МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы клинической психологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 82
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 82 82 82 82
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Юсупов Павел Рафаэльевич

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Основы клинической психологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. N 946 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.1 Психология (уровень бакалавриата)"

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса
Формирование представлений о фундаментальных и прикладных исследованиях в области клинической психологии, о возможностях этой науки: в сфере повышения психологических и адаптивных ресурсов человека, в сфере гармонизации психического развития, в сфере охраны психического здоровья и в преодолении недугов.
Задачи курса:
— ознакомиться с объектом, предметом, задачами и сферой приложения клинической психологии, ее теоретическими основами и категориальным аппаратом;
— ознакомиться с эволюцией клинической психологии и интеграцией ее основных разделов (областей);
— дать содержательную характеристику психологической типологии нарушений психической деятельности;
— ознакомиться с основными видами деятельности клинических психологов и методами их практической работы;
— раскрыть социальную значимость, масштабность задач и межотраслевой характер клинической психологии;
— показать роль клинической психологии в решении фундаментальных общепсихологических проблем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-9 способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- иметь представление о способах сбора клинико-психологических данных в контексте работы с психическими расстройствами
- иметь представление способах психологической работы с психопатологической симптоматикой
3.2.Уметь:
3.2.1.- уметь использовать знания о сборе клинико-психологических данных в научно-исследовательской и практической работе
- уметь оценивать потенциал психологического вмешательства
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владеть навыками построения профиля по психопатологической симптоматике
- владеть способами формирования психологической оценки психопатологической симптоматики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Модели нормы и патологии в клинической психологии
1.1. Предмет, объект клинической психологии, основные разделы Лекции 5 1 ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Исторические аспекты клинической психологии Лекции 5 1 ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Психологические модели нормы и патологии Лекции 5 1 ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Социально-нормативные модели нормы и патологии Лекции 5 1 ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Антипсихиатрия и Теория ярлыков Практические 5 2 ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Модели и теории патогенеза психических расстройств
2.1. Нервная система, мозг и психика Сам. работа 5 6 ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Модели стресса, копинги Практические 5 2 ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Наследственность и генетика в формировании аффективных психических расстройств Сам. работа 5 6 ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Диатез-стресссовая модель Практические 5 2 ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Эмпирические исследования в клинической психологии Сам. работа 5 6 ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Отдельные психические расстройства
3.1. Психологические расстройства сна Лекции 5 2 ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Теоретические модели шизофрении Практические 5 1 ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. История изучения аффективных расстройств Лекции 5 2 ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Маниакально-депрессивный психоз Сам. работа 5 6 ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Когнитивный подход к аффективным расстройствам Сам. работа 5 6 ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Агрессия, гнев, враждебность при депрессивных расстройствах Сам. работа 5 6 ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Система убеждений при депрессии Практические 5 3 ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.8. Стрессогенные жизненные события и депрессия Сам. работа 5 6 ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.9. Модель выученной беспомощности М.Селигман Сам. работа 5 4 ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.10. Основные виды тревожных расстройств Сам. работа 5 4 ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.11. Теоретические модели тревожных расстройств Сам. работа 5 4 ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.12. Эпидемология ПТСР Практические 5 4 ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.13. Когнитивно-бихевиоральная модель ПТСР Сам. работа 5 4 ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.14. Диагностические признаки расстройств сна Сам. работа 5 5 ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.15. Этиология и патогенез расстройств приема пищи Сам. работа 5 5 ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.16. Этиология и патогенез панического расстройства и агорафобии Сам. работа 5 5 ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.17. Когнитивно-поведенческая парадигма в работе с психическими расстройствами Сам. работа 5 4 ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.18. Фармакотерапия психических расстройств Сам. работа 5 5 ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.19. Зачет Зачет 5 4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Предметная область клинической психологии. Что изучает клиническая психология? Какие разделы клинической психологии вы знаете? Что изучает психосоматика?
