МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Конфликтология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_03_01_ПС-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.филос.н., профессор Фролов А.С.

Рецензент(ы):
к.психол.н., доцент Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Конфликтология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 14
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г., к. психол. н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 14
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., к. психол. н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – формирование компетенций в области управления конфликтами, изучение методологических и прикладных подходов к анализу социальных конфликтов в обществе, формирование на этой основе у студентов целостного представления о социальных конфликтах, происходящих в современном российском обществе.
Задачи курса:
- сформировать у студентов разностороннее представление о сущности и формах проявления социального конфликта во всех сферах общественной и личной жизни социальных субъектов в современных условиях;
- ознакомить студентов с закономерностями и особенностями возникновения и развития социальных конфликтов в российском обществе;
- ознакомить студентов с комплексом конфликтологических теорий, их базовых положениях, методологией, методикой и техникой эмпирических исследований конфликтов разных типов;
- ознакомить студентов с общими правилами и технологией диагностики конфликтов;
- ознакомить студентов с набором моделей решения конфликтов, условий их применения и методов их реализации;
- ознакомить студентов с формами и технологиями посредничества в конфликте;
- ознакомить студентов со спецификой эмпирических исследований социальных конфликтов в современной России, достижениями и актуальными проблемами современной конфликтологии;
- подготовить студентов к дальнейшей исследовательской деятельности по мониторингу конфликтности локальных социумов и социальной напряжен-ности в них;
- способствовать применению студентами на практике полученных теоретических знаний по конфликтологии;
- предоставить студентам возможность активной самостоятельной рабо-ты по изучению социальных конфликтов в современных условиях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об истории предмета конфликтология; методологических основах анализа социального конфликта; его структуре, видах; формах протекания; способах решения.
3.2.Уметь:
3.2.1.эволюцию представлений о конфликте и мире;
основные теоретические подходы к анализу конфликта;
понятийно-категориальный аппарат конфликтологии;
основные технологии урегулирования конфликтов и поддержания мира;
институты конфликторазрешения и сохранения мира;
уметь осуществлять анализ социального конфликта с использованием понятийно-категориального аппарата конфликтологии, использовать современные теоретические подходы в исследованиях конфликта.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.проведения исследований по проблемам конфликтологии, использования общих методов анализа и диагностики конфликта, а также технологий урегулирования и разрешения конфликтов и поддержания мира.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы конфликтологии
1.1. Научный статус и уровни конфликтологического знания Лекции 3 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Конфликт, его природа и сущность Сам. работа 3 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Научный статус и уровни конфликтологического знания Сам. работа 3 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. История, теория и методология конфликтологии Лекции 3 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Структура и истоки конфликта Сам. работа 3 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.6. История, теория и методология конфликтологии Сам. работа 3 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Технологии диагностики и разрешения социальных конфликтов
2.1. Анализ и диагностика социального конфликта Лекции 3 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Динамика конфликта Сам. работа 3 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Анализ и диагностика социального конфликта Сам. работа 3 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Основные модели разрешения социальных конфликтов Лекции 3 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Культура преобразования и разрешения конфликтов Сам. работа 3 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Основные модели разрешения социальных конфликтов Сам. работа 3 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Посредничество в социальном конфликте Лекции 3 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.8. Конфликтность и толерантность в общении Сам. работа 3 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.9. Посредничество в социальном конфликте Сам. работа 3 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Основные типы социальных конфликтов
3.1. Межличностные конфликты Лекции 3 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Типология конфликтов Сам. работа 3 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Межличностные конфликты Сам. работа 3 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Поведение людей в конфликте Лекции 3 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.5. Стрессы в конфликтных отношениях организации Сам. работа 3 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.6. Поведение людей в конфликте Сам. работа 3 6 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.7. Конфликты в семье Сам. работа 3 6 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.8. Внутриличностные конфликты Сам. работа 3 6 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.9. Внутриличностные конфликты и их преодоление Сам. работа 3 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.10. Конфликты в организациях Лекции 3 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.11. Трудовой конфликт Сам. работа 3 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.12. Конфликты в организациях Сам. работа 3 6 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.13. Массовые конфликты Сам. работа 3 6 ОК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Научный статус конфликтологии. Объект, предмет и уровни конфликтологии. Взаимодействие конфликтологии с другими науками.
