства. Алкоголи. Этиловый спирт. Его метаболизм. Местное и резорбтивное действие этанола. Его влияние на ЦНС. Острое и хроническое отравление этанолом. Антипсихотические средства (нейролептики). Механизм их действия и фармакологические свойства Анксиолитические средства (транквилизаторы). Их классификация, механизм действия и фармакологические свойства. Антидепрессанты, их классификация, механизм их действия и фармакологические свойства. Психостимуляторы. Их разновидности, классификация и механизм действия и фармакологические свойства. Особенности фармакологических свойств кофеина. Средства, применяемые для лечения нейродегенеративных заболеваний. Гистамин. Гистаминовые рецепторы. Антигистаминные препараты. Серотонин. Рецепторы серотонина. Серотонинергические средства, их свойства и применение в клинике. Простагландины. Их биосинтез, метаболизм и фармакологические свойства. Применение в клинике. Ингибиторы синтеза простагландинов. Фармакологическая регуляция гемостаза. Прямые и непрямые антикоагулянты. Фибринолитики, антифибринолитические средства. Антитромбоцитарные средства. Диуретики. Их классификация, механизм действия и применение в клинике. Гипотензивные средства. Их классификация, механизм действия и применение в клинике. Средства, применяемые при сердечной недостаточности. Антиангинальные средства. Их классификация. Молекулярный и патофизиологический механизмы действия. Гиполипидемические средства. Антиаритмические средства. Их механизм действия и клиническое применение. Лекарственные средства, применяемые при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Лекарственные средства, применяемые при заболеваниях органов дыхания. Гормоны гипоталамуса. Применение их аналогов в клинике. Гормоны гипофиза. Их виды, применение их аналогов в клинике. Гормоны поджелудочной железы. Синтетические гипогликемические средства. Гормоны щитовидной железы. Протиреоидные и антитиреоидные средства. Гормоны коры надпочечников. Синтетические глюкокортикоидные препараты, их фармакологические свойства. Мужские половые гормоны. Механизмы действия. Анаболические стероиды. Антиандрогены Женские половые гормоны. Их биосинтез, биологическая роль и фармакологические свойства. Антиэстрогены. Гормональные контрацептивные средства. Антибактериальные химиотерапевтические средства. Классификация и механизм действия. Противовирусные средства. Их классификация и фармакологические свойства. Противогрибковые средства. Противоопухолевые средства. Их классификация и применение. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
История развития фармакологии в России. Рецепторные механизмы действия лекарственных веществ Курареподобные средства. Их классификация, механизм действия и фармакологические свойства. Биологическая роль и фармакологические свойства адреналина. Противоэпилептические средства. Механизм действия и фармакологические свойства наркозных средств. Механизм барбитуратной индукции метаболизма лекарственных веществ. Фармакологические свойства нестероидных противовоспалительных средств и ненаркотических анальгетиков. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научная библиотека Алтайского государственного университета | www.lib.asu.ru | ||
Э2 | Научная электронная библиотека | elibrary.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ИБС "Лань" ИБС "Университетская библиотека on-line" Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
016Л | склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт. |
015Л | лаборатория кафедры физико-химической биологии и биотехнологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютер HP; МФУ Samsung; вытяжной шкаф; системы очистки воды УВОИ- «М-Ф» - 2 шт.; весы Pioneer (Ohaus); ламинар Lamsystems; камера для горизонтального электрофореза Helicon; источник питания «Эльф-4» (ДНК-Диагностика); гель-документирующая система Viber Lourmat; термостат «Гном» (ДНК-Диагностика); водяная баня WB-4MS (Biosan); электропоратор Eporator (Eppendor); амплификатор TC-Plus (Techne); UV-vis Spectrophotometer UVmini-1240 (Shimadsu); сухожарочный шкаф Binder; автоклав Tuttnauer; сухожарочный шкаф Binder |
Курс "Фармакология" предназначен для студентов первого курса магистратуры биологического факультета для направлений "Физико-химическая биология и биотехнология", "Медицинская биотехнология". В рамках курса предусмотрены следующие формы работы: чтение лекций, проведение лабораторных занятий, самостоятельная работа студентов. Выполнение лабораторных работ является обязательным условием успешного освоения курса. Студенты должны выполнить все лабораторные работы, оформить письменные отчеты и сдать работы преподавателю. Получение зачета по всем лабораторным работам является допуском к итоговой форме контроля по курсу. Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на лабораторных занятиях в форме письменных контрольных работ или тестовых заданий, устных ответов на поставленные вопросы и их аргументации. Самостоятельная работа контролируется либо на лабораторных занятиях, либо в часы индивидуальных консультаций преподавателя. Для итогового контроля знаний предполагается проведение экзамена. Оцениваются как качественные характеристики оценки знаний студентов, такие как полнота, обобщенность, системность и прочность знаний, так и косвенные показатели: познавательная активность и интерес, самостоятельность, критичность и т.д. Знания студентов оцениваются по пятибалльной шкале: – оценка "Отлично" выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретической части курса, умение владеть практическими приемами, освоившим основную и дополнительную литературу, рекомендованную программой курса, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании на практике учебно-программного материала, полно и подробно ответившим на вопросы билета и вопросы преподавателя. – оценка "Хорошо" выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретических вопросов, умение владеть практическими приемами, освоившим основную литературу, рекомендованную программой курса, обнаружившим стабильных характер знаний и способность к их самостоятельному восполнению и обновлению в ходе практической деятельности, полностью ответившим на вопросы билета и дополнительные вопросы преподавателя, но допустившим при ответах незначительные ошибки. – оценка "Удовлетворительно" выставляется студентам, показавшим знание основных положений теории при наличии существенных пробелов в деталях, допустившим существенные ошибки при ответах на вопросы билетов и дополнительные вопросы преподавателя, но показавшим знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для предстоящей работы. – оценка "Неудовлетворительно" выставляется, если студент показал существенные пробелы в знаниях основных положений теории, которые не позволяют ему приступить к практической работе без дополнительной подготовки, не ответил на вопросы билета или преподавателя. |