2. Что такое психическая патология? Объясните англоязычную модель клинической патологии: deviance (девиация), distress (дистресс), disfunction (дисфункция), danger (опасность). Агрессивное поведение, страдание, депрессия - это норма или патология?
3. Каков вклад американского клинического психолога Лайтнера Витмера в развитие клинической психологии.
4. Объясните смысл модели диатез-стресса. Объясните факторы риска возникновения психопатологической симптоматики; факторы защиты.
5. В чем суть биологических моделей психической патологии? Какие психологические факторы влияют на возникновение психических расстройств.
6. Раскройте суть эндогенной модели психической патологии. Какие психические расстройства относили эндогенным?
7. Раскройте смысл психологических моделей психических расстройств. Каковы особенности объяснения психической нормы и патологии в психоанализе и бихевиоризме?
8. Объясните смысл социально-нормативных моделей психической нормы и патологии. Каковы причины критики этих социально-нормативных подходов со стороны «Теории ярлыков» (Т.Шефф) и «антипсихиатрии».
9. Раскройте вклад А.Р. Лурия, Л.С. Выготского и Б.В. Зейгарник в развитие клинической психологии.
10. Объясните различие подходов к психической патологии и норме: патопсихология и психопатология. Объясните различие в интерпретации психических расстройств, например, алкогольной зависимости или эпилептического расстройства, с точки зрения психиатра и психолога (лекции). Каким образом метод близнецов помогает оценить генетический вклад в то или иное психическое расстройство?
11. Какие психологические факторы возникновения психических расстройств вам известны? Объяснить понятия стресс, дистресс, эустресс, копинг. Какие виды копингов вы знаете?
12. Объясните виды копингов, предложенные Миллером (S.M. Miller) и Кроне и (Krhone): «to monitor / to blunt»; «бдительность / когнитивное избегание».
13. Какие расстройства сна вам известны? Чем отличаются расстройства сна органической природы от расстройств сна неорганического генеза?
14. Какие диагностические критерии первичной инсомнии (DSM-4) вам известны? Расстройство нарколепсия: симптоматика, факторы генеза.
15. В картине каких других психических расстройств часто встречается симптоматика нарушений сна?
16. Какие формы нарушений сна в большей степени обусловлены генетическими факторами? Каким образом нарушения циркадных ритмов могут быть связаны с расстройствами сна?
17. Могут ли являться нарушения сна первичным психическим расстройством или же они являются следствием других нарушений: депрессии, шизофрении, зависимого расстройства?
18. Какие существуют методы психологического вмешательства при расстройствах сна? Какие правила и рекомендации для здорового сна вам известны?
19. Какие категории расстройств пищи вам известны? Является ли ожирение категорией расстройств личности? Какие диагностические критерии нервной анорексии вам известны? Какие типы нервной анорексии вам известны? С какими другими нарушениями и расстройствами может быть связана выраженная потеря веса и отсутствие аппетита?
20. Сформулируйте типичный признак нервной булимии. Какие типы нервной булимии выделяются и по каким характеристикам можно их различать?
21. Назовите диагностические критерии нервной булимии. Какие нарушения и расстройства могут быть связаны с неконтролируемыми приступами обжорства?
22. Объясните коморбидность пищевых расстройств с другими нарушениями и психическими расстройствами. Оцените суицидальные риски и другие риски при пищевых расстройствах. Какие актуальные возрасты для заболевания пищевыми расстройствами вам известны?
23. Назовите факторы этиологии пищевых расстройств. Каким образом перфекционизм как личностная характеристика может быть связан с развитием пищевых нарушений?
24. Какие три принципа психологического вмешательства при пищевых расстройствах сформулированы в рамках когнитивно-поведенческого подхода?
25. Сформулируйте возможные симптомы и нарушения при шизофрении. Коморбидность с другими расстройствами. Риск заболеваемости шизофренией в популяции (%). Каковы возрастные пики заболеваемости шизофренией (для женщин, для мужчин).
26. Сформулируйте позитивную и негативную симптоматику шизофрении: отличия. Охарактеризуйте шизофреническую симптоматику с точки зрения: нарушений содержания мышления, нарушений восприятия, нарушений эмоциональной сферы, нарушения идентичности, нарушения воли, изоляции, моторного поведения.
27. Назовите типы шизофрении (DSM-4). Недифференцированный тип: симптоматика, прогноз. Кататонический тип: симптоматика, прогноз. Объяснить феномены эхопраксии, эхолалии часто встречающиеся при кататонической форме шизофрении. Дезорганизованный тип: симптоматика, прогноз.
28. Охарактеризуйте параноидный тип шизофрении: симптоматика, прогноз. Объясните понятие шизофрения резидуального типа, шизоаффективное расстройство, шизофреноподобное расстройство.
29. Назовите факторы развития шизофрении: биологический, генетический, семейный и психосоциальный. Объясните смысл экспериментов с Дискордантными /конкордантными близнецы в контексте заболеваемости шизофренией.
30. Сформулируйте концепцию Гр.Бейтса – коммуникация по типу двойной связи или двойное послание (double bind).
31. Объясните смысл синдрома дизрегуляции дофаминергичекской системы (Salience dysregulation syndrome).
32. Сформулируйте смысл психологического вмешательства при шизофрении. Какие тренинговые и когнитивные формы работы с пациентами, страдающими шизофренией вам известны?
33. Назовите категории соматоформных расстройств (DSM-4, МКБ-10). Соматизированное расстройство: симптоматика, диагностические критерии. Болевое расстройство: симптоматика. Иппохондрическое расстройство: симптоматика. Дисморфофобическая расстройство: симптоматика.
34. Назовите категории диссоциативных расстройств (DSM-4, МКБ-10). Диссоциативная фуга: симптоматика. Диссоциативная амнезия: симптоматика. Синдром Ганзера. Как можно объяснить некоторые результаты исследований, где низкие показатели алекситимии связаны с соматоформной симптоматикой?
35. Сформулируйте смысл психологического вмешательства при соматоформных расстройствах. Каковы методы и логика когнитивной-поведенческого подхода при соматоформных и диссоциативных расстройствах?
36. Назовите признаки панической атаки? Как и где обычно возникают приступы паники? Проанализировать примеры отличия панического расстройства от генерализованного тревожного расстройства (ГТР) и социально тревожного расстройства.
37. Сформулируйте агорафобическую симптоматику: примеры. Почему агорафобия часто сочетается с паническими атаками?
38. В каком возрасте чаще обращаются за помощью по поводу панических эпизодов и в каком возрасте обычно проявляется паническая и агорафобическая симптоматика.
39. Какой параметр рассматривается надежным предиктором возникновения в будущем развернутого панического расстройства?
40. Какие факторы влияют на возможность возникновения панического расстройства?
41. Какие формы психологического вмешательства обычно используют при паническом расстройстве и агорафобии? В чем заключается смысл экспозиции в работе с паническим расстройством и агорафобией?
42. На что обращается внимание в первую очередь в современной классификации ПТСР (DSM-IV) на ситуации, в которых возникла симптоматика или на тяжесть переживаемых симптомов?
43. Охарактеризуйте критерии ПТСР (A, B, C, D) с симптомами. В течении какого времени должны наблюдаться симптомы, чтобы можно было говорить о ПТСР?
44. Возможно ли отсроченное начало ПТСР? Какие факторы способствуют отсроченному началу ПТСР?
45. Каким образом теория когнитивной переработки Горовица помогает объяснить симптоматику ПТСР (completion tendency)?
46. Каким образом сознательная и бессознательная переработка травмирующего события связана с типами воспоминаний: 1) «вербально доступные воспоминания» (verbally accessible memories, VAMs) и 2) ситуационно доступные воспо-минания (situationally accessed memories, SAMs).
47. Почему в случае выраженных чувств вины, депрессии, стыда, вызванных травматическим событием, считается недостаточной применение лишь метода экспозиции и следует использовать когнитивные методы?
48. Сформулируйте общую логику психологического когнитивно-поведенческого вмешательства при ПТСР.
49. Дайте определение обсессивно-компульсивному расстройству (ОКР). Приведите примеры навязчивых идей, мыслей. Дайте определение навязчивым мыслям и навязчивым ритуалам.
50. Обязательно ли признание пациентом с ОКР бессмысленности своих переживаний в DSM-IV (требование инсайта)? Почему озабоченность мыслями о еде не всегда можно рассматривать как симптом ОКР?
51. Чем навязчивые мысли (идеи) отличаются от депрессивных руминаций? Каким образом следует различать тревожные мысли при ГТР и навязчивые идеи при ОКР? Охарактеризовать понятия эго-синтонности/эго-дистонности в контексте ОКР.
52. Объясните следующую мысль, характерную для индивидов с ОКР: «даже если человек не согрешил, греховная мысль так же дурна, как и сам грех».
53. Объясните смысл утверждения: «если навязчивые мысли могут быть эго-дистонными, вызы¬ваемая ими автоматическая мысль всегда эго-синтонна»?
54. Какие методы работы с ОКР симптоматикой вам известны? Особенности применения экспозиции при ОКР. Основная стратегия работы с ритуалами при ОКР. Особенности применения когнитивных методов работы при ОКР.
55. Сформулируйте симптомы и проявления социально-тревожного расстройства. Ситуации типичного проявления СТР.
56. Объясните различия генерализованной и негенерализованной формы социального тревожного расстройства (СТР). Для какой из этих форм СТР характерно более раннее начало болезни? С какой формой СТР, генерализованной или не-генерализованной, чаще сочетается избегающее расстройство личности?
57. Почему сочетание методов экспозиции в сочетании с когнитивной интервенцией особенно эффективно при социальном тревожном расстройстве (СТР)?
58. Какие дисфункциональные убеждения свойственны людям, страдающим социальным тревожным расстройством (СТР)? Каким образом люди с СТР воспринимают социальные отношения: как иерархичные и конкурентные или, скорее, как сотрудничающие и доброжелательные (аргументировать)?
59. Какие аффективные расстройства вам известны (в рамках МКБ-10 и DSM-4)?
60. Можно ли детям и подросткам ставить диагноз эпизод большой депрессии (или рекуррентная депрессия) или для этой категории речь идет только о раздражительном и угрюмом настроении?
61. Какие эмоционально-аффективные, мотивационные, когнитивные, психовегетативные, поведенческие, коммуникативные симптомы депрессии вам известны (подробный анализ по пунктам)?
62. Каждый последующий эпизод депрессии уменьшает или увеличивает вероятность рецидива? Аргументируйте ответ.
63. Может ли способствовать снижению депрессии долговременная повышенная концентрация кортизола (гиперкортицизм)? Аргументация.
64. Как связана депрессия с активностью правой / левой префронтальной корой? Какова роль гиппокампа при депрессиях и связь с нарушением памяти?
65. Объясните связь депрессии и когнитивных стилей.
66. Какие стили семейных взаимоотношений усиливают риск депрессивных эпизодов? Как вы понимаете следующий стиль родительского поведения: «недостаточная забота + с выраженным защитным контролем».
67. Какой диагностический критерий является ключевым для диагноза ГТР в DSM-4? Какие другие критерии ГТР (DSM-4) вам известны?
68. Как объяснить результаты исследований, согласно которым беспокойство при ГТР способствует предотвращению соматической симптоматики и подавлению актуальных страхов? Каким образом беспокойство при ГТР способно подавлять эмоциональную переработку страхов?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение



Вопросы для коллоквиума по теме 1.1.
1. Клиническая психология как наука.
2. Предметная область клинической психологии.
3. Области применения знаний и навыков клинической психологии.
4. Отечественная нейропсихология: вклад А.Р. Лурии.
5. Рождение психосоматики на стыке медицины и психологии.
6. Отечественная патопсихология: вклад Б.В. Зейгарник.
7. Постмодернизм и клиническая психология в 20 веке.
8. С какой симптоматикой сталкиваются психологи в своей работе?

Вопросы для коллоквиума по теме 1.2.

1. Объяснить смысл модели 4- D в англоязычной клинической психологии.
2. Понятие психической нормы и патологии.
3. Предложите свое понимание «нормального поведения».
4. Агрессивное поведение, страдание, это норма или патология?
5. Эволюция учений о психических расстройствах. Европейские поиски причин ду-шевных недугов.
6. Европейский Ренессанс и создание первых приютов для душевнобольных.
7. Эволюция отношения к психической болезни и к страдающим душевными неду-гами.
8. Биологические факторы психической патологии (Р. Фон-Крафт Эббинг, Э. Крепелин).
9. Психологические факторы психических расстройств (З. Фрейд, Дж. Брейер и др.)
10. Социально-нормативные модели нормы и патологии.