2. История российской конфликтологии.
3. История и направления зарубежной конфликтологии. Диалектические и функционалистские концепции социального конфликта.
4. Методика исследований конфликтности локального социума.
5. Основные категории конфликтологии.
6. Типологии социальных конфликтов.
7. Супружеские конфликты, их причины, методики профилактики и решения.
8. Межпоколенные конфликты в семье.
9. Диагностика социального конфликта.
10. Арбитражная форма посредничества в социальном конфликте.
11. Внутриличностный конфликт: социальная сущность, симптомы, формы проявления, методики изучения и профилактики.
12. Механизмы и программа преодоления внутриличностного конфликта.
13. Межличностные конфликты: симптомы, методики их профилактики и решения.
14. Конфликтные типы личностей. Управление поведением оппонента в межличностном конфликте.
15. Стратегии и тактики поведения конфликтёров.
16. Типологии конфликтов в организациях.
17. Сущность и технология конфликтологического консалтинга.
18. Основные способы (модели) разрешения социальных конфликтов.
19. Стадии развития социального конфликта.
20. Трудовые конфликты: способы профилактирования и разрешения.
21. Социальная напряженность: сущность, формы проявления, методы изучения.
22. Управленческие конфликты в организации: основные причины, способы профилактирования и разрешения.
23. Первопричина производственных конфликтов.
24. Правила организации и проведения конфликтологических переговоров.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Предмет и методы исследования конкретного социального конфликта.
2. Понятие и структура конфликта (субъект конфликта, действие в конфликте, состояние субъекта конфликта, положение субъекта конфликта в объединении).
3. Типология социальных конфликтов.
4. Понятие «объединение индивидов», основные формы объединения социальных субъектов.
5. Методологические подходы к пониманию социального конфликта.
6. Конфликт как особый способ взаимодействия социальных субъектов.
7. Структура конфликтного действия.
8. Типы социальных взаимодействий, условия взаимодействий, результаты взаимодействий.
9. Исторические формы преодоления зависимости социальных субъектов (война, восстание, бунт, революция, партии и т.д.).
10. Динамика конфликтных действий.
11. Конфликтное пространство, понятие, границы и факторы его расширения и ограничения.
12. Институциональная и неинституциональная сущность конфликта и конфликтного пространства.
13. Формы институционализации конфликта и конфликтного пространства.
14. Понятие институционального и неинституционального конфликта.
15. Социальные формы конфликтного сознания (анархизм, коммунизм, либерализм, консерватизм и т.д.) и поведения (агрессия, насилие и т.д.).
16. Способы предупреждения конфликтов: обычай, традиция, нравственность, религия, право и т.д.
17. Роль социализации в предупреждении конфликтов.
18. Конфликтологические аспекты формирования толерантного мышления населения.
19. Особенности конфликтологического анализа действительности и его эвристический потенциал.
20. Модели, применяющиеся при разрешении конфликтов. Понятие «модель решения конфликта».
21. Силовые способы разрешения конфликта.
22. Компромисс как модель решения конфликта.
23. Культурные, ментальные и социально-психологические предпосылки использования интегрального способа разрешения конфликтов.
24. Методики профилактики конфликтов в студенческой среде.
25. Конфликты, возникающие в процессе банкротства и ликвидации предприятий.
26. Управленческие конфликты в муниципальных организациях.
27. Медиация разводов как технология решения супружеских конфликтов.
28. Конфликтологическое обучение персонала организации.
29. Причины межличностных конфликтов в организации.
30. Уровень социальной напряженности в локальных социумах.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лопарев, А. В. Конфликтология: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/A3965F22-B30E-46E8-B7AC-DB744E01CBF8
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бунтовская, Л. Л. Конфликтология : учебное пособие для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6CBED0CF-656E-4A94-8DFC-BAA67F70825C
Л2.2 Кашапов, М. М. Основы конфликтологии: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/D26345DE-90BD-4EDE-A163-53245B882B3B.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://ru.wikipedia.org/wiki/конфликтология
Э2 http://www.humanities.edu.ru/ – Социально-гуманитарное образование: федеральный портал.
Э3 http://window.edu.ru/window – Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов, электронная учебно-методическая библиотека, ресурсы системы федеральных образовательных порталов.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система АлтГУ, электронная библиотечная система "Юрайт", ЭБС http://biblioclub.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1. Методические рекомендации для студентов по подготовке к лекциям

8.1. Методические рекомендации для студентов по подготовке к лекциям

Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Рабочая программа дисциплины определяет самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа предусматривает доработку и оформление записей по лекционному материалу; конспектирование и работу с книгой, документами, первоисточниками; проработку материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по дисциплине.

8.2. Методические рекомендации для студентов по проведению практических занятий

На практическом занятии по дисциплине необходимо умение выступать с докладом, делать сообщения, умение включаться в беседу, дискуссию, отвечать на поставленные вопросы, решать предложенные преподавателем тесты, контрольные и проверочные работы.

8.3. Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы

Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др.
Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала.