МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы психопатологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_04_01_ПС-23- 2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 52
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 52 52 52 52
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.мед.н., профессор, Пивень Борис Нафанаилович;канд.психол.н., доцент, Юсупов Павел Рафаэльевич

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Основы психопатологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1043)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – изучить закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, а также экспериментальные приемы психодиагностики нарушений психических функций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– о различии между смежными дисциплинами, о практическом значении патопсихологического материала для смежных отраслей науки, предмете и методе патопсихологии;
- о процессе патопсихологического исследования, основах синдромального анализа патологии психической деятельности, основном методе и принципах его реализации в патопсихологии, методических приемах и средствах патопсихологической концептуализации и диагностики,
- об истории патопсихологии как раздела клинической психологии,
– о смысле, определении, классификации и закономерностях формирования патопсихологических синдромов как специфических патогенетически взаимообусловленных сочетаний симптомов нарушения эмоций, поведения и личности, патологии структурных единиц психической деятельности на фоне ее сохранных сторон.
– о закономерностях распада мышления и интеллекта, свойств личности при различных патологических состояниях, обладать представлениями о патопсихологической дифференциальной психодиагностики;
– о ведении патопсихологической беседы в структуре реализации патопсихологического эксперимента;
- о структуре протоколирования и документирования диагностического материала в патопсихологическом обследовании.
3.2.Уметь:
3.2.1. знать основные закономерности и типы нарушения темпа психического развития, причины возникновения и коррекционные мероприятия в патопсихологии;
– уметь проводить патопсихологические исследования основных психических расстройств, знать основные принципы патопсихологической диагностики;
- знать специфику закономерностей распада или искажения личности, мотивационно-потребностной сферы при различных психических расстройствах;
- уметь реализовывать в соответствии с основными методологическими основами и принципами патопсихологический эксперимент на всех этапах его моделирования, подбирать адекватные методические приемы и средства, проверять возникающие в ходе обследования гипотезы о структуре патологии психической деятельности, протоколировать и документировать ход обследования и результаты диагностики;
- знать инструкции, структуру протокола, материал, другие сообенности реализации арсенала папсихологических методик диагностики психических процессов, состояний и свойств личности, уметь их применять на практике в соответствии с целью и гипотезами обследования;
- уметь определять по сочетанию нарушенных и сохранных сторон психической деятельности, первичных и вторичных нарушений психики пациента, знать особенности нарушения сознания (патология восприятия), нарушения памяти, мышления и речи, умственной работоспособности, аномалиях эмоционально-личностной сферы, значение и перспективы развития патопсихологии, актуальные проблемы патопсихологии;
- структуру патопсихологического синдрома, составлять план коррекционных мероприятий с учетом всей констелляции нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, особенностей личности пациента;
- уметь составлять патопсихологическое заключение по итогам проведенного патопсихологического обследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. патопсихологической концептуализации патологии психической деятельности,
- навыками ведения патопсихологического обследования на всех этапах моделирования и реализации патопсихологического эксперимента при соблюдении основных принципов его осуществления,
- определения структуры патологии психической деятельности и сохранных сторон психики, а также - первичных, вторичных и третичных нарушений психической деятельности при разных формах психических расстройств,
- навыками диагностики и определения патопсихологических синдромов при психических расстройствах,
- реализации патопсихологического эксперимента в контексте использования разных методических средств и приемов, конкретных патопсихологических методик обследования,
- навыки ведения протокола, документирования патопсихологического обследования, а также - составления, написания патопсихологического заключения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и метод, практические задачи и актуальные проблемы патопсихологии. Методология патопсихологии.
1.1. Предмет и метод патопсихологии. История патопсихологии. Лекции 1 2 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Актуальные проблемы патопсихологии. Методология патопсихологии. Лекции 1 2 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. психопатология и смежные дисциплины. Психопатология и психотерапия Сам. работа 1 8 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Актуальные методологические, методические и эмпирические проблемы патопсихологии. Методология патопсихологии. Практические 1 4 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Психические расстройства. Организация оказания психиатрической помощи. Сам. работа 1 7 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Общая психопатология
2.1. Расстройства сознания.Расстройства личности Практические 1 2 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Частная психопатология
3.1. Психосоматические расстройства. Практические 1 4 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Биполярное аффективное расстройство (маниакально-депрессивный психоз) Сам. работа 1 7 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Психопатологические синдромы у детей. Практические 1 2 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Психопатологические исследования нарушения памяти, внимания, сенсорных реакций Сам. работа 1 8 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.5. Органическое нарушение психики и темпа психического развития Сам. работа 1 7 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.6. Психопатологическое осследование мыщления и интеллекта Сам. работа 1 8 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.7. Психопатологическое исследование личности и ее эмоциональной сферы Сам. работа 1 7 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.8. Зачет Зачет 1 4 ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Патопсихология: предмет, метод, основатели, история.