Вопросы для коллоквиума по теме 1.3.

1. Рождение психологической клиники. Сформулировать смысл идеи, что психиче-ская патология, по аналогии с соматическими болезнями должна получать лечение в специальном месте, учреждении.
2. Идеи Лайтнера Витмера: необходимость специальной, практико-ориентированной области знания – клинической психологии; важность разработки психологических методов реабилитации психической патологии; бригадный подход – как опти-мальный способ совместной работы врача, психолога и социального педагога.
3. Основные психологические школы и подходы к пониманию психических рас-стройств.
4. Вклад представителей психоанализа в понимание психических расстройств.
5. Бихевиоральная психология и психотерапия: Дж. Вольпе и Г. Айзенк.
6. Формирование невроза (страха) с точки зрения бихевиоральных психологов.
7. Смысл антипсихиатрического движения в науке в 70 годы 20 го века.
8. Взаимосвязи мозга и поведения.
9. Этиология психических расстройств.

Вопросы для коллоквиума по теме 2.1.
1. Этические вопросы клинической психологии.
2. Принципы современной клинической психологии: мультифакторность этиологии психической симптоматики, ориентация на нужды практики, междисциплинарные подходы к изучению формирования и проявлений психопатологической симптома-тики.
3. Вклад представителей психоанализа в понимание личностных расстройств.
4. Вклад когнитивного и поведенческого направлений в понимание личностных ано-малий.
5. Особенности классификации личностных расстройств в МКБ-10 и DSM-4. Сравни-тельный анализ.
6. Трудности постановки диагноза в контексте работы с личностными расстройствами.
7. Некоторые ошибки психолога в работе аномалиями личности.

Вопросы для коллоквиума по теме 3.1.
1. Психогенные факторы расстройств сна.
2. Психогенные и генетические факторы социально-тревожного расстройства.
3. Какие психические расстройства в старческом возрасте вам известны.
4. Этология и клиническая картина расстройств приема пищи.
5. Психологические и семейные факторы развития расстройств приема пищи.
6. Этиология шизофрении: генетические и средовые факторы.
7. Основные подгруппы шизофрении: симптоматика, клиническая картина.
8. Подходы психологического вмешательства при шизофрении.
9. Этиология социально-тревожного расстройства: клиническая картина, подформы расстройства.
10. Этиология и клиническая картина аффективных расстройств: биполярная депрессия, униполярная депрессия.



2. Решение ситуационных задач и практических задач (выполнение практических заданий) - проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы; или выполнить проблемное задание на практике.

Практическое задание по теме 2.1
Задание 1. Составить профиль симптомов и предложить первичную оценку пси-хологического профиля по предложенным данным о человеке, его переживаниях, эмоци-ях, мыслях.
Например: Каждую ночь Мириам долго плачет, прежде чем уснет. Она уверена, что будущее сулит ей одни несчастья. Только в одном она действительно уверена: «Я скоро умру, и мои дочери тоже скоро умрут. Мы обречены. Мир отвратителен. Мне все опро-тивело.» У нее большие проблемы со сном. Мириам боится закрыть глаза, боится, что не сможет проснуться — а что тогда будет с ее девочками? Когда она наконец погружа-ется в сон, ей снятся кошмары — кровь, расчлененные тела, раскаты грома, разложение, смерть, разруха. И вот приходит утро, и Мириам чувствует, что не в силах встать. Сама мысль о том, что предстоит прожить еще один день, угнетает ее. Ей хочется быть уже мертвой, хочется, чтобы ее дочери тоже были уже мертвы. «Это было бы лучше для всех нас», — думает она. Депрессия и тревога парализуют Мириам, она слиш-ком устала, чтобы двигаться, и очень боится выходить из дома. И она снова решает вместе с дочерьми оставаться дома.»

Примерный перечень возможных симптоматических профилей:
- Гистрионное расстройство;
- Тревожные расстройства;
- Аффективное расстройство;
- Параноидное расстройство;
- Паническое расстройство.

Задание 2. Составить профиль симптомов и предложить первичную оценку пси-хологического профиля по предложенным данным о человеке, его переживаниях, эмоци-ях, мыслях.
Например: «В прошлом году Бредли много раз слышал таинственные голоса, внушав-шие ему, что он должен уйти с работы, оставить семью и приготовиться к вторжению врагов. Эти голоса внесли ужасное смятение в его жизнь. Бредли считает, что голоса принадлежат каким-то существам из отдаленных уголков вселенной, которые нашли способ связаться с ним. И хотя ему представляется, что в нем, вероятно, есть нечто особенное — ведь именно его избрали, чтобы передать эти сведения, голоса тревожат его, он находится в постоянном напряжении. Если Бредли отказывается выполнить при-каз, голоса всячески оскорбляют его и угрожают, превращая жизнь в сплошной кошмар. Бредли посадил себя на очень скудную диету, чтобы не дать предполагаемым врагам отравить его пищу. Он нашел тихую квартиру вдали от привычных любимых мест и устроил в этом жилище настоящий склад оружия и амуниции. Родственники Бредли и его друзья пытались поговорить с ним, понять, что его так беспокоит, и убедить юношу прекратить паническую активность. Однако с каждым днем Бредли все глубже погру-жается в мир таинственных голосов и воображаемых опасностей».
Примерный перечень возможных симптоматических профилей:
- Гистрионное расстройство;
- Тревожные расстройства;
- Аффективное расстройство;
- Параноидное расстройство;
- Паническое расстройство.
- Шизофрения;
- Бредовое расстройство.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Венгер А.Л., Морозова Е.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г., Кинкулькина М.А. Психиатрия и медицинская психология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2016 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
офисные приложение для работы с документами (электронные таблицы, текстовые редакторы)
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Методические рекомендации студентам для выполнения заданий текущего контроля

Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется обратиться к преподавателю для уточнения индивидуальной формулировки задания. Студенту предлагается форма отчетности в виде: письменного конспекта, выступления на практическом занятии с докладом, выполнения конспекта-схемы и пр. Письменное индивидуальное контрольное задание студентом сдается преподавателю заблаговременно до окончания дисциплины или в установленные сроки. Устное индивидуальное контрольное задание рекомендуется выполнить при выступлении с докладом (сообщением) на практическом занятии по соответствующей работе теме.

Методические указания студентам для выполнения самостоятель-ной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обес-печивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии в качественном декларировании докладов, сообщений, выпол-нении индивидуальных контрольных работ и текущих тестовых заданий.
Темы для выполнения обязательной работы студента:
 Какие взгляды на психическую норму и патологию прошлых эпох вам известны;
 Ознакомиться с существующими моделями психической нормы и пато-логии;
 Сформулировать смысл модели диатеза-стресса в понимании возникно-вения психических расстройств;
 Назвать известные существующие классификации психических рас-стройств;
 Сформулировать смысл когнитивно-поведенческого подхода к психоло-гическому вмешательству при личностных расстройствах;
 Сформулировать понимание личности в когнитивно-поведенческом под-ходе;
 Определить понятие когнитивной схемы, структуры в когнитивно-поведенческой модели психологического вмешательства;
 Объяснить смысл составления когнитивного профиля в когнитивно-поведенческом подходе при работе с расстройствами личности;


Для формирования представлений и навыков качественного ответа по предложенным темам студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литерату-рой по курсу аномалии личности, составлять развернутый конспект рас-сматриваемых тем.
Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомен-дуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. При успешном решении 90-100% заданий студент может заключить о своей ка-чественной подготовке по конкретному разделу дисциплины.
Перечисленные ниже проблематики тем контролируемой самостоя-тельной работы студента направлены на углубленное изучение и закреп-ление знаний студента в области аномалий личности, на формирование навыков анализа диагностики личностных расстройств.
Темы контролируемой самостоятельной работы студента:
 Проанализировать взгляды на причины и лечение психических рас-стройств;
 Проанализировать факторы возникновения нарушений поведения;
 Изучить модель диатеза-стресса в возникновении психических анома-лий;

 Изучить особенности когнитивно-поведенческий подхода к психологи-ческому вмешательству при расстройствах личности;
 Изучить стили мышления, характерные для расстройств личности;
 Проанализировать когнитивно-поведенческие стратегии и методы рабо-ты с личностными расстройствами;
 Рассмотреть техники работы психолога в контексте работы с расстрой-ствами личности;
 Рассмотрение диагностических методик оценки симптоматики при лич-ностных расстройствах;
 Изучить теоретические подходы к рассмотрению расстройств личности


Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежу-точных тестов по предмету.