2. Методологические основы патопсихологии (Выготский Л.С., Лурия А.Р., Леонтьев А.Н., Зейгарник Б.В., Рубинштейн С.Я., др.).
3. Патопсихологический эксперимент: принципы, приемы реализации, примеры.
4. Синдромный анализ в патопсихологии (Зейгарник, Соколова, Николаева, Рубинштейн).
5. Патопсихологический синдром. Структура нарушения психической деятельности.
6. Тактики патопсихологического обследования.
7. Составляющие мотивационного компонента психической деятельности (на примерах), виды, примеры нарушений Мотивационный компонент при разных психических расстройствах. Обнаружение составляющих компонента в методиках.
8. Составляющие операционного компонента, виды нарушений (на примерах) при разных психических расстройствах. Обнаружение составляющих компонента в методиках.
9. Составляющие организационно-целевого компонента. Виды, примеры нарушений. Организационно-целевой (регуляционный) компонент при разных психических расстройствах. Обнаружение составляющих компонента в методиках.
10. Составляющие динамического компонента. Виды, примеры нарушений компонента при разных психических расстройствах. Обнаружение составляющих компонента в методиках.
11. Критичность и подконтрольность деятельности: определение и индикаторы нарушенности / сохранности при патопсихологическом обследовании.
12. Приемы организации патопсихологического эксперимента и его принципиальное отличие от тестового подхода. Психопатология и патопсихология.
13. Методики исследования мнестической психической деятельности с указанием, какой компонент в структуре деятельности может быть диагностирован - какой методикой.
14. 16. Методика С.Я. Рубинштейн "Слуховые восприятия", методики исследования сенсомоторной сферы, сформированность элементарных навыков. Доказательства, что галлюцинации неверно мыслить как «ложные восприятия».
17. Задачи патопсихолога как специалиста. Предметная область патопсихологии. Основные патопсихологи и их исследовательская область (Зейгарник, Рубинштейн, Братусь, Николаева, Соколова, др.).
18. Структура нарушений мыслительной деятельности при разных психических нарушениях.
19. Структура нарушений мнестической деятельности.
20. Структура нарушений перцептивной деятельности.
21. Психологические механизмы галлюцинаций и псевдогаллюцинаций.
22. Приемы диагностики компенсаторных возможностей психики.
23. Определение сохранных / нарушенных / компенсируемых сторон психической деятельности при определении ПП синдрома.
24. Какие основные идеи теории Выготского-Лурии-Леонтьева лежат в основе патопсихологической модели.
26. Патопсихологические признаки нарушений мотивации и мышления при шизофрении, органических поражениях головного мозга.
27. Мотив экспертизы - определение, роль в реализации деятельности, сохранность / нарушенность.
28. Анализируемая в ходе обследования система отношений пациента.
29. Эксперимент и тест. Роль патопсихологии в становлении и развитии отечественной клинической психологии.
30. Нарушение мотивационного и динамического компонент мнестической деятельности (память).
31. Нарушение операционного компонента мышления.
32. Нарушения мотивационного компонента мышления.
33. Нарушение критичности и подконтрольности психической деятельности.
34. Агнозии и псевдоагнозии.
35. Эффект Зейгарник. Методики исследования опосредованной памяти.
36. Методика 10 слов. Методика Четвертый лишний.
37. Методика «Классификация предметов».
38. Психологическая структура нарушения при корсаковском синдроме.
39. Методика Простые и сложные аналогии.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Анализ клинического заключения, основываясь на принципах психологической диагностики Л.С.Выготского.
2. Синдромный анализ нарушений памяти, восприятия, мышления при различных психических заболеваниях.
3. Структура патопсихологического обследования пациента с целью дифференциальной диагностики шизофрении и диффузного органического поражения мозга.
4. Патопсихологическое обследование пациента с целью описания структуры дефекта при эпилепсии.
5. Патопсихологическое обследования пациента с целью описания особенностей и нарушений самосознания, эмоций и личности при психопатии.
6. Теория деятельности и культурно-исторический подход: реализация идей и принципов в патопсихологии.
7. Проблема дефекта и компенсации в отечественной патопсихологии.
8. Проблема синдромного анализа нарушений психической деятельности.
9. Формы и методы внебольничной психологической помощи пациентов.
10. Психологическая коррекция больных шизофренией.
11. Патопсихология нарушения памяти как психической деятельности (динамический, операциональный, мотивационный и организационный компонеты).
12. Патопсихология нарушения мыслительной деятельности при психических расстройствах (динамический, операциональный, мотивационный и организационный компонеты).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Венгер А.Л., Морозова Е.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Прикладная клиническая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сидоров П.И., Парняков А.В Клиническая психология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2010 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В билет на зачете включено два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. Оценка зачтено ставится при решении практического и ответе на теоретические вопросы.