Методические указания студентам для подготовки к практическим занятиям
В рамках дисциплины «Аномалии личности» на практические занятия выносятся следующие темы:
 Аномалии в развитии личности с позиций психоанализа;
 Исторические взгляды на анормальное поведение;
 Аномалии в развитии личности с позиций бихевиоризма;
 Психосоциальные воззрения на возникновение психических аномалий;
 Когнитивно-поведенческая теория личности;
 Обработка информации и развитие когнитивных схем;
 Когнитивные профили для расстройств личности;
 Основные когнитивные схемы, характерные для расстройств личности;

На практических занятиях по предмету «Аномалии личности» рассматриваются вопросы психологической диагностики и психологического вмешательства при расстройствах личности. Практическая работа студентов на занятиях направлена на развитие самостоятельности, приобретение и закрепление умений и навыков диагностики расстройств личности, анализа подходов к рассмотрению психической нормы и патологии. Поэтому при подготовке к практическим занятиям студенту рекомендуется составлять конспект предложенных текстов по рассматриваемой проблематике, выделять важные и второстепенные признаки исследуемых явлений.
На практических занятиях, посвященных рассмотрению когнитивно-поведенческой модели расстройств личности, студентам необходимо выслушивать доклады одногруппников, формулировать и задавать вопросы по проблемным аспектам теории, предлагать варианты их методологических решений.
На практических занятиях, посвященных анализу когнитивных профилей и когнитивных схем, характерных определенным расстройствам личности, студентам предлагается провести анализ убеждений, правил, установок и автоматических мыслей для различных расстройств личности.
К каждому практическому занятию студенты получают возможность сделать доклад по предложенным темам. На самом занятии они должны слушать и анализировать доклады сокурсников для участия в последующем обсуждении проблемы.
По итогам заслушанных выступлений студентам выставляются баллы, которые при необходимости трансформируются в оценки. Так за качественный и полный ответ, с примерами, выделением четких особенностей концепций выставляется 75 – 100 баллов (оценка «отлично»).
При достаточно содержательном ответе, но без примеров, либо с присутствием путаницы при дифференцировании основных понятий и принципов выставляется от 50 до 74 баллов (оценка «хорошо»).
А при плохом знакомстве с материалом предложенных тестов, при некачественно подготовленном выступлении, не выделении четких принципов той или иной концепции идентичности, а также неумении сформулировать вывод по содержанию своего выступления - выставляется от 25 до 49 баллов (оценка «удовлетворительно»).

Методические указания для подготовки к экзамену
При подготовке к прохождению экзаменационного контроля студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, выполнить индивидуальное контрольное задание.
При выборе письменного индивидуального контрольного задания сдать его преподавателю заранее до экзамена, при выполнении устного индивидуального контрольного задания студенту рекомендуется сделать выступление на практическом занятии по соответствующей работе теме.

Критерии получения оценки на экзамене:
Оценка «отлично» - высокая посещаемость лекционных и практических занятий, наличие индивидуальных конспектов лекций, законспектированных материалов для подготовки к практическим занятиям, успешно и своевременное выполнение индивидуального контрольного задания, решение тестовых заданий от 75% до 100%.
Оценка «хорошо» - посещаемость двух третей лекционных и практических занятий, наличие индивидуальных конспектов лекций, законспектированных материалов для подготовки к практическим занятиям, успешно и своевременное выполнение индивидуального контрольного задания, решение тестовых заданий от 51% до 74%.
Оценка «удовлетворительно» - посещаемость двух третей лекционных и практических занятий, законспектированных материалов для подготовки к содержанию лекционных и практических занятий, предоставление законспектированных материалов по выполнению индивидуального контрольного задания на экзамене преподавателю, решение тестовых заданий от 30% до 50